microbik.ru
1 2 3



Администрация Гаврилов – Ямского муниципального района

управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

Митинская основная общеобразовательная школа


программа

развития

школы

на 2010 – 2014 год


Утверждена педагогическим советом Митинской оош,

протокол № 1 от 30. 08. 2010 г.





Гаврилов – Ямский муниципальный район

с. Митино


Наименование программы: Программа развития школы 2010 -2014г.

Заказчик программы: Совет школы

Директор программы: Лукьянова Ольга Алексеевна

Руководитель группы разработчиков: Филинова Т.Л., учитель информатики

Основные разработчики программы: администрация школы, педагогический коллектив школы, родители, учащиеся школы.


Содержание программы развития


  1. Программа развития и её роль в процессе управления учреждением

  2. Информационно-аналитические данные:

    • Информационная справка о школе

    • Характеристика учебно-воспитательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение

    • Сведения об учащихся

    • Уровень обученности школьников по предметам и классам за 3 года

    • Данные о здоровье учащихся

    • Характеристика семей

    • Характеристика педагогических кадров

  1. Учебный план школы и его обоснование

  2. Анализ состояния работы школы за учебный год

    • Система работы с педагогическими кадрами

    • Итоги деятельности школы по обеспечению активного досуга и занятости детей и подростков во второй половине дня

    • Проблемно-ориентированный анализ

  1. Концепция развития школы

  2. Поэтапная разработка плана действий

    • Организационный механизм развития школы, основанный на участии учителей в управлении

    • Функции подразделений управления развитием школы

    • Стратегический план реализации программы развития ОУ

    • План действий 1-4 этапов

  1. Смета расходов на реализацию программы

  1. Литература



Программа развития и её роль в процессе управления учреждением


Программа развития школы является документом совместного действия коллектива ОУ.

Она способствует созданию новой школы, поможет реформированию содержания обучения, управленческих структур, методической службы. Основное назначение «Программы развития школы» - быть средством интеграции всего коллектива школы на достижение целей её развития.

Задачи:

  1. разработать содержание программы развития на 2010 -14 уч. год и единой образовательной модели для начальной и основной школы

  2. выявить проблемы изменения позиции учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе для достижения субъект - субъектных отношений

  3. сформировать нормативно-правовую базу инновации

  4. модернизировать учебно-материальную базу, обеспечивающую внедрение новых образовательных технологий

  5. разработать методические рекомендации по формированию общеучебных умений у учащихся начальной и основной школы

  6. обобщить результаты апробации инновационной модели

  7. Ожидаемые результаты:

  8. развитие познавательных способностей учащихся

  9. формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное, индивидуальное обучение учащихся и рост профессионализма учителей

  10. обеспечение 100% освоения учащимися общеучебных умений, а также приёмов работы с модулем (целевым планом учебно-познавательной деятельности) и активное включение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность

  11. адекватное самоопределение старшеклассников и определённая профессиональная адаптация на основе предпрофильной подготовки.



Модуль 1

Информационно-аналитические данные о школе


1. Историческая справка школы

История Митинской школы ведёт свой счёт с 1876 года. Тогда в с. Митино Митинской волости, Нерехтского уезда, Костромской губернии начало своё существование сельское училище. Это было небольшое здание рядом с волостным правлением. Учили здесь Закон Божий, словесность, арифметику, учились в основном мальчики.

В 1900 было построено новое школьное здание. Школа стала называться Министерским училищем, сначала двухклассным, а потом пятиклассным. Первыми учителями тогда были Тимофеевы Павел Михайлович и Зоя Алексеевна. Большое внимание уделялось в школе изучению закона божьего.

В 1931году школа становится семилетней. В начальные классы ходили учиться дети из д. Панино, Малое Панино, Холевичи, Лукшайка, Судимири; в 5-6 кл. из 16 окружающих деревень, в том числе из с. Пружинино. В школу приезжает работать учителем начальных классов Крашенинникова Анна Николаевна, которая работает здесь до 1958 г.

В 1948 г. приезжает работать учителем математики Хорева Екатерина Александровна. В годы войны в школе не было старших классов, т.к. ребята работали в колхозе, заменив ушедших на фронт отцов. В 1949 г. был первый выпуск после перерыва. 23 ученика закончили школу, среди них Королёва Фаина, Мелочникова Руфа, Волкова Соня, Грибова Нина.

