microbik.ru
1


АРХИТЕКТУРА первой трети XIX века

  • Автор Соколова Г.Д. учитель МХК

  • МОУ Макаровская СОШ 2008


В отличие от литературы и музыки, которые отходили от классицистических традиций XIII века, архитектура продолжала развиваться в русле классицизма, углубляя то лучшее, что было найдено в предшествовавшую эпоху.

  • В отличие от литературы и музыки, которые отходили от классицистических традиций XIII века, архитектура продолжала развиваться в русле классицизма, углубляя то лучшее, что было найдено в предшествовавшую эпоху.

  • Поэтому первую третьXIX века в зодчестве России именуют периодом зрелого («высокого») классицизма, или русским ампиром



^ РУССКИЙ АМПИР

  • Ампи́р (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.

  • Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).



Андрей Никифорович Воронихин 1759-1814

  • Родился в семье крепостных графа А.С. Строганова. Под влиянием Баженова начинает заниматься архитектурой. В 1785 года получает «вольную», а через год едет с Павлом Строгановым за границу, живёт в Швейщарии и Франции. Продолжает своё образование в Париже. В 1787 году получил звание «академика». С 1800 года препадаёт в Академии, в 1803 становиться профессором

  • Главным делом его жизни явился

  • Казанский собор в Петербурге

  • (1801-1811)



Казанский собор









Тома де Томон 1760-1813

  • Швейцарский архитектор, приехал в Россию вполне сложившимся профессионалом, имеющим опыт работы в Италии и диплом Парижской академии.

  • Славу Томону принесло сооружение петербургской Биржы (1805-1810), расположенной на стрелке Васильевского острова



Петербургская Биржа







Андреян Дмитриевич Захаров 1761-1811



Адмиралтейство







Карл Иванович Росси 1775 - 1849

  • Гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей в стиле ампир, десятилетии XIX века. Именно они задают архитектурный масштаб и ритмы, соразмерные и созвучные широкому равнинному пространству, «Невы державному теченью», протяженным грядам невысоких облаков над северной столицей

  • Среди выдающихся творений Росси в Петербурге: Михайловский дворец, ансамбль Александрийского театра, комплекс Сената и Синода



^ МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ





Подлинной жемчужиной среди творений великого Росси является градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь здесь высшей степени гармоничности сочетания дворцового здания с ландшафтным и архитектурным окружением. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшего к Михайловскому замку Павла I, позволила К. Росси связать Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. Тем самым открылся удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

  • Подлинной жемчужиной среди творений великого Росси является градостроительный комплекс, центром которого стал Михайловский дворец. Архитектору удалось достичь здесь высшей степени гармоничности сочетания дворцового здания с ландшафтным и архитектурным окружением. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями Третьего Летнего сада, примыкавшего к Михайловскому замку Павла I, позволила К. Росси связать Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. Тем самым открылся удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

  • В создании скульптурного, живописного, лепного, резного и прочего убранства Михайловского дворца принимали участие выдающиеся скульпторы В. Демут-Малиновский и С. Пименов, живописцы П. и Дж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Брюлло, лепные мастера Н. и С. Саегины, резчики В. Захаров и В. Бобков, известные мастера Тарасовы (резчики, паркетчики, столяры) и многие другие мастеровые люди.



^ АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР



КОМПЛЕКС СЕНАТА И СИНОДА



^ ВАСИЛИЙ ПЕРТОВИЧ СТАСОВ 1769 - 1848

  • Самый строгий и последовательный приверженец классицизма в русский архитектуре той эпохи



^ ПАВЛОВСКИЕ КАЗАРМЫ



СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

  • Начато строительство архитектором Растрелли,

  • а В.П. Стасов завершил сооружение здания



^ КРИЗИС АМПИРА

  • В 30-е годы XIX в. в архитектуре ампира наблюдаются черты кризиса. Интерес к строгости и стройности классицизма был исчерпан.

  • В числе самых известных сооружений этого времени – Исаакиевский собор, архитектор А.А. Монферран



^ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР



АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

  • В Москве специфической чертой градостроительства было соединение новых зданий со средневековыми сооружениями, многие из которых к началу XIX века пришли в полную негодность, другие же пострадали от пожара 1812 года



^ ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ 1784 - 1834

  • Он в полной мере обладал масштабным видением городских ансамблей и умел органично включить современную архитектуру в сложившиеся старинные постройки. Первым примером такого соединения стала Красная площадь



На центральной оси Красной плащади в знак памяти о событиях 1612 года установили памятник Минину и Пожарскому, скульптор И.П. Мартос.



Усилиями Бове была увековечена и другая славная победа русских воинов в Отечественной войне 1812 г. На площади нынешнего Белорусского вокзала выозвели Триумфальную арку (позднее перенесена на Кутузовский проспект), скульптор И.П. Витали



СКУЛЬПТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в

  • Скульптура продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, откуда вышли наиболее известные её представители

  • Иван Петрович Мартос и Борис Иванович Орловский (наст. фам. Смирнов)



^ ПЁТР КАРЛОВИЧ КЛОДТ 1805 - 1867

  • Знаменитый скульптор 30- 50 – х гг.

  • Славу мастеру принёс монументально-декоративный ансамбль на Аничковом мосту в Петербурге









На смену классицистической строгости приходят идеи, созвучные как романтическому, так и реалистическому направлению в развитии русской культуры. В этом отношении показателен памятник И.А. Крылову. Перед нами не парадный портрет, а, скорее, реалистическое жанровое изображение, увеличенное до размера памятника

  • На смену классицистической строгости приходят идеи, созвучные как романтическому, так и реалистическому направлению в развитии русской культуры. В этом отношении показателен памятник И.А. Крылову. Перед нами не парадный портрет, а, скорее, реалистическое жанровое изображение, увеличенное до размера памятника

  • Изображения животных выполненных на постаменте, некогда очеловеченных в бессмертных строках басен Крылова, выполнены жанристом-рисовальщиком А. Агиным