microbik.ru
1

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 4 (Новороссийская, 130) г. Челябинска



Физкультминутки


Физкультминутки – это физические упражнения, выполняемые в учебном классе на каждом уроке для эмоциональной и физической разгрузки.


Физиологическое обоснование применения физкультминуток.

Длительное нахождение тела в одном статическом положении – лежа на спине или животе влечет с одной стороны разгрузку позвоночника, а с другой – давление на грудную клетку и движение кровотока в горизонтальном направлении. Кроме этого, в основном, вербальное восприятие учебного процесса. Все это приводит к возникновению торможения определенных участков мозга, утомление глаз, застой крови в ногах, в области таза, живота, нервно-психическое утомление.

Физические упражнения выполняемые во время урока через переключение деятельности вызывают возбуждение в других участках коры головного мозга, насыщают его кислородом, что дает возможность кратковременного отдыха. Увеличивая поступление кислорода к мышцам, упражнения понижают напряжение мышц, повышают тонус.


^ АКТИВНАЯ ФИЗМИНУТКА

1. Наклоны головы: - вправо-влево; - вверх-вниз.

2. Сцепить руки в замок 1-2-3-тянуться вверх, 4-ИЛ.

3. Сцепить руки в замок за спиной.1-2-3 - рывки руками вверх, 4-ИЛ.

4. Руки за головой.1-2-3 - наклон вперед(параллельно полу), 4-ИЛ.

5. Руки за головой.- полу присед, лопатки свести,- встать. 6.Упражнение «цапля», стоя на месте.

7.Руки на поясе. 1 - подняться на носках(сжать ягодицы, напрячь мышцы ног). 8.Дыхательное упражнение.

^ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

  1. « Нюхать цветочек».

  2. «Кипит каша».( С произношением долгого звука «ш»).

  3. « Рубим дрова». И.П.- ноги врозь пошире, руки вверху, пальцы в замок. Движение сопровождается словом «ух» (с протяжным «у»).

  4. Диафрагмальное дыхание. Правая рука на груди, левая- на животе.

  5. Вдох- развести руки в стороны, выдох- сжимать руками ребра с боков. Темп медленный.

  6. Руки развести в стороны - вдох, обнять себя -выдох.

  7. Руки произвольно - вдох, на выдохе произнести звуки: ж, з, с, ш.

  8. Ритмичное дыхание.

  9. Быстрый вдох, долгий выдох. 10.Долгий вдох, быстрый выдох.



^ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК

  1. Потереть руку об руку (до появления тепла в ладонях).

  2. Рука руку «умывает» (энергичные движения).

  3. «Паровозик»: кисти рук на середине предплечий1-2-3-тянуть локти в стороны, 4- И. П.

  4. «Пирамидка». И.П. - руки над головой домиком, ладони прижаты друг к другу:1-2-3 - давить ладонью на ладонь, 4- И.П.

  5. Растереть межпальцевые промежутки (кисти сцеплены, пальцы прямые).

  6. «Слоник». Четыре пальца одной руки стоят на ладони другой, средний палецсмотрит вперед. Опорные пальцы шагают по ладони.

  7. «Коза рогатая». Мизинец и указательный пальцы прямо, средний и безымянный прижаты большим к ладони. Попеременно сгибать и выпрямлять указательный и мизинец.

  8. «Стрижка-парикмахер». Ладони параллельно полу. Указательный и средний пальцы- прямые, мизинец и безымянный- прижаты большим к середине ладони. Прямые пальцы- «стригут». Пр. р.- вверх-вниз, л.р.- вправо-влево. Поменять движения пальцев.

  9. «Раковинка». Ладони вместе. Кончики пальцев давят друг на друга.

  10. Все пальцы по очереди «здороваются» с большим пальцем.

  11. Дыхательное упражнение.


^ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ НОСА И УШЕЙ

1. Кончик указательного пальца на носу.Делать движения: вверх - вниз, вправо-влево, круговые вращения носом в одну и другую стороны.

2. Кончик указательного пальца на носу.1-2-3- нажать на нос, 4- И.П. 3.Резкий быстрый вдох носом, выдох через рот. 4.Дыхание: попеременно зажимая пальцем то одну, то другую ноздрю. 5.Ладонями хорошо растереть ушные раковины. 6.Большим и указательным пальцем растереть уши от мочки по периметру. 7.Большой палец вставить в ухо, развернув ладони вперед. Указательным -взять козелок и делать вращения в одну и другую стороны. 8.Взяться пальцами за мочки ушей и тянуть их вниз. 9.Поставить ладони за ушными раковинами, прижать уши к голове и отпустить.

^ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Закрыть глаза. Давить верхним веком на глаз.

  2. Глаза открыты. Посмотреть вправо - прямо, влево - прямо.

  3. Глаза открыты. Посмотреть вверх - прямо, вниз - прямо.

  4. Зажмурить глаза на 2-3 секунды, открыть на 5-6 секунд.

  5. Круговые движения глазами ( вправо-5-6 раз, влево-5-6 раз).

  6. Посмотреть на кончик носа 5 секунд, перевести взгляд вперед.

  7. Повернуть голову вправо, скосить взгляд, пытаясь увидеть пятки ног. Тоже другую сторону.

  8. «Бабочка» (часто моргать глазами).

  9. Сделать глазами движение «8» (сверху вниз и справа налево).
    10.Движение глазами по диагонали.

^ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

1.Изобразить элементы живой и неживой природы. 2.Изобразить эмоции человека (радость, удивление, горе, счастье и т.д.) 3.Изобразить школьные принадлежности (учебник, линейку, дневник и т.д.) 4.Изобразить явление природы (дождь, снег, торнадо, землетрясение и т.д.) 5.Изобразить действие человека (читает книгу, вяжет и т.д.) 6.Изобразить известную личность (артиста, певца и т.д.) 7.Изобразить своего друга.

8.Изобразить своих родственников


Составлено учителем высшей категории Важениной Н. Ю.