microbik.ru
1




АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДПРОГРАММЫ

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 – 11 лет, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения. «здоровье-состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто болезни и физических дефектов».

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

^ Цель подпрограммы:

- создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровье -сбережения;

- разработка и реализация системы мероприятий, обеспечивающих формирование личности учащегося, способной развивать себя физически и духовно;

- организация комплексной диагностики состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их развитием;

- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению школьников к здоровому образу жизни;

- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей.

^ Задачи подпрограммы:

- формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни;

- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- нормирование учебной нагрузки, объем домашних заданий и режима дня, освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, сберегающих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

- развитие психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой , внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

^ Ожидаемые результаты реализации подпрограммы «Здоровье»

Полная реализация программы обеспечит:

- повышение функциональных возможностей организма учащихся;

- формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;

- создание эффективной системы мероприятия, направленных на укрепление здоровья и повышения работоспособности учащихся;

- рост профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

- Оценка результатов достижения целей состоит в сравнительном соотнесении замыслов и ожидаемыми конечными результатами программы «Здоровье».


^ Исполнители программы:

Учителя предметники, классные руководители, воспитатели ГПД, руководитель спортивных секций, педагоги дополнительного образования, фельдшер, библиотекарь, психолог, социальный педагог, старшая вожатая.

  1. ^ Контроль за выполнением программы:

Контроль за выполнением программы осуществляет директор, заместитель директора по воспитательной работе.

Работая по программе «Здоровье», педагогический коллектив, учащиеся и их родители имеют реальную возможность сохранить здоровье каждого школьник

Важным для педагогов стал анализ ответов родителей на вопросы: « Какую помощь могут оказать родители в организации здоровьесберегающей деятельности школы?» и « Что могут сделать родители по недопущению появления вредных привычек у своих детей или в борьбе с их вредными привычками?»

  1. ^ Результаты опроса родителей

Какую помощь могут оказать родители в организации здоровьесберегающей деятельности школы?

Что могут сделать родители по недопущению появления вредных привычек у своих детей или в борьбе с их вредными привычками?


- научить соблюдать режим дня;

- подавать личный пример;

- привить любовь к спорту, подвижным играм на свежем воздухе;

- проводить больше времени с детьми;

- научить наперёд видеть опасность

- провести беседы о здоровом образе жизни и убеждать личным примером;

- помочь ребенку найти увлечение;

- проводить доверительные беседы с ребенком;

- всегда знать. Где и с кем находится ваш ребёнок;

- не критиковать друзей ребёнка. Научить его понимать людей




Используя приведенные выше результаты опроса, мы спланировали конкретные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

^ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика

Постоянно

Фельдшер, социальный педагог



2

Составление социологических карт по классам, составление списков:

- учащихся «группы риска»;

- - проблемных семей;

- многодетных семей;

- малообеспеченных семей;

- Неполных семей;

- детей с хроническими заболеваниями



сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

3

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

постоянно

Директор, завхоз

4

Организация дежурства по школе

сентябрь

Зам.директора по ВР

5

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому

Август-сентябрь

Зам.директора по ВР

6

Диспансеризация учащихся школы

В течение года

Фельдшер, врачи детской поликлиники

7

Учет посещаемости школы учащимися

Постоянно

Зам.директора по УВР и ВР, социальный педагог, классные руководители

8

Оформление кабинета ОБЖ

сентябрь

Зам.директора по УВР, учитель ОБЖ



9

Издание приказов:

-«Об охране жизни и здоровья школьников»;

- О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда»;



Сентябрь



Директор школы

10

Составление графика работы технического персонала школы

сентябрь

Завхоз

11

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители, фельдшер

12

Организация спортивных секций, кружков

Сентябрь

Зам.директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители

13

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

постоянно

Директор школы, завхоз

14

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор школы, завхоз

15

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

постоянно

Директор школы, завхоз

16

Содержание в исправности всех средств пожаротушения

постоянно

Завхоз

17

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

постоянно

Учитель физкультуры, завхоз

18

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Февраль - май

Зам. директора по УВР, социальный педагог, психолог

19

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

апрель

Социальный педагог, фельдшер

20

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-0х и 11-х классах

Май, июнь

Зам.директора по УВР

21

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период

Завхоз, заведующие кабинетами

22

Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году

Июль-август

завхоз

23

Приемка школы к новому учебному году

август

Директор школы

24

Рейды:

- по проверке внешнего вида обучающихся;

- по сохранности библиотечных учебников;

- по выполнению школьниками режима дня

По отдельному плану

Зам.директора по УВР, социальный педагог, библиотекарь, совет школьников

25

Регулярное проведение учебных пожарных тревог

По графику

Директор, начальник штаба ГО школы, завхоз

26

Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп

В течение года

Завхоз

27

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования для кабинетов

В течение года

Завхоз

28

Приобретение моющих и чистящих средств

Постоянно

Завхоз

29

Приобретение посуды для столовой

В течение года

Завхоз

30

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

август

Завхоз

31

Обеспечение учащихся 1-11 классов горячим питанием

В течение учебного года

Директор школы, социальный педагог

32

Контроль физического воспитания учащихся

По отдельному плану

Администрация школы, учитель физкультуры

33

Контроль преподавания элективных курсов в 9-х – 11-х классов

По отдельному плану

Администрация школы

34

Проведение динамических пауз в первых классах

Постоянно

Учителя 1-х классов

35

Организация спортивно-оздоровительных мероприятий

По отдельному плану

Зам.директора по ВР, учитель физкультуры, кл. руководители



^ ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ



Мероприятия

Сроки

Ответсвенные

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Зам.директора по УВР, психолог, социальный педагог

2

Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь, март

Директор школы, завхоз

3

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения

По отдельному плану

Классные руководители, учителя ПДД



4

Проведение семинаров «Здоровый образ жизни» по темам:

Для учащихся 1-4 классов:

- «Болезни века»;

- «Экология и здоровье ребенка»;

- «Организация режима жизни в школе и дома».

Для учащихся 5 – 8 классов:

- «Профилактика заболеваний: контроль массы тела»;

- «Повышение иммунитета»;

- «Питание и здоровье»;

- «Вредные привычки: как избежать увлечения ими».

Для 9-11 классов:

- «Учеба на высоком приделе трудности. Как сохранить здоровье?»;

- «Методы предотвращения перегрузок»;

- «Профилактика переутомлений в последние месяцы учебы и в период подготовки к экзаменам»



2010г.

2011г.

2012г.


2010г.


2011г.

2012г.

2013г.


2011г.

2010г.

2013г.



Директор школы, зам.директора по ВР, классные руководители,

врач-педиатор, социальный педагог, психолог

5

Родительские лектории «как сберечь здоровье школьника»

Раз в полугодие

Зам.директора по ВР, социальный педагог

6

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

Постоянно

Зам.директора по ВР, психолог, врачи поликлиники

7

Контроль соблюдения режима для учащихся

постоянно

Классные руководители, социальный педагог

8

Организация классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся

По отдельному плану

Зам.директора по ВР, классные руководители

9

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

Классные руководители, социальный педагог

10

Проведение недели пропаганды здорового образа жизни

ежегодно

Зам.директора по ВР

11

Проведение медосмотра педагогов школы

август

Администрация школы

12

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Май-сентябрь

Зам.директора по ВР, завхоз, учителя биологии

13

Проведение дней здоровья

Октябрь , апрель

Зам.директора по ВР, учитель физкультуры

14

Организация летней оздоровительной площадки при школе

июнь

Зам.директора по ВР, организаторы детского творчества

15

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок

По графику

Фельдшер

16

Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников

октябрь

фельдшер

17

Профилактика у учащихся близорукости и сколиоза, обеспечение соблюдения режима проветривания классных комнат на переменах

Постоянно

Зам.директора по УВР, учителя



^ ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Виды работы и мероприятия

Сроки исполнения

  1. Организационная работа

11

Знакомство с медицинскими карточками учащихся 1-х классов и прибывших в школу учащихся других параллелей

С 1 по 15 сентября

2

Оформление стенда «В здоровом теле – здоровый дух»

В течение сентября

3

Проведение тестирования психофического состояния учащихся

Сентябрь

4

Составление графика работы спортивных секций и спортивного зала

Первая неделя сентября

5

Привлечение родителей к решению проблем здоровья учащихся через организацию лектория

В течение года

6

Физкультминутки во время уроков

В течение года

7

Планирование и проведение классных часов по профилактике здорового образа жизни

В течение года

8

Организация встреч с медицинским работником школы психологом, учителем ОБЖ

В течение первого полугодия

9

Формирование спортивного комитета школы

Сентябрь

10

Формирование уголка здоровья

Октябрь

11

Конкурс плакатов «выбор за вами»

В течение года

12

Проведение открытых уроков по теме «Мы против наркотиков»

Февраль

  1. Спортивно-массовые мероприятия

1

Спортивный праздник, посвященный дню рождения школы

сентябрь

2

Соревнования по мини-футболу и эстафеты

сентябрь



3

Первенство школы по различным видам спорта:

- легкой атлетики (5-11-е классы);

- мини-футболу (4-7-е классы);

- пионерболу и волейболу (5-11-е классы);

- баскетболу (5-11 классы);

- настольному теннису (7-11 – классы);

- шахматам (4-11-е классы)



По отдельному плану

4

Участие в районных соревнованиях

В течение года

5

Соревнования по настольному теннису

В течение года

6

Праздник здоровья на природе

Апрель-май

  1. Психологическая поддержка

1

Диагностика уровня развития психических функций учащихся

В течение года

2

Проведение уроков «Здоровья»

В течение года

3

Организация индивидуальных психологических консультаций для школьников и их родителей

В течение года

4

Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения

В течение года

5

Сказкотерапия (1-4-е классы)

Январь – март

6

Тренинги общения (5-7-е классы)

Апрель-май


7

Проведение лекций для родителей по темам:

- «Возрастная психология ребенка»;

- «Особенности воспитания различных категорий школьников»;

- «Основные критерии нервно-психического развития ребенка»


В течение

8

Работа групп психокоррекции

В течение года

9

Тренинг общения для учителей

В течение года

  1. Методическая работа

1

Организация занятий с учителями школы, посвященных малым формам физического воспитания учащихся

Сентябрь

2

Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся

Ноябрь-март

3

Взаимопосещение уроков с целью изучения приемов и методов сбережения здоровья учащихся, используемых учителями различных предметов

По отдельному плану

4

Разработка рекомендаций по проведению классных часов, направленных на оздоровление учащихся

В течение года

5

Совещание по анализу тестирования резервов здоровья школьников

Октябрь, май

6

Выступление на родительских собраниях, посвященные пропаганде здорового образа жизни

В течение года

7

Разработка рекомендаций для учащихся по снятию стрессов, профилактике агрессивности

Декабрь - январь