microbik.ru
1

А7, А8

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений

Совет

Для успешного выполнения данных заданий необходимо прежде всего установить языковую и логическую связь между предложениями, предугадать содержание первого и последнего предложений, увидев слова (местоимения, частицы, союзы, вводные конструкции и пр.), указывающие на связь предложений, и правильно выстроить текст

Выполнить задания вам поможет данная информация

1. В качестве начального нужно выбрать такое предложение, которое логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, указывающих на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов с точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым

2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учётом логики развития мысли и тех средств, которые в них присутствуют, прежде всего лексических средств:

-лексические повторы (обычно повторяются наиболее значимые слова, обозначающие главную тему текста или его фрагмента, повторяться могут одни и те же слова, однокоренные слова)

-слово из предыдущего предложения в последующем может заменяться СИНОНИМОМ (в некоторых случаях контекстуальным)

-в качестве средства связи предложений могут использоваться слова, имеющие какую-либо связь друг с другом (это могут быть АНТОНИМЫ, слова со значением части и целого (человек – общество), слова со значением рода и вида (хищники – лисы) и т.д.)

-полнозначные существительные, прилагательные, наречия в последующем предложении могут замещаться МЕСТОИМЕНИЯМИ

ПРИСУТСТВИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО ДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ПЕРВОЕ В ТЕКСТЕ ИЛИ В ЗАКОНЧЕННОМ ФРАГМЕНТЕ, ОНО СЛЕДУЕТ ЗА ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯИ

Обратите внимание на союзы А, НО, И и некоторые другие, преимущественно сочинительные, стоящие в начале самостоятельных предложений.

Дополнительным средством связи могут служить единство видовременных форм, синтаксический параллелизм, неполнота предложений

3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности.

Следует обратить внимание на причинно-следственные связи между предложениями. Для этого, как правило, используются вводные слова, наречия, частицы, союзы и т.п.: к счастью, поэтому, потому что, несмотря на это, именно, наоборот, вопреки этому, впрочем, во-первых, если, в отличие от него, и ещё, следовательно, в частности, между тем, ведь, одним словом, в силу того что, прежде всего, однако, в то время как, такие, вскоре, к тому же, конечно, и, в результате, в особенности, благодаря, даже

^ Частицы и их значение

Ли, разве, неужели – вопрос

Что за, как – восклицание

Вот (а вот), вон (а вон) – указание

Вряд ли, едва ли – сомнение

Именно, как раз – уточнение

Только, лишь, исключительно, почти – выделение, ограничение

Даже, даже и, ведь - усиление

^ Союзы и их значение

Тоже, также – соединение

А, но, зато, однако – противопоставление

Пока, едва, лишь только – время

Потому что, так как, оттого что, с тем чтобы – причина

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы – цель

Если, раз, если бы – условие

Хотя; несмотря на то, что; пускай – уступка

Как, как будто, словно – сравнение

Так что - следствие

Способы связи предложений в тексте

Последовательная (цепная) – одно предложение как бы вливается в другое; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее:

Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники

Параллельная – предложения посвящены одному и тому же предмету речи, сопоставляются/противопоставляются. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены сходными грамматическими формами, иногда имеются анафора (единоначатие), включающая повторение лексически значимых единиц, полисиндетон (повторение союзов):

И дрогнул Сокол, и, гордо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошёл он, расправил крылья. Вздохнул, сверкнул очами и – вниз скатился. И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…


^ Разбор заданий

(1)…(2) И жили здесь в продолжение нескольких столетий. (3) Вера сама по себе не должна мешать сожительству мусульман и христиан в лоне одного государства и одного гражданского общества. (4) Другое дело, что в наши дни ислам вступает в конфликт с цивилизацией, именующей себя – с большой долей условности – христианской. (5) Сложность в том, что свою правду несёт в себе каждая из конфликтующих сторон. (6)…это мировой вопрос, обещающий стать одним из главных вопросов 21 века.

Задание А7
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в тексте?

1). Россию можно назвать многонациональным государством

2). Мусульмане живут в России

3). В мире сосуществуют представители различных религий

4). Религиозные разногласия – сегодня это актуальная проблема

Ответ: 2. Именно это предложение должно начинать текст, вводя его тему: здесь говорится о сосуществовании двух религий в рамках одного государства. Предложение 2 – парцеллированная часть предложения 1. Утверждение, содержащееся в первом и втором предложениях, получает развитие в остальных компонентах текста

ВопросА8
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?

1). Безусловно

2). В то же время

3). Однако

4). К счастью

Ответ: 1. Это предложение является концовкой текста, логично завершая информацию по теме. Вводное слово БЕЗУСЛОВНО оформляет данную фразу как вывод, что соответствует её содержанию, роли в тексте