С 1950 года школа работает в две смены. Это были годы с самым большим количеством учащихся в школе. 1950г. – 196 учащихся, 1951г. – 183уч., 1952г. – 178уч., 1953г. – 175уч.

В 1960 году к основному зданию пристроили три здания, не стало двухсменных занятий. В 1975г. был построен интернат, в котором жили дети из отдалённых деревень, т.к. были закрыты Дубковская, Сеньковская, Воронинская начальные школы. С 1960г. работает вечерняя школа, где работающая молодёжь получает среднее образование. Первый выпуск состоялся в 1962г., 5 человек получили аттестаты о среднем образовании. А всего аттестаты о среднем образовании получили 69 человек.

В 2000 году школа переезжает в новое помещение, бывшее колхозное общежитие, реконструированное под школу. Вот уже 6 лет занимаемся в этом здании. В 2004г. школа приняла участие в областном этапе конкурса « Лучшие школы России» и стала дипломантом.

В октябре 2006 года школа отметила свой 130-й юбилей.


2. Информационная справка о школе

МОУ Митинская оош находится в селе Митино Гаврилов-Ямского муниципального района, в 30 км от г. Гаврилов-Ям. Микрорайон школы ограничен селом Митино, т. к. соседние деревни опустели и не имеют постоянных жителей. Население села состоит из жителей среднего и старшего возраста, поэтому рождаемость снизилась до нуля. Численность обучаемых сокращается с каждым годом. Детей в возрасте от 0 до 7 лет насчитывается - 8 человек

На территории микрорайона школы имеется сельский клуб, библиотека, медицинский пункт, почтовое отделение, столовая Стогинского СПО. Школа планирует свою работу совместно с сельской библиотекой и клубом, в котором работают кружки: драматический, танцевальный.

На базе школы работает секция по борьбе самбо от детской спортивной школы г. Гаврилов-Яма. Сельская библиотека проводит для учащихся, педагогов и родителей школы обзор поступившей литературы, оказывает помощь в проведении конкурсов, тематических вечеров.

Заведующая медицинским пунктом выступает перед учащимися с беседами, направленными на пропаганду здорового образа жизни.

Социальное окружение не всегда благоприятно влияет на детей, т. к. на селе много пьющих людей, которые отравляют жизнь всем, кто находится рядом, в том числе и детям. Есть семьи, в которых дети предоставлены сами себе, не соблюдается режим дня, режим питания. Такие дети часто приходят в школу с невыученными уроками.

Здание школы приспособленное, было введено в эксплуатацию в 2000г. после капитального ремонта. Школа имеет свою котельную, которая работает на природном газе, холодное водоснабжение, местную канализацию, люминесцентное освещение, спортзал, библиотеку, компьютерный класс, швейную мастерскую.

Материально-техническая база школы:

  • Количество классов – кабинетов - 7;

  • Спортзал – 42м²;

  • Библиотека;

  • Кабинет информатики, который укомплектован оборудованием. В кабинете имеются 4 ПК, 2 ноутбука, принтеры, ксерокс, мультимедиа гарнитура (микрофон - стерео наушники), телевизор, видеомагнитофон.

  • Кабинет обслуживающего труда с необходимым набором оборудования для приготовления пищи и шитья (3 швейные машины).

  • Для уроков музыки имеется 3 магнитофона, DWD с микрофоном, музыкальный центр. Приобрели цифровую видеокамеру для снятия интересных школьных мероприятий.



3. Характеристика учебно-воспитательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение

Организация образовательного процесса в Митинской основной общеобразовательной школе имеет следующие особенности:

  • В 1-9 классах реализуется базовый уровень;

  • В 5-9 классах преподаётся предмет информатика;

  • Предполагается изучение курса информатики с 2 класса;

  • В 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка учащихся, включающая в себя: информационно-профориентационные курсы, вводно-ознакомительные курсы, проектную деятельность и сопровождающие ее курсы по выбору;

  • Изучение иностранного (немецкого) языка начинается со 2-ого класса;

  • Переход в начальном звене на стандарты второго поколения /сентябрь 2011 года/

  • Используются следующие формы учебных занятий: урок, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний и др.;

  • Обучение в 1 – 9 классах организовано по четвертям;

В школе применяются следующие образовательные технологии:

  • Традиционные;

  • Элементы индивидуального обучения;

  • Проблемное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Поэтапного формирования умственных действий;

  • Проектная деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального и среднего звена.


Режим работы образовательного учреждения

Начало уроков в 8 часов 30 минут.

Школа работает по шестидневной учебной неделе в одну смену. В I классе - пятидневная учебная неделя.

Продолжительность уроков – 45 минут.

Понедельник – общешкольная линейка, передача дежурства по школе.

Вторник – классные часы и родительские собрания.

Среда – спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Четверг – совещания, семинары, педсоветы.

Пятница – вечера, утренники, конкурсы и др.

Домашние задания носят репродуктивный, тренировочный, практический и творческий характер.

Вторая половина дня: индивидуальные консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия.

Внеучебная деятельность дополняет учебную и служит средством развития учащихся. В 9 классе введена предпрофильная подготовка, учащиеся этого класса посещают курсы по выбору. Во II полугодии ребята 9 класса выполняют творческие проекты в рамках предпрофильной подготовки.

Предпрофильное обучение осуществляется в рамках расписания и во второй половине дня.


4. Сведения об учащихся

В МОУ Митинской оош на сегодняшний день 5 классов-комплектов, в которых обучается 25 учащихся, в начальной школе – 12 учащихся (1, 2, 3, 4 классы), в основной – 13 учащихся /5, 6, 7, 8/.


Учебный год

2008 – 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

классы

Число классов

Колич учащихся

Число классов

Колич учащихся

Число классов

Колич учащихся

1

1

3

1

3

1

3

2

1

4

1

3

1

4

3

1

1

1

4

1

2

4

1

6

1

1

1

3

5

1

1

1

6

1

1

6

1

5

1

1

1

6

7







1

5

1

1

8

1

4







1

5

9

1

5

1

4

-

-

всего

8

29

8

27

8

25



За последние годы наблюдается уменьшение численности учащихся, что связано с общей демографической ситуацией.


5. Уровень обученности школьников по предметам и классам за 3 года



Ступени

Результаты итоговой успеваемости

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Всего

Окончили

начальн, получили

аттестат


Из них на «4» и «5»

Всего

Окончили начальн., получили аттестат


Из них на «4» и «5»

Всего

Окончили начальн., получили аттестат


Из них на «4» и «5»

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

1 ступень

12

-

-

-

-

14

6

100

3

50

11

1

100

1

100

2 ступень

24

5

100

3

60

15

5

100

3

60

16

4

100

1

25



Анализ успеваемости за три года


Итоговая успеваемость учащихся I и II ступени





2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

I ступень

100 %

100 %

100 %

II ступень

100 %

100 %

100 %

Всего уч-ся

36

29

27





Результаты участия в олимпиадах (за три последних года):


Уч. год

2007 /2008

2008 / 2009

2009 / 2010

Количество призеров

1

2

-

Предметы

география

география,
немецкий язык

география,


Виды олимпиад (районные, городские, областные, российские, международные)

районные

районные

районные


Выводы: обязательные результаты обучения за три последних года в основном остаются стабильными. Это говорит о качественной работе школы по овладению обязательными результатами обучения. Повышенный уровень обучения в 2008 – 09 уч. году снизился в среднем звене. Это связано частично с изменением контингента учащихся и повышением уровня требований качества обучения.

Следует больше обращать внимание на работу со способными детьми, повышать их мотивацию к учению через творческую и исследовательскую деятельность, через предпрофильную подготовку. Учителям шире использовать в своей работе проблемное обучение, метод проектов, личностно-ориентированный подход.

Учащиеся школы принимают участие в районных предметных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Не всегда мы довольны результатами: мало призовых мест, в олимпиадах по разным предметам участвуют одни и те же ребята.

Ребята участвуют в районных спортивных соревнованиях, на которых занимают призовые места. Ежегодно школа принимает участие в смотрах-конкурсах детского творчества на пожарно-спасательную тематику, по правилам дорожного движения.

За последние три года школу закончили 14 учащихся, из них на «4» и «5» - 7 человека (50 %). Все учащиеся трудоустроены.


6. Данные о здоровье учащихся





Здоровые дети

Дети с ослабленным здоровьем

2007-08 уч. год

57 %

43 %

2008-09 уч. год

48 %

52 %

2009-10 уч. год

63 %

37 %





Применение здоровьесберегающих технологий, форм, методов, средств в учебно-воспитательном процессе:

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами.

В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находиться освещенность в учебных классах. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима, проветривание помещений и коридора).

Деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания.
В школе организована работа по следующим направлениям:
-по профилактике утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение прогулок в начальной школе;
- проведение «дней здоровья»;

- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).


Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.

Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках.

Ученики посещают спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей.

Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки, прогулки. Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных

привычек и содействия здоровому образу жизни.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений. Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.


Статистические данные оценки здоровья детей по различным параметрам





Болезни зрения

Бронхиальная астма

Нарушения опорно-двиг. системы

ожирение

Хронический танзилит

Болезни ЖКТ

Болезни эндокринной системы

2007-08 уч. год

3

1

2

1

3

1

4

2008-09 уч. год

3

1

2

1

3

1

4

2009-10 уч. год

2

1

2

1

3

1

2



Характеристика семей /по состоянию на 01.09.2010/


Всего семей

15

Многодетные

6

Полные

10

Неполные

5


Уровень психолого-педагогической грамотности родителей


Положительно влияют на детей

10

Равнодушные

2

Не хватает знаний

5

Влияют отрицательно

2


Социальное положение родителей


Колхозники

50 %

Служащие

42 %

Рабочие

8 %


В микрорайоне школы увеличивается количество неблагополучных семей; появляется в нём новая национально-демографическая группа, т. е. это семьи, приехавшие на проживание в село из бывших союзных республик. Чаще всего это многодетные семьи, которые занимаются обустройством своего быта и мало обращают внимания на воспитание своих детей. Родители редко посещают родительские собрания, в школе появляются лишь по вызову классного руководителя или директора. Они не имеют достаточно знаний для воспитания школьников.

Увеличивается число неполных семей, появляются «приёмные семьи» из тех же приезжих.

Взаимодействие школы и семьи недостаточное, а это влияет на весь учебно-воспитательный процесс. Необходимо, чтобы родители активнее участвовали в управлении школы.


  1. Характеристика педагогических кадров

В школе работает 9 педагогов, все женщины. Школа укомплектована необходимыми специалистами.



Сведения о кадрах

Общее кол-во

В %

отношении к общему

кол-ву

Основ- ные

работники

В %

отношении к общему

кол-ву

Совмес-тители

В %

отношении к общему

кол-ву

Всего:

Из них имеют:

9



9

100







Среднее специальное образование

2

28,6

2

28,6







Высшее образование

7

71,4

7

71,4







Высшую квалификационную категорию



















1-ю квалификационную категорию

3

33

3

33







2-ю квалификационную категорию

6

67

6

67








По стажу работы:

  • 5 – 10 лет – нет

  • 10 – 20 лет -3 человека

  • Свыше 20 лет - 6 человек

По возрасту:

  • 40 – 55 лет – 7 человек

  • Более 55 лет – 2 человека

Средний возраст педагогов – 40 лет

Средняя нагрузка на педагога – 20 – 25 часов.

Курсы повышения квалификации педагогов в % от общего количества


2007-08 уч. год

2008-09 уч. год

2009-10 уч. год

40 %

100 %

50 %




Педагогический коллектив школы небольшой, но стабильный и работоспособный. Средний возраст педагогов – 40 лет, молодыми специалистами ОУ за последние 3 года не пополнялось. Высшее образование имеют 71,4 % учителей, все педагоги аттестованы, имеют стаж работы в школе более 20 лет. Морально-психологический климат в педколлективе здоровый. В течение последних трёх лет все учителя прошли курсы повышения квалификации при Ярославском ИРО. Педколлектив школы работает над методической темой «Личностный рост каждого – главная цель педагогического процесса», кроме этого каждый учитель занимается работой по самообразованию по разработанным индивидуальным программам. Главная проблема кадрового обеспечения школы состоит в том, что многие предметы преподают не специалисты (иностранный язык, ИЗО, музыка, история, технология), поэтому они нуждаются в методической помощи преподавания этих дисциплин. Чтобы перейти на обучение иностранному языку со 2 класса, требуется специалист по предмету или необходимо пройти курсы тем учителям, которые преподают иностранный язык в среднем звене.

Не все учителя владеют компьютерной грамотностью, однако каждый понимает, как велика роль информационных технологий в подготовке выпускников школы к труду и профессиональной деятельности, поэтому начинают осваивать работу на ПК.


Модуль 2

Учебный план школы и его обоснование



следующая страница >>