microbik.ru
1






Цикл занятий родительского клуба


Хотите ли вы, не хотите ли.

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего, мы - родители,

А все остальное - потом.

Р. Рождественский

Родители воспитывают, а дети

воспитываются той семейной жизнью,

которая складывается намеренно или ненамеренно.

Жизнь семьи тем и сильна,

что впечатления ее постоянны, обыденны,

что она действует незаметно,

укрепляет или отравляет дух человеческий,

как воздух, которым мы живы.

А. Н. Острогорский


Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими.

^ Правильно построенные взаимоотношения с ребенком помогают родителям успешно решать трудные внутренние проблемы, волнующие их ребенка в переходный период.


Уважаемые родители!

^ Если вам интересно знать мнение своего ребенка и его сверстников по вопросам детско - родительских отношений, приглашаем вас на тренинг «Семейная гостиная».

^ У вас есть возможность высказать свое мнение, поделиться личным опытом в вопросах воспитания, послушать других.


Цель занятий: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.

Задачи коррекции: повышение сензитивности к ребенку; выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях; ликвидация психолого-педагогической неграмотности; продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.


^ Содержание программы

Блок 1. «Межличностные отношения в семье»

Занятие 1

Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм.

1. Психолог знакомит участников с основными правилами функционирования группы (избегание непосредственных оценок друг друга общаться по имени и на « ты», открыто высказывать мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь»).

2. Родители на круге общения рассказывают о себе и о своих трудностях, проблемах, запросах и целях участия в группе. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем.

3. Психологические упражнения: изобразить « бросание мяча»,

«снежка», «брызгание водой», «передачу по кругу хлопков», «цветка», «благодарности», «чувства злости», «раздражения».

4. Произнести (ласково, грубо) свое имя и имена своих детей – элемент драматизации.

5. Выработка ритуала прощания (для акцентуации чувства принадлежности к группе).


Занятие 2

Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье.

1. Основные темы групповых дискуссий: впечатления от первого занятия; индивидуальные цели участия в группе; цели группы; отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «ассоциаций», «горячий стул» -доверие к каждому участнику).

2. Невербальные психогимнастические приемы «движение в темноте», ролевая игра «Поводырь и слепец», направленные на сплочение группы и знакомство с помощью тактильных контактов.

3. Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей». Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания.

^ Итог: согласие родителей и психолога в понимании проблемы (боли) семьи, которая является причиной внутриличностного конфликта детей.

4. Ритуал группового прощания.


Занятие 3

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия.

1. Обмен чувствами.

2. Обсуждение темы методом групповой дискуссии

« Амбивалентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми».

3. Наши конфликты с детьми. Проигрывание анонимных (групповых) семейных конфликтов между родителями и детьми. Роль ребенка играет родитель. После проигрывания делается групповой анализ.

4. Ритуал группового прощания.


Занятие 4

Цель: закрепление новых способов общения родитель- ребенок, осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия.

1. Обмен внутренними чувствами-впечатлениями от занятий, об изменениях в отношениях родитель-ребенок.

2. Упражнение «Просьбы и требования».

  • Сядьте с вашим партнером, который согласится исполнять роль.

  • Попросите о чем-либо в требовательной форме.

  • Что вы ощущаете, когда требуете?

  • Выясните, что при этом ощущает ваш партнер.

  • Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует другой (партнер находится в роли ребенка).

3 .Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего животного».

^ 4. Акцентирование чувств принадлежности к группе – ритуал группового прощания.

Блок 2. «Авторитарное подавление ребенка»

Занятие 1

Цель: активизация и сплочение группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм.

1. Разъяснение задач родительских групп.

2. Представление родителям на круге общения себя и своих трудностей. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем.

3. Группа выполняет психологические упражнения (передача по кругу «рукопожатий», «ободряющей улыбки», «презрения», «чувства помощи»)

4. Произнеси свое имя и имя своих детей (ласково, грубо).

5. Выработка ритуала группового прощания.


Занятие 2

Цель: направление системы психологических воздействий на изменение межличностных отношений в семье.

1. Основные темы групповых дискуссий: впечатления от первого занятия, индивидуальные цели участия в группе, цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника ассоциаций).

2. Психогимнастические приемы (тренировка невербального взаимодействия): «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутренних личностных и межличностных проблем).

3. Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Личностная зависимость детей от родителей».

4. Ритуал группового прощания.

Занятие 3

Цель: обсуждение и разыгрывание типичных ситуаций (внутрисемейного общения) и обсуждение взаимодействия родителя с ребенком.

^ 1. Основные темы дискуссий: впечатления от проведенных занятий, «ругань», «насмешка», «пристыживание», «обзывание», родительский

« психоанализ» и постановка диагноза, расследование, допросы, вопросы, обсуждение, «приговор», критическая оценка, порицание, упреки.

2. Ролевые игры: «Стеснительный ребенок», «Приказание», «Распоряжение, команда».

3. Анализ ролевых игр, рефлексия.

4. Ритуал группового прощания.


Занятие 4

Цель: отработка новой позиции общения с ребенком.

1. Психогимнастическая разминка (напряжение – расслабление), игра «Восковая палочка»- укрепление групповой сплоченности.

2. Упражнение «Сидящий и стоящий» (для всех). Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытывал ощущения «сверху» и «снизу». Еще через несколько минут поделитесь чувствами.

3. Мозговой штурм, где члены группы вместе с психологом ведут поиск самых невероятных способов выхода из сложившейся ситуации (ситуации готовят сами родители по желанию), соблюдая новую позицию общения с ребенком.

Блок 3. «Равнодушие родителей к проблемам ребенка»

Занятие 1.

Цель: активизация и сближение членов группы, установление контакта психолога с группой.

1. Разъяснение задач родительских групп психологом. Ознакомление с основными правилами функционирования группы.

2. Представление родителями на круге общения себя, своего имени, ассоциируя его со словом, которое подчеркивает черту характера, например: Наталья – надежная (оба слова начинаются на одну букву).

3. Группа выполняет психологические упражнения. Изображает «бросание мяча по кругу», «идет дождь - один зонтик», «гроза - сильный ветер», «река и человек в лодке», «передачу чувств», «беспечное равнодушие», «сопереживание», «призыв о помощи». Упражнения направлены на активизацию и сближение группы.

^ 4. Произнести ласково, грубо свое имя и имена своих детей - элемент драматизации.

5 .Дискуссия «Проблемы ребенка, проблемы родителя».

6. Выработка ритуала группового прощания.

Занятие 2

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей.

1. Основные темы групповых дискуссий: впечатления от первого занятия. Отрабатываются первые впечатления друг о друге, группа выполняет психологические упражнения (изобразить «дерево», «памятник»).

2. Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Спокойствие против равнодушия». Главное обратить внимание на то, спокойствие есть высшее равновесие всех чувств, равнодушие есть их отсутствие. Спокойствие есть вера, равнодушие есть безверие.

^ 3. Ритуал группового прощания.


Занятие3

Цель: повышать сенситивность к ребенку и его проблемам.

Материалы: ручка, инструкция к упражнению «Восприятие чувств ребенка», ключ ответов.

1. Впечатления от прошедших занятий. Обмен внутренними чувствами. Игра «горячий стул».

2. Рассказ о прошлом. Запомнить самые существенные детали партнера и повторить.

3. Выполнение упражнения «Восприятие чувств ребенка, оценивание его результатов и самоанализ.

4. Ритуал группового прощания.


Занятие 4

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей, закрепление новых способов общения в семье.

1. Обмен внутренними чувствами. Спонтанные высказывания о том, что дала группа.

2. Интерпретация психологом детско-родительских отношений в семьях по тесту «Кинетический рисунок семьи» и обсуждение рекомендации родителям (анонимно).

3. Ролевая игра. У ребенка (в роли родитель) возникла нужда о чем-либо поговорить. Родители отмахиваются от него, пытаются превратить все в шутку. Обсуждение игры. Рефлексия.

^ 4. Упражнение: последняя встреча.

Закройте глаза и представьте, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

^ 5. Ритуал прощания.

Блок 4. «Гипесоциализация в отношении к ребенку»

Занятие 1

Цель: активизация и сближение членов группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм.

^ 1. Разъяснение задач родительских групп психологом. Психолог знакомит участников с основными правилами функционирования группы.

2. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей, проблем. Называет свое имя со словом, ассоциирующим черту характера. (Условие: оба слова начинаются на одну букву).

3. Выполнение психологических упражнений (изобразить «белье на веревке», «резиновую игрушку», «передачу по кругу хлопков», «чувство радости», «восхищения», «одиночества»).

4. Презентация достоинств своего ребенка.

5. Ритуал группового прощания.


Занятие 2

Цель: развитие родительской компетенции.

1. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от первого занятия, индивидуальные цели участия в группе. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «ассоциаций»). Невербальные психогимнастические приемы («движение в темноте», «восковая палочка»).

^ 2. Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру группы, оценка эмоциональной близости).

3.обсуждение темы методом групповой дискуссии «Четыре главных психологических момента в семейном воспитании».

4.Ритуал группового прощания.


Занятие 3

Цель: повышение самоценности родителей.

1.Впечатления от прошедших занятий, обмен внутренними чувствами, о целях группы, о роли и тактике психолога.

2.Психогимнастические приемы: выражение своего отношения к человеку, сидящему с закрытыми глазами (тренировка невербального взаимодействия).

3. Беседа-дискуссия «Самоценность или как мы относимся к себе?». Главное, обратить внимание на то, что человек, чья самоценность высока, ощущает себя необходимым: он доверяет самому себе и способен просить в трудную минуту помощи у других. Тому, кто живет с ощущением низкой самоценности, становится трудно понимать других и принимать самостоятельные решения, поэтому он унижается перед другими, слепо им подчиняется или деспотично подавляет других.

  • Упражнение 1. « Ощущение своей высокой самоценности». Вспомните те случаи из вашей жизни, когда ваше настроение поднималось:

  • день, когда вы сумели помочь вашему ребенку справиться с какими-то трудностями, или же день, когда вы надели новое красивое платье и услышали комплименты. Постарайтесь вспомнить ваши ощущения и переживания.

  • Упражнение 2. «Чтозначит ощутить свою малоценность?»

  • Вы допустили какой-то досадный промах или совершили серьезную ошибку. Постарайтесь вернуться к тем чувствам, которые вы испытали.

  • Упражнение 3.Ролевая игра. Сведения о самоценности ребенка родитель передает через каждое слово, интонацию, тембр голоса, прикосновения родителей. Рефлексия.

4. Ритуал группового прощания.


Занятие 4.

Цель: закрепление новых способов общения в семье.

1. Обмен внутренними чувствами. Спонтанные высказывания о том, что дала группа, о линиях притяжения и отталкивания в группе.

2. Игра «Повадырь и слепец».

3. Обсуждение необходимой эмоциональной сдержанности в присутствии ребенка.

4. Ролевая игра «Жертва». Обсуждение игры.

5. Ритуал группового прощания (упражнения: последняя встреча).


Коллективная работа с родителями

на 2006-2007 уч. год.


класс

Тема


примечание



5

класс


1. Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю.

2. Упрямство: от противостояния к пониманию.






6

класс


1. Как развивать чувство ответственности в детях.

2. Вредные привычки.






7

класс


1. О родительском авторитете.

2. Делать жизнь с кого.






8

класс


1. Нервно – психическое здоровье. Подростковая депрессия.

2. В кругу сверстников.






9

класс


1. Наши дети повзрослели.

2. В чем наши ошибки.






10

класс



1. Некомпетентное воспитание.

2. Культура подростков глазами взрослых.






11

класс


1. О выборе профессии.

2. Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов.