microbik.ru
1

Активность учащихся на уроке физической культуры.


Активность, проявляемую учащимися во время занятий, делят на познавательную и двигательную. Познавательная активность связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмыслением информации, с ее запоминанием и воспроизведением. Двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. И при познавательной и при двигательной активности прежде всего психическая активность, а последняя находит отражение и в моторной активности.

Заботясь о повышении активности учащихся на уроке, важно управлять этой активностью, подчинять ее педагогическим задачам, т. е. стимулировать организованную активность учащихся, строить урок таким образом, чтобы у учащихся не было повода и времени проявлять неорганизованную активность (беготню и прочие «зоологические действия», по выражению А.С.Макаренко). Чем большее место занимает первый вид активности, тем выше организация урока.

Организованная двигательная активность школьников определяет моторную плотность урока физической культуры. Достижение высокой моторной плотности урока не должно являться самоцелью для учителя физической культуры. Во-первых, надо исходить из задач урока: повышение двигательной активности. Во-вторых, нужно учитывать ограниченные физические возможности школьников, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений.

Факторы, обусловливающие активность учащихся на уроке физической культуры. Исходя из двойственной природы активности человека – социальной и биологической – и факторы, определяющие учебную активность школьников на уроке физической культуры, можно разделить на те же группы.

К социальным факторам стоит отнести: особенности организации деятельности учащихся на уроке учителем, оценку деятельности учащегося на уроке со стороны учителя и товарищей, удовлетворенность учащихся уроками, наличие у них интереса к физической культуре и цели занятий физической культурой. К биологическим факторам прежде всего следует отнести потребность в движениях.

Степень активности учащегося на уроке определяется совокупностью этих факторов, однако ведущими для разных учащихся могут быть разные факторы. Это создает неоднозначную картину проявления школьниками учебной активности, в которой учителю физической культуры для управления активности школьников требуется разобраться в каждом конкретном случае отдельно. Только тогда можно узнать, чем вызвана пассивность одного ученика и активность другого.

Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует: эгоистические или коллективные, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повышении активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как одно из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств.


Таранов В. А.

учитель физической культуры

МОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской