microbik.ru
1

Анкета. Изучение национальных особенностей школьников

Несколько вопросов о ваших национальных особенностях.

  1. Что, по-Вашему, должно быть главным при определении национальности человека (отметьте только один признак)?

а) национальность отца

б) национальность матери

в) принятый в семье язык

г) собственное пожелание

д) место или республика проживания.

  1. Как вы считаете, чем отличаются представители разных нацио­нальностей в первую очередь (можно отметить до трех признаков)?

а) чертами характера, психологией

б) особенностями поведения

в) культурными традициями, обычаями

г) национальным языком

д) внешним видом

е) верованием

ж) или чем-то другим.

^ 3. Что, по Вашему мнению, сближает Вас с другими людьми Вашей национальности (можно отметить до трех признаков)?

а) родной язык

б) народные обычаи и традиции, культура

г) общее историческое прошлое

д) религия

ж) черты внешнего облика

з) черты характера, психология

е) общее поведение

и) родственные связи к) ничего не сближает.

^ 4. Как бы Вы отнеслись, если кого-нибудь из Ваших родственников вступил бы в брак с человеком другой национальности?

а) считаю такой брак нежелательным

б) предпочел бы человека своей национальности, но возражать не стал бы.

в) национальность в браке не имеет значения, если муж /жена/ соблюдают обычаи моего народа

г) национальность в браке не имеет никакого значения

д) затрудняюсь ответить.

    1. ^ Как бы Вы предпочли бы одеться на своей свадьбе?

а) в полном национальном наряде

б) в национальном наряде с элементами современного костюма

г) в современном костюме с элементами национального наряда

д) в современном костюме

е) затрудняюсь ответить.

    1. ^ А какую свадьбу предпочли бы Вы?

а) просто вечеринку

б) вечеринку с элементами национального обряда

в) по национальному обряду, но не старинному

г) по старинному национальному обряду е) затрудняюсь ответить.


АНКЕТА.^ «ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ»

Инструкция испытуемому: Вам будет предложен список из 15 пословиц, каждую из которых необходимо оценить по 4-х балльной шкале:

  1. - не согласен;

  2. - скорее не согласен, чем согласен;

  3. - скорее согласен, чем не согласен;

  4. - полностью согласен.

Выбранный вариант ответа обведите в кружок.

Опросник:

    1. Кто не отступает, то обращается в бегство. 4 3 2 1

    2. Убивай врагов своей добротой. 4 3 2 1

    3. Если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок ваты. 4 3 2 1

    4. Лучший способ решать конфликты - избегать их. 4 3 2 1

    5. Ты мне - я тебе. 4 3 2 1

    6. В этом мире две породы людей - победители и побеждённые. 4 3 2 1

    7. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают. 4 3 2 1

    8. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого. 4 3 2 1

    9. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 4 3 2 1

    10. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой. 4 3 2 1

    11. Не подмажешь, не поедешь. 4 3 2 1

    12. Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов. 4 3 2 1

    13. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит. 4 3 2 1

    14. Кто спорит, гроша не стоит. 4 3 2 1

    15. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы. 4 3 2 1

Обработка результатов:

В соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой жизненной стратегии.

Ключ:

Тип 1 — «Черепаха» - 3, 4, 9.

Тип 2. - «Акула» - 1, 6, 12.

Тип 3. - «Медвежонок» - 2, 10, 14.

Тип 4-«Лиса»-5, 11, 13.

Тип 5 - «Сова» - 7, 8, 15.

Согласно Э. Фромму, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и прочих, и создания хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они составляют представленную ниже типологию:

Тип 1 - «Черепаха» - уход под панцирь, отказ от участия во взаимоотношениях с другими людьми, Это один из вариантов самодостаточности.

Тип 2 - «Акула» - силовая стратегия цели, конфликт с выигрышем только для себя.

Тип 3 - «Медвежонок» - сглаживание углов, любят, чтобы их понимали, ценили, ради чего жертвуют успехом.

Тип 4 - «Лиса» - стратегия хитроумного компромисса. При хороших взаимоотношениях добивается своих целей.

Тип 5 - «Сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет свои позиции и пути выхода в совместной работе по дос­тижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.


Анкета. Осознание своих национальных особенностей

  1. Знаете ли Вы свою национальность? а) да; б) нет.

  2. Кто Вы по национальности? ___________________

  3. Какой язык Вы считаете родным? ________________

  4. Насколько хорошо Вы владеете родным языком?

а) свободно говорю, читаю, пишу;

б) свободно говорю, но не читаю и не пишу;

в) понимаю и могу объясняться;

г) не владею.

  1. На каком языке Вы говорите дома?

а) только на русском;

б) в одинаковой степени и на русском и на родном языке;

в) в основном на родном;

г) только на родном.

  1. Скажи, с представителями какой национальности ты бы хотел дружить, учиться?

а) учиться и дружить все равно с кем по национальности;

б) учиться все равно с кем, но дружить только с представителями своей национальности;

в) учиться и дружить только с представителями своей национальности.


Беседы с родителями и учителями-предметниками ставят своей целью главным образом донести до них важность, значимость, проблемность работы с детьми по включению их в условия инокультурной среды.


^ Отношение к человеку как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры (Д.В. Григорьев с соавт.)

Инструкция: мы предлагаем Вам ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогла­сия можно в баллах (от «+4» до «-4»):

«+4» - несомненно, да; «+3» - да, конечно;

«+2» - в общем, да; «+1» - скорее да, чем нет;

«0» - ни да, ни нет;

«-1» - скорее нет, чем да; «-2» - в общем, нет;

«-3» - нет, конечно; «-4» - нет, абсолютно неверно

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали Ваше личное мнение. Выбранный вариант ответа (цифру со знаком «+» или «-» обведите в кружок). Спасибо!


1. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды. +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

2. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

3. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие. +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

4. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит. +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

5. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

6. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности. +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

7. Истинной религией может быть только одна единственная религия. +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4

Ключ

Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной куль­туры показывают его оценки высказываний №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. При этом в ответе на вопрос №1 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№2, 3, 4, 5, 6, 7 знак меняет­ся на противоположный.


^ Интерпретация результатов

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение).

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение).

От 0 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение).

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение).


^ Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями: 1 – абсолютно не согласен; 2 – не согласен; 3 – скорее не согласен; 4 – Скорее согласен; 5 – согласен; 6 – полностью согласен. Цифру, обозначающую Ваш вариант ответа, обведите в кружок.

  1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

1 2 3 4 5 6

  1. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности. 1 2 3 4 5 6

  2. Если друг предал, надо отомстить ему. 1 2 3 4 5 6

  3. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение.

1 2 3 4 5 6

  1. В споре может быть правильной только одна точка зрения. 1 2 3 4 5 6

  2. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах. 1 2 3 4 5 6

  3. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные. 1 2 3 4 5 6

  4. С неопрятными людьми неприятно общаться. 1 2 3 4 5 6

  5. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения.

1 2 3 4 5 6

  1. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества. 1 2 3 4 5 6

  2. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.

1 2 3 4 5 6

  1. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше. 1 2 3 4 5 6

  2. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же. 1 2 3 4 5 6

  3. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей. 1 2 3 4 5 6

  4. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука". 1 2 3 4 5 6

  5. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители. 1 2 3 4 5 6

  6. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение. 1 2 3 4 5 6

  7. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться. 1 2 3 4 5 6

  8. Беспорядок меня очень раздражает. 1 2 3 4 5 6

  9. Любые религиозные течения имеют право на существование. 1 2 3 4 5 6

  10. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом. 1 2 3 4 5 6

  11. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим. 1 2 3 4 5 6



^ Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия.  Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.

 

^ Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

 

 

Студенты ДГУ

Студенты ДГУ (после тренинга)

Студенты психол. фак-та МГУ

Практические психологи Москвы

Военно-

служащие

в Чечне

Количество респондентов

123

25

44

25

81

Среднее значение

индекса

80,2

90,3

88,8

103,5

72

 


^ ТЕСТ «АГРЕССИВНОСТЬ» (Л.Г. Почебут)

Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников Психологи Б. Баса и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Цель: Определение уровня агрессивности, в профилактике межэтниче­ских конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране.

Инструкция: «Предлагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Опросник

  1. Во время спора я часто повышаю голос.

  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.

  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защи­ты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.

  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.

  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.

  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.

  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

    1. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.

    2. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

    3. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.

15 Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком.

      1. Когда я сердит, то обычно мрачнею.

      2. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

      3. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.

      4. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.

      5. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

      6. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

      7. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.

      8. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.

      9. Если мне нанесут обиду, у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было.

      10. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.

      11. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.

      12. В детстве я избегал драться.

      13. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

      14. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.

      15. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

      16. Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми.

      17. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

      18. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

      19. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

      20. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.

      21. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся пред­мет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.

      22. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими.

      23. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

      24. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мною злую шутку.

      25. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) - человек вербально выражает свое агрессив­ное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) - человек выражает свою агрессию по отно­шению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) - человек срывает свою агрессию на окру­жающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) - у человека возникает эмоциональное от­чуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозритель­ностью, враждебностью,

неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) - человек не находится в мире и согласии сам с со­бой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

^ Ключ для обработки теста:


Тип агрессии

Номер утверждения

 

ВА

Да: 1, 2, 9, 10, 25, 26, 33

Нет: 17

ФА

Да; 3, 4, 11, 18, 19, 28, 34

Нет: 27

ПА

Да: 5, 12, 13, 21, 29, 35, 36

Нет: 20

ЭА

Да: 6, 14, 15, 22, 30, 37, 38

Нет: 23

СА

Да: 7, 8, 16, 24, 32, 39, 40

Нет: 31

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал. Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптированности по шкале. Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптации. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам. Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптации. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.


^ Знание классным руководителем

национальных особенностей классного коллектива

  1. Скажите, Ваш классный коллектив многонационален? а) да; б) нет.

  2. Имеются ли в Вашем классе дети, склонные к национальной обособленности и эгоизму? а) да; б) нет.

  3. Можете ли Вы утверждать, что в Вашем классе осуществляется перестройка УВП с учетом национально психологических особенностей учащихся? а) да; б) нет.

  4. Назовите основные источники, из которых Вы получаете знания об особенностях национальной психологии, формах и методах работы в многонациональных коллективах. ____________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Скажите, насколько Вы подготовлены к тому, чтобы проводить воспитательную работу с представителями различных национальностей; проводить с ними индивидуальную работу? А) Подготовлен Б) Не уверен, что подготовлен В) Не подготовлен.

  2. Если Ваша подготовка недостаточна, то по какой причине? а) нет литературы; б) данный вопрос слабо освещается на педсоветах и МО; в) не вызывают доверия предлагаемые способы работы в данном направлении г) у школы слишком мало ресурсов для решения данного вопроса

д) Другое ________________________________________________________________


Обработка

Подсчитывается процент ответов на каждый из предложенных вопросов. На основе полученных данный проводится анализ, выделяются преобладающий тип ответов и делаются заключения о том, что может означать та или иная популярность различных вариантов ответов.