microbik.ru
1

Районная конференция – фестиваль творчества учащихся

«EXCELSIOR – 2009».


Секция «Литература»


Проект


«Отчизне посвятим

души прекрасные порывы»


(Война в судьбе и творчестве А. С. Пушкина)


Автор проекта:

ученик кадетского 8 «а» класса

МОУ «Вурнарская СОШ №1»

Максимов Артемий


Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Вурнарская СОШ №1»

Бобина Наталья Рэмовна.


п. Вурнары 2009.


Паспорт проекта



Название работы

«Война в судьбе и творчестве А. С. Пушкина»

Учебное заведение

МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1»

Автор

Максимов Артемий Валерьевич

Научный руководитель

Бобина Наталья Рэмовна

Актуальность проекта

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к русской литературе, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности русской литературы, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для вовлечения в активную исследовательскую деятельность, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом.



Цель проекта

.Развитие интереса к изучению творчества А. С. Пушкина, воспитание гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному слову, б) гордость за великую русскую литературу и уважение к подвигу наших предков во время Великой Отечественной войны.


Задачи проекта

1.Через исследовательский материал, изучаемый в процессе работы над проектом, расширить кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

2.На конкретном материале развить:

  • интерес к изучению творчества А. С. Пушкина.

  • интерес к изучению истории Родины

  • интерес к исследовательской деятельности


Проект служит объединению, сплочению вокруг высокой благородной цели – сохранение русской культуры.

Стратегия реализации

Основные стратегии:


1.   Изучение специальной литературы.

2.   Сбор материалов

3.  Опрос учащихся по возрастным группам и взрослого населения поселка.

4. Анализ полученных результатов. 

5. Составление графиков и диаграмм по результатам исследовательской деятельности. 


Полученные результаты

В результате исследования выявлено недостаточное знание учащихся и взрослых о связи имени А. С. Пушкина с Великой Отечественной войной.

Форма мониторинга

Опрос учащихся и взрослых, составление сравнительных диаграмм.

Практическое отображение теоретических исследований

Проведено исследование по теме «Война в судьбе и творчестве А. С. Пушкина», проверены знания учащихся и взрослых по этой теме.



Аннотация


Проект очень актуален. В наше нелегкое время, когда уходят на второй план нравственные и моральные ценности, особенно важно обратиться к культурному наследию.

Работа развивает интерес к изучению творчества А. С. Пушкина, воспитывает гражданско – патриотические чувства и убеждения, утверждает значимость таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному слову, б) гордость за великую русскую литературу и уважение к подвигу наших предков во время Великой Отечественной войны.

Материалы исследования можно применять в работе и учебе.

Основные  задачи проекта: через исследовательский материал, изучаемый в процессе работы над проектом воспитывать патриотические чувства.

Через исследовательский материал, изучаемый в процессе работы над проектом, расширить кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

2.На конкретном материале развить:

  • интерес к изучению творчества А. С. Пушкина.

  • интерес к изучению истории Родины, подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.

  • интерес к исследовательской деятельности


Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение и изучение литературного наследия А. С. Пушкина, изучение связи его творчества с подвигом наших предков в Великой Отечественной войне способствует патриотическому настрою, повышению интереса к литературе.


Введение


Данный проект имеет большое значение. В наши дни, когда нравственные ценности утратили своё значение, изучение творчества великого русского поэта А. С. Пушкина, нашей национальной гордости, помогает воспитать патриотические чувства. Мы гордимся тем, что в его творчестве есть особое отношение к военным подвигам предков. Среди друзей и родственников поэта немало военных, прославивших себя ратными подвигами. Научное исследование, посвященное А. С. Пушкину, позволило выявить уровень заинтересованности учащихся школы и взрослых в изучении творчества поэта и судьбе его творчества, связанного с военной темой.


^ 2. Основная цель проекта

1   .Развитие интереса к изучению творчества А. С. Пушкина, воспитание гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному слову, б) гордость за великую русскую литературу и уважение к подвигу наших предков во время Великой Отечественной войны.


^ 2.   Использование материала исследования в работе и учебе.

  Подобный проект воспитывает стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами. Результаты исследования позволяют задуматься о том, что тема не исчерпана.


^ 3. Основные  задачи проекта:

1.Через исследовательский материал, изучаемый в процессе работы над проектом, расширить кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

2.На конкретном материале развить:

  • интерес к изучению творчества А. С. Пушкина.

  • интерес к изучению истории Родины

  • интерес к исследовательской деятельности



4 Обоснование необходимости проекта (актуальность).

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к русскому языку и литературе, в умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для вовлечения в активную исследовательскую деятельность, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом.


^ 5. Описание проекта.


Неправда, будто на войне

Смолкает голос муз.

На фронте с Пушкиным вдвойне

Был крепок наш союз.


Вера Инбер

На первом этапе работы была изучена специальная литература по данному вопросу.

В результате я узнала, что великий русский поэт А. С. Пушкин не был военным человеком, однако он с большим знанием описывал батальные сцены разных времен. Часто в его произведениях упоминается и о том, как участвовали в защите Отечества его предки. В «Моей родословной» Александр Сергеевич говорил о своем славном пращуре - воине эпохи Александра Невского: «Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил».

В пушкинском роду были соратники Кузьмы Минина и сподвижники Петра I. Истории известны имена Гаврилы и правнука его Григория Пушки. Отличились и прапрадеды поэта: Иван Головин - при Гангутском сражении - первой в российской истории морской победе русского флота над шведской эскадрой у мыса Гангут (1714 г.) и в сражении под Полтавой 10 июля 1709 г., в котором русская армия под командованием Петра I одержала победу над шведской армией Карла XII.

Прадед поэта - Алексей Пушкин - участвовал в штурме крепостей Очаков и Хотин. Отмечая заслуги Абрама Петровича Ганнибала - арапа, возвышенного Петром, Пушкин писал:

И был отец он Ганнибала,

Пред кем средь чесменских пучин

Громада кораблей всплывала

И пал впервые Наварин.

Чесменский бой в русско-турецкой войне завершился 26.6.1770 г. разгромом турецкого флота в бухте Чесма. Наваринское сражение 20.10.1827 г. в районе Наваринской бухты (Южная Греция), в котором русско-англо-французский флот разгромил турецко-египетский флот.

А Иван Абрамович - один из сыновей Ганнибала - тоже был героем знаменитого морского сражения.

Отечественная война 1812 года во многом определила темы творчества А. С. Пушкина, круг его общения. Мимо Царскосельского лицея весной 1812 года шли гвардейские полки навстречу полчищам Наполеона. Были в воинских колоннах и те, которые впоследствии станут друзьями поэта: будущие декабристы - Семеновского полка юнкер Петр Чаадаев, Литовского полка прапорщик Петр Пестель, Матвей Муравьев-Апостол и другие. В «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин на выпускном экзамене в январе 1815 года с пафосом прочтет:

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны.

Восстал и стар и млад,

летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

В творчество поэта вошла Отечественная война. В стихах он преклонялся перед ратным подвигом отстоявших Россию и высказывал откровенное презрение к ее врагам.


Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?


«Клеветникам России»


И не только в стихах. В повести «Метель» читаем: «Между тем война со славою была окончена. Полки наши возвращались из-за границы... Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами».

Немало участников войны с Наполеоном вошло в жизнь поэта, Пушкин был знаком более чем с двадцатью генералами, чьи портреты представлены в Военной галерее Зимнего дворца. Тесная дружба связывала его с генералом Денисом Давыдовым, поэтом-партизаном, чьи стихи публиковались в основанном Пушкиным журнале «Современник». Дружил и с генералом Иваном Инзовым, открывшим счет победам в Отечественной войне 1812 года. Общался поэт с героем Бородина генералом Николаем Раевским, а также с генералами Сергеем Волконским и Михаилом Орловым, принявшим капитуляцию Парижа в 1814 году. Общение с этими и другими участниками Отечественной войны 1812 года в той или иной степени отразилось на творчестве поэта. Так, стихотворение «Полководец» он посвятил фельдмаршалу М. Барклаю-де-Толли:


……Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.


Ратную славу своего рода продолжили и потомки Александра Сергеевича. Его сын Александр участвовал в освобождении Болгарии от турецкого ига и отличился в сражениях у Плевны и на Шипке, был награжден орденом и золотым оружием. В Болгарии и теперь чтут его как национального героя.

Армейской службе посвятил свою жизнь внук поэта Григорий Александрович. После Октябрьской революции он вступил в ряды Красной Армии, зарекомендовал себя опытным, тактически грамотным командиром.

Прямые потомки А. С. Пушкина участвовали в Великой Отечественной войне, сражались на разных фронтах. В поколении пушкинской родни были представители всех родов войск. Праправнук поэта минометчик Григорий Григорьевич Пушкин в начале войны попал в окружение, затем сражался с гитлеровцами в партизанском отряде. После соединения с советскими войсками воевал в воздушно-десантной дивизии. Другой праправнук Александр Всеволодович Кологривов связистом оборонял Москву, дошел с боями до Берлина. Его брату Олегу Кологривову довелось воевать на псковской земле, вражеским осколком был ранен недалеко от Пушкинских гор. Сергей Борисович Пушкин в военные годы был авиатором, а его брат Борис Борисович служил на Балтике, после войны участвовал в очистке ее фарватеров от вражеских мин. Артиллеристом сражался с гитлеровскими захватчиками праправнук великого поэта Сергей Клименко. Пушкинский род прославила в ратных делах и праправнучка поэта военный врач майор медицинской службы Мария Сергеевна Чалик. После войны с гитлеровской Германией она участвовала в боях с армией милитаристской Японии на территории Северной Кореи. Трое правнуков Пушкина, живших за рубежом, также сражались против фашистов. Один из них, Джордж Майкл Александр Уэрнэр - капитан английского уланского полка, погиб в бою.

Великая Отечественная война вошла и в судьбу самого А. С. Пушкина. Музей – заповедник Михайловское был оккупирован фашистами еще в 1941 году, а в 1944 там шли жестокие бои. Готовясь освобождать Михайловское, бойцы говорили о поэте, читали его стихи. Фронтовые газеты выходили под заголовком «Отомстим за нашего Пушкина». Фашисты разобрали домик няни Арины Родионовны, а в доме-музее установили орудие, когда стало ясно, что позиции им не удержать, они подожгли дом. Он вспыхнул как свечка и скоро сгорел дотла. Весь парк Михайловского был изрыт траншеями, фашисты срубали вековые сосны парка для своих блиндажей (они спилили 40000 сосен). Вечная память героям, погибшим при освобождении Михайловского. А. С. Пушкин еще в 1831 году писал:

……… или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.


«Клеветникам России»


Известно, что, отступая, фашисты заложили в ограде Святогорского монастыря, где похоронен А. С. Пушкин, 4000 мин. Они намеревались взорвать могилу поэта, но не успели. Собираясь это сделать, фашисты стремились уничтожить саму память о величайшем русском поэте.

Московский писатель Иван Алексеевич Новиков был широко известен в довоенные годы как исследователь творчества Пушкина, автор исследований «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском». Когда началась война, ему было уже за шестьдесят. Его не брали на фронт, но желание личного участия в войне привела его к мысли организовать публичные пушкинские чтения. Доходы от вечеров были переданы на строительство военного самолета «Александр Пушкин». Самолет был построен. Доверили его одному из лучших летчиков Горохову Юрию Ивановичу. Принимая именной самолёт, капитан Горохов заверил боевых товарищей, что отдаст все силы, а если понадобится, и жизнь в борьбе против немецко - фашистских захватчиков.

Участвуя в прикрытии наземных войск, капитан Горохов вместе с другими лётчиками полка не раз срывал попытки вражеских бомбардировщиков нанести удары по нашим частям. 12 Августа над Спас - Деменском Ю. И. Горохов уничтожил на «Александре Пушкине» 4 вражеских бомбардировщика. Через несколько дней отважному лётчику был вручён второй орден Красного Знамени.

Родился Юрий Иванович 1 Августа 1921 года в деревне Федосцино, ныне Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. С 1937 года работал токарем на заводе в городе Кинешма, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

1 Января 1944 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил около 400 боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени

( трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка Краснинского района Смоленской области.

После гибели Юрия Горохова его самолет после ремонта был вручен старшему лейтенанту Сергею Барановскому. На нем он сбил 10 фашистских самолетов. После ранения убыл в госпиталь, а в кабине истребителя «Александр Пушкин» место занял лейтенант Виктор Бахирев. На польской земле и в Германии он сбил четыре самолета

Мы обязаны помнить таких прекрасных русских патриотов, горячо любивших свою Родину и ее пиитов, какими были отважный летчик капитан Горохов и московский писатель-пушкиновед Новиков. Как бы приветствуя победу, А. С. Пушкин писал:

Победа! сердцу сладкий час!

Россия! встань и возвышайся!

Греми, восторгов общий глас!

«Бородинская годовщина» 1831г.


Конечно, у каждого россиянина существует свой Пушкин, каждый воспринимает, оценивает и понимает его по-своему. В поэзии Пушкина мы всегда ищем и находим ответы на многие «вечные вопросы»: что такое Отечество? Добро? Зло? Наше понимание долга и чести, совести и счастья. Вот почему, думая о Пушкине - гении и великом патриоте, каждый из нас вправе с гордостью сказать словами Марины Цветаевой – «Мой Пушкин!»
Поэзия и дух его бессмертны. Гении не умирают: они живут в каждом новом поколении людей.


На втором этапе работы проведен опрос учащихся и взрослых. Были предложены вопросы:

1. Какие вы знаете произведения А. С. Пушкина об Отечественной войне 1812 года?

2. Назовите друзей А. С. Пушкина, героев войны 1812 года.

3. Прямые потомки поэта на фронтах Великой Отечественной войны.

4. Что вы знаете о самолете «Александр Пушкин»?

В результате опроса установлено, что число правильных ответов среди учащихся 7-8 классов составляет 29 %, среди 9-10 классов – 57 %, среди взрослых – 32% от числа опрошенных. Это говорит о том, что учащиеся старших классов интересуются творчеством Пушкина, хотя необходимо выразить надежду на то, что этот интерес будет повышаться. У взрослых с возрастом утрачивается интерес к добыванию новых знаний, поэтому их результаты ниже, чем у старшеклассников. Ну а для учащихся 7-8 классов открытие Пушкина еще впереди.









^ Конкретные ожидаемые результаты.

Сохранение и изучение русской литературы, творчества А. С. Пушкина. Достигнуты первые результаты: проснулся интерес к изучению культурного наследия. Проводя исследование, я привлекла материалы Интернет сайтов. Следует ожидать, что в будущем будет повышаться интерес к изучению творчества А. С. Пушкина не только у меня, но и у моих одноклассников.

Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить культуру прошлых веков, вызвать интерес к научно-познавательной деятельности, развить самоуправления в процессе работы над проектом, привлечь к проекту родителей, общественность.

.Необходимо сделать все для того, чтобы великая русская культура, спасенная прадедами в различных войнах, продолжала жить вечно!


^ Механизм оценки результатов.

Результаты  проекта будут отслеживаться, учителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности фиксируется и заносится в компьютер.


^ Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся.


Литература.



  1. П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987.




  1. Н. М. Лобикова. Тесный круг друзей моих. Пушкин и декабристы. М. 1980.




  1. В. М. Русаков. Рассказы о потомках А. С. Пушкина. Л. 1982.




  1. Е. А. Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. М.1981.




  1. С. С. Гейченко У лукоморья. Л. 1981.



Регистрационная карточка участника



Фамилия

Максимов

Имя, отчество

Артемий Валерьевич

Дата рождения

28.08.1994

Серия и № паспорта

III РЛ №385087

Домашний адрес




Телефон




Электронная почта






^ Информация о работе в первом туре.


Направление:

Секция: Литература

Название работы: Война в судьбе и творчестве А. С. Пушкина

Образовательное учреждение: МОУ «Вурнарская СОШ №1»

Класс: 8 «А»


Научный руководитель.



Фамилия

Бобина

Имя, отчество

Наталья Рэмовна

Ученая степень, звание




Должность

Учитель

Место работы и категория

МОУ «Вурнарская СОШ №1» Высшая категория

Телефон

-

Электронная почта

-



Директор МОУ «ВСОШ №1» Малов В. И.


Подпись участника: