microbik.ru
1



Анализ

воспитательного процесса

МОУ СОШ № 1 за 2005/2006 учебный год


Целью психологического сопровождения явилось определение степени эффективности воспитательной работы школы и конкретизация воспитательных задач на следующий образовательный период. Психологическое сопровождение подразумевает диагностическое обследование и оказание психологической поддержки участникам воспитательного процесса. Результаты диагностического обследования составляют банк психолого-педагогической информации о ходе реального воспитательного процесса.

Приступая к диагностике, мы понимали, что делаем это не для того, чтобы сравнивать, в каком классе воспитательный процесс организован лучше, а в каком хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов. А для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы организации воспитательного процесса, чтобы анализировать свои ошибки и успехи, чтобы эффективно управлять воспитанием, чтобы обобщать и распространять позитивный опыт.

Диагностику провожу в конце учебного года. Знакомство с результатами анализа и рекомендации классным руководителям – в начале учебного года. Прежде чем преступить к анализу, каждому классному руководителю предлагаю ознакомиться с Правилами профессиональной этики при проведении диагностики, и расписаться, подтвердив этим согласие на соблюдение правил.

Для изучения воспитательного процесса истекшего учебного года психологической службой школы были использованы следующие анкеты:

  • Определение уровня воспитанности школьника

  • КТД глазами учащихся

  • Наш классный час

  • Классный руководитель глазами учащихся

(журнал «Классный руководитель» №2, 1999год и №5,2005 год)

Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуюется совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Общий уровень воспитанности школьника определялся на основе выведения среднего оценочного балла, который состоял из:

  • самооценки школьника

  • оценки классного руководителя

  • оценки родителя

  • взаимооценки одноклассников

Выделяют четыре уровня воспитанности:

  • высокий уровень - 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому)

  • выше среднего – 4 балла (в целом проявляется)

  • средний уровень - 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно)

  • низкий уровень – 2 балла (не проявляется совсем)



^

Уровень воспитанности учащихся


(средний балл на одного учащегося)


Учебный

год

Свобода личности

Гуманность

Духовность

Творчество

Практичность

Суммарный

показатель




2004/2005


4,2

4,2

4,1

4,1

3,9

20,5

2005/2006


4,3

4,6

4,4

4,2

4,1

21,6



Анкетирование 2005/2006 учебного года показало, что активность участников КТД достаточно высока и имеет положительный рост:


Учебный год

Активные

участники

Зрители

Отсутствующие




2004/2005

50 %

39 %

11 %




2005/2006

53 %

43 %

4 %



КТД позволяет учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.

А нам известно, чем разнообразнее ролевой набор, тем выше уровень развития личности. Расширение ролевых позиций через КТД является эффективным инструментом формирования механизма социальной адаптации: проигрывая разные роли, ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать социальные нормы и соответствовать им.


Ролевые позиции

(право нескольких выборов)

Учебный год

Организатор

Докладчик

Автор

Ведущий

Исполнитель


роли

Член команды

оформитель

Костю


мер

2004/2005

10 %

2%

5 %

6 %

35 %

41 %

9%

4%

2005/2006

13 %




4 %

9 %

10 %

39 %

49 %

14 %

8 %




Приведенная таблица показывает, что КТД способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей, совершенствуют коммуникативные навыки, учат конструктивным способам взаимодействия с окружающими.
^

КТД как фактор развития личности


(Право нескольких выборов)

способности и качества личности

2004/2005

2005/2006

интеллектуальные

68 %

70 %

творческие

72 %

88 %

артистические

45 %

51 %

организаторские

26 %

35%

коммуникативные

30 %

36%

личностные качества

29 %

33 %

рефлексия

19%

28 %




Мы определили ведущий мотивом участия учащихся в КТД, это «желание не подвести одноклассников» и «нравится что-то делать в школе помимо уроков», данный результат свидетельствует о сплоченности классного коллектива и о положительном отношении ребят к школе.

Таким образом, проведенное диагностическое исследование показывает, что на данном этапе развития школы КТД как основная форма в системе воспитательной работы эффективно и помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.

Анкета «Наш классный час» проводилась с целью помочь классному руководителю спланировать классные часы в будущем году по форме и по содержанию. Большинство ребят признают пользу от классных часов, выражают желание участвовать в их организации.


^ Приносят ли пользу тебе классные часы?

да


51 %

частично


31 %

нет


11 %

затрудняюсь ответить


7 %



Несмотря на то, что в истекшем году классные часы были введены в расписание уроков и проводились в соответствии с планом воспитательной работы, ответы учащихся свидетельствуют об обратном.

^ Как проходят классные часы?

строго по графику

39 %

редко

40 %

всегда в разные дни

21 %


Большую часть классных часов учитель готовит и проводит сам, учащиеся же являются лишь слушателями.


^ Кто проводит классные часы?

классный руководитель

72 %

учащиеся с классным руководителем

25 %

учащиеся проводят сами

3 %



Достаточно успешно классный руководитель работает с социумом. Из таблицы мы видим, что в проведении классных часов принимали участие представители правоохранительных органов, врачи, родители, интересные люди.

При планировании воспитательной работы на следующий год следует учесть запрос ребят. Их предпочтения распределились следующим образом.


^ Какие классные часы ты предпочитаешь?

спортивные

42 %

о человеческих взаимоотношениях, на которых обсуждаются нравственные проблемы



39 %

о здоровье

27 %

интеллектуальные

24 %

музыкальные

19 %

о природе

14 %

мне безразлично

12 %


На какую тему ты хотел бы сам провести классный час или в нем поучаствовать?

  • Малолетние родители

  • Взаимоотношения «учитель – ученик»

  • Любовь и дружба

  • Жертвы войны

  • Домашние любимцы

  • Спорт и здоровье

  • Взаимоотношения взрослых и детей

  • Современная музыка

  • Как жить? Зачем мы живем?

  • Взаимоотношения девочек и мальчиков

  • О моде, о поэзии

  • Вредные привычки

  • Судьба России

  • Влияние музыки на сознание человека

  • Расскажи мне обо мне


Классный руководитель глазами учащихся


Нашу школу с радостью посещают 30% учащихся, с привычным равнодушием – 45%, с предчувствием неприятностей – 6%, скорей бы все закончилось – 19%. Очевидно, что 25% учащихся испытывают негативные чувства, находясь в школе.

В школе у ребят случаются неприятности

  • часто – 11%

  • редко – 76%

  • никогда – 13%

Причем исходят эти неприятности, по мнению ребят

  • от учителей – предметников – 19%

  • от классного руководителя – 46%

  • от учеников моего класса – 35%


У учащихся случаются конфликты с классным руководителем

  • часто – 10%

  • редко – 46%

  • никогда – 44%

Классному руководителю присуще по отношению к ученикам

  • хвалить – 31%

  • подбадривать – 31%

  • делать замечания – 37%

  • ругать – 10%

  • жаловаться родителям – 9%

  • вечно недовольна – 8 %


Какое чувство испытываешь к своему классному руководителю?

  • Положительные чувства: - 90%

  • Отрицательные чувства: – 5%

  • Не дали ответ – 5%

Учащиеся советуют классным руководителям: меньше повышать голос, видеть хорошее, чаще приходить в класс, улыбаться, быть добрее

уметь прощать, быть строгой, но в меру, быть спокойной, быть красивой, быть сдержанной, не ругать, не выяснив причину замечания делать на едине, уважать ребят.

Что знают ученики о своем классном руководителе?

  • знают увлечения, мечты - 49%

  • анкетные данные – 20 %

  • ничего не знают – 31 %



Выводы и предложения


Анализ диагностического исследования воспитательного процесса показал:

  • Ведущую роль в создании комфортного психологического климата в детском коллективе играет классный руководитель;

  • В истекшем году виден рост социальной и общественной активности детей;

  • С каждым классным руководителем, в индивидуальном порядке, провести консультации по результатам анкетирования школьников, где за основу брать не сравнение детей по единому стандарту, а, сравнение ребенка лишь с самим собой: « каким он был» и «каким он стал».

  • Полученную информацию рекомендовать использовать классным руководителям при составлении плана воспитательной работы, организации уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий, дополнительного образования детей.

  • Результаты диагностического исследования довести не только до сведения всего педагогического коллектива, но и до самих учащихся (с их согласия), которым следует сообщить о тех выводах, что сделал для себя коллектив, при этом соблюдать правило – любое анкетирование должно служить укреплению взаимоотношений воспитателей и воспитанников.

  • Администрации школы, школьной психологической службе предпринять все меры, чтобы ни один из педагогов никоим образом (тем более прилюдно) не упрекнул детей, не опустился до угроз.

В заключение своей речи хочу пожелать всем коллегам крепкого здоровья. Потому что в здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием. Только здоровый человек владеет собой настолько, что может выражать свои чувства и импульсы достойным и уместным образом.

Здоровья Вам!