microbik.ru
1



Администратор образования № 13, 2009г. стр. 71-75


Оценка урока с позиций здоровьесберегающей педагогики

Корнеева И.Г. к.п.н., руководитель лаборатории управления

ОМЦ Южного округа г.Москвы

Проводимые в течение пяти лет в школах Южного округа г.Москвы исследования, в которых принимали участие более 1200 респондентов, показали, что основными причинами, сдерживающими реализацию принципов здоровьесберегающей педагогики в школе по-прежнему остаются у педагогов недостаточный уровень компетентности – 58,8% и формирования мотивации данной деятельности– 47,3%; а также резкое расслоение среди учащихся, настроенных на здоровый образ жизни (32%) и склонных к «болезнями поведения»– 52%.

Анкетирование участников образовательного процесса (более 550 учителей, школьников, родителей) показало, что есть много причин, по которым люди разных возрастных групп пренебрегают здоровым образом жизни, однако незнаний о правильном питании, режиме дня, активном образе жизни и т.д. – не отмечает ни один респондент. Главными причинами, которые снижают работоспособность, настроение и желание работать и учиться, респонденты упорно называют усталость, утомление, нехватку времени и интенсификацию процесса труда.

Результаты собеседований с заместителей директоров по внедрению здоровьесберегающих технологий, изучение работы по созданию здоровьесберегающей среды в школе показали, что общая утомляемость педагогов и школьников не снижается в образовательных учреждениях повышенного уровня (гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением иностранных языков) и относительно стабильна, неизменна в центрах образования и обычных общеобразовательных школах.

Наиболее значимые результаты, на наш взгляд, были получены при изучении и обсуждении проблемы применения здоровьесберегающих технологий на обычном, каждодневном уроке, что еще раз доказало необходимость мотивации учителя на здоровьесберегающую структуру каждого урока, а не на повальное увлечение игровыми и другими методами.

Что же должны знать руководители образовательного учреждения, а также учитель, который ежедневно проводит 5-7 уроков, для того, чтобы максимально рационально использовать внутренние ресурсы своего организма и организма школьников, чтобы эффективно работать и учиться, но при этом не уставать?

Большинство параметров, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев его проведения. Однако каждый их них имеет связь с проблемой здоровья не только учащихся, но и учителя. То, что школьники способны «снять» во время активной перемены, невозможно для людей старшего поколения, и если молодые снимают утомление активными минутами перемены, то старшее поколение – учителя, усугубляют пассивным «отдыхом» во время той же перемены. Состояние, опосредующее эту связь – утомление и стресс. Профилактика утомления и стресса – это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе.

На что же следует обратить внимание в ходе урока, если мы говорим, что используем принципы здоровьесбережения? В процессе исследования мы анкетировали учителей основной и старшей школы. Большинство из них постоянно жаловалось не только на утомление уже после 3-го урока и проблемы с дисциплиной, которые начинались уже со второго урока, но и на преобладающее безразличие школьников к изучению нового материал с 4-го урока. Большинство учителей отмечало плохое самочувствие, чрезмерную раздражительность после окончания учебных занятий и нежелание готовиться к урокам на завтра.

Вот как ответили преподаватели на предложенные вопросы о создании на уроке условий здоровьесбережения 430 учителей 5-11 классов :





Как Вы оцениваете обстановку и гигиенические условия в классе?

Хорошо – 54%

Удовлетворительно – 34%

Плохо – 10%

Постарайтесь вспомнить, когда Вы перед началом урока обращали внимание на температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители?

Часто – 12%

Периодически - 40%

Редко - 40%

Никогда – 8%

Какое количество видов учебной деятельности Вы предлагаете учащимся на уроке? И сколько минут длится каждый вид деятельности?

2-3 вида деятельности. По 15-20 мин.

Какое количество видов преподавания вы используете на уроках? Рационально ли Вы их используете и чередуете?

2-3 вида.

Да – 27%

Не совсем – 47%

Чаще нерационально – 26%

Какие методы Вы используете для активизации учащихся на уроке?

Дискуссия – 27%

Дебаты – 4%

Игровые – 36%

Обсуждение – 33%

Предоставляете ли Вы им возможность свободного общения?

Нет – 36%

Да – 24%

По обстоятельствам – 40%

Как долго на уроке Вы применяете технические средства обучения?

5 мин – 12%

15-20 мин – 36%

Весь урок – 52%

Как Вы мотивируете активную деятельность учащихся?

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества)

Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия)

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)



12%


8%


80%

Что преобладает в Вашем общении с обучающимися: сотрудничество или авторитарность?

сотрудничество – 48%

авторитарность – 52%

Учитываете ли Вы возрастные особенности при устном опросе, во время самостоятельной работы?

Всегда – 22%

Не всегда – 24%

Редко – 36%

Не учитываю – 28%

Увлеченно рассказывая содержание очередной темы любимого предмета, наблюдаете ли Вы на лицах школьников заинтересованность или безразличие?

Наблюдаю на первых трех уроках – 56%

Безразличие появляется чаще всего после 4-го урока.

На какой минуте Вашего урока даже у пятиклашек активность сменяется пассивностью, а дружелюбие – враждебностью?

5-8 кл. – 20-я минута

9-11 кл. – пассивность с 10 минуты

Во время объяснения нового материала, обращали ли Вы внимание на чередование позы ученика в зависимости от видов деятельности?

Всегда – 14%

Редко – 56%

Очень редко – 30%

Как часто Вы наблюдаете за учениками групп риска по зрению, осанке, сосудистым заболеваниям, даете им особые задания на уроке?

Часто – 14%

Периодически – 30%

Редко – 16%

Никогда – 40%

Сможете ли Вы хотя бы в вопросах на повторение содержательной части урока затронуть проблемы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни?

Часто – 12%

Периодически – 14%

Редко – 48%

Никогда – 36%

Как часто Вы используете внешнюю мотивацию: оценку коллектива, похвалу учителя, поддержку друзей, соревновательный момент?

Часто – 32%

Периодически – 24%

Редко – 24%

Никогда – 20%

Оцените на своем уроке уровень внутренней мотивации школьников:

стремление больше узнать – 24%, радость от активности 16%, интерес к изучаемому материалу 60%


По результатам опроса были скорректирована система окружной системы повышения квалификации, расширено изучение разделов: психолого-педагогического, валеологического, информационно-коммуникативного.

Анализ результатов анкетирования учителей на предмет знаний и умений использования здоровьесберегающих методов и приемов на каждом уроке вне зависимости от предмета и места урока в расписании показал снижение количества педагогов, которые

- недостаточно владеют умениями переключаться самим и переключать внимание учащихся на разные виды деятельности – 52% (было в 2005г. – 78%);

-используют ограниченное количество педагогических приемов и видов деятельности, особенно на последних уроках, что снижает мотивационную активности школьников, вызывает двигательную фазу утомления, провоцирует переутомление и как следствие – чрезмерную раздражительность учителя – 46%;

- считают, что оценка внешней мотивации школьника положительно влияет на повышение уровня внутренней мотивации активности, повышает интерес к процессу образования – 78% (было в 2005г. 38%);

-возрастает потребность использовать технические средства обучения не только как вид наглядной информации, но и развитие коммуникативных умений – вести дискуссии, беседы, обсуждения – 64%.

Одновременно нами отмечено, что ученики «группы риска» по зрению, осанке к 8-9 классу теряют образовательную активность. У них, кроме сутулости, признаков близорукости (прищуривание), низкой подвижности, возникают подростковые «комплексы», которые тормозят свободное общение со сверстниками особенно на переменах.

На правильно организованном с позиций здоровьесбережения уроке весь процесс обучения проходит значительно эффективнее, утомление возникает на последних минутах урока, учителю и ученику достаточно перемены для восстановления физических и интеллектуальных сил.

Выявление недостаточного уровня валеологической компетентности учителя в вопросах структурирования урока, подбора эффективных методов обучения, использования знаний возрастной детской психологии и т.д. позволило нам скорректировать образовательную программу курсов повышения квалификации. Подготовить мастер-классы, семинары и круглые столы, на которых формируется особый взгляд педагога на привычный урок – не только как на усвоение нового материала, формирование предметных умений, но и как на инструмент социализации школьников, средство для формирования способности выбирать здоровый образ жизни, обучение без стрессов.