microbik.ru
1

Бордюговская

Надежда Романовна


учитель истории и обществознания проработала в школах нашей необъятной Родины 52 года .

Учитель высшей квалификационной категории, ветеран труда. За успехи в работе награждена тремя государственными наградами, в том числе одной зарубежной, многими грамотами, благодарственными письмами, отзывами учеников об учителе.

За время работы Надежда Романовна зарекомендовала себя квалифицированным, добросовестным, трудолюбивым, умело владеющим методикой преподавания учителем.

В 1952 году после окончания на «отлично» и «хорошо» средней школы, она поступила и в 1956 году окончила с отличием Ростовский Государственный университет, получив профессию своей детской мечты - учитель.

География школ, где ей довелось работать обширная:

- первый год после окончания учебы она работала в родной школе, где и училась, город Городовиковск республика Калмыкия (1956-1957 гг.).

Выйдя замуж за военнослужащего начала «колесить» по стране, причем везде устраивалась в школу и работала по специальности.

- три года город Кировобад Азербайджан (1957-1960 гг.);

- 20 лет город Тбилиси Грузия (1960 – 1980гг.); Работая в г. Тбилиси организовала и провела с классами три девятидневные экскурсии в города Москву, Ленинград, Киев. Экскурсии оформила в виде наглядных обзорных стендов, которые не один год привлекали учеников 110-й средней школы города Тбилиси.

С ученической бригадой девушек организовала и провела полный косметический ремонт класса к новому учебному году.

Самый продолжительный период времени - 28 лет – в Монинской средней школе № 1 п. Монино Щелковского района Московской области.

Имея вторую профессию закройщицы – швеи, три года работала вдали от родины в Социалистической Республике Вьетнам, обшивая заказчиков Советского посольства и Торгпредства.

Будучи классным руководителем, она довела пять классов до окончания школы-выпуска, причем один класс в 1990 году с рекордным количеством учеников- медалистов - девять.




Её ученики не один год участвовали в интеллектуальных играх и конкурсах школ Щёлковского района Московской области, занимая призовые места, в том числе и первые места. Это «Государственная символика России», исторические игры: «Пирамида», «Морской бой» , выступление класса на районном конкурсе строя и военно - патриотической песни .

Не одно десятилетие Надежда Романовна руководила школьным методическим объединением учителей истории и обществознания, разрабатывая методические материалы для проведения уроков.

Уроки Надежды Романовны отличались высоким научным и патриотическим уровнем. Надежда Романовна тщательно продумывала все этапы урока, опираясь на последние достижения науки в преподавании.

Она на уроке пользовалась методом беседы, дискуссий, что давало возможность включать в работу весь класс. Помогала учащимся вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, глубже вникать в сущность изучаемого материала, связывать исторические события с современной жизнью.

Спокойная, доброжелательная манера общения с учениками создавала условия раскрытия творческих возможностей детей, развивая их активность. Важное звено на уроке истории и обществознания – самостоятельная работа учащихся.

На протяжении долгих лет работы, почти ежегодно давала открытые уроки по обмену опытом среди педагогов, получая хорошие отзывы.

Последние годы работы в школе занималась обновлением школьного музея «Летопись поколений. О прошлом - ради будущего».

К 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне с группой учащихся, фактически обновила стендовый материал музея ,подготовила команду школы к интеллектуально-познавательной игре «Ступени Победы».

Уволилась в 2009 году.

Прогуливаясь по нашему прекрасному поселку Монино, ей часто встречаются ее выпускники, которые радушно делятся своими успехами и благодарят ее за знания, приобретенные в школе, а также те жизненные советы, которые пригодились им при вступлении во взрослую жизнь.


^ Отзывы учеников:

11Б класс выпуск 1990 года 11Д класс выпуск 2004 г.


Вы вложили в нас Волшебное слово Учитель

любовь и знания, Знакомо с рождения всем!

^ Вы тепло души вносили в класс. Вы – друг, педагог, покровитель

Благодарны мы за понимание, В решении стольких проблем!

Мудрость, доброту и веру в нас. Спасибо за знаний просторы,

Наставленья Ваши и советы За радость и свет школьных лет,

^ Мы навеки в сердце сохраним. Древность, тепло разговоров,

Мира, счастья, За опыт и счастье побед!

солнечного света

И удачи пожелать хотим!


Ученицы Анисимовой Екатерины, выпуск 2008 г., студентки 2-го курса факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова:

Я безумно люблю историю. Сколько себя помню, всегда интересовалась ею с самого раннего детства. Поэтому на школьные уроки по истории я приходила с особым чувством. Всегда в ожидании погружения в историческую атмосферу. А у нашей учительницы Надежды Романовны Бордюговской есть чудодейственный дар создавать атмосферу, в которой у человека возникает стремительная тяга к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой». Так интересно и красноречиво, а вместе с тем так просто и познавательно Надежда Романовна умеет объяснить запутанные исторические перипетии, сложные термины. Вспоминаю, что мы не замечали, как звенел звонок, а продолжали заниматься на переменах. Столько новых занимательных фактов и подробностей открывала она нам. А мы все время удивлялись, как можно запомнить столько дат и столько имен. После урока хотелось побыстрее попасть домой и открыть энциклопедию. Прочитать про то, что нам рассказывали на уроке. Урок становился неким толчком, чтобы лишний раз полистать энциклопедию и прочитать дополнительно про историческую эпоху, видных государственных деятелей. И вот благодаря этому на занятиях рождалась дискуссия. Ведь у каждого возникает свое собственное отношение к конкретному историческому периоду. Надежда Романовна не запрещала, а наоборот приветствовала высказывание своей точки зрения, защиту своей позиции. Вместе с учителем мы обсуждали плюсы и минусы эпохи, пытались разобраться и понять по прошествии сотен лет движение исторического времени. В процессе обсуждения приходило осознание, что человек-то во все времена был одинаков, со своими страстями и пороками. Уже позже, в старших классах, мы найдем подтверждение этому в литературе. А пока на реальных примерах из истории мы постигали настоящее. Интересно, чтобы мы лучше усвоили материал и чтобы потом у нас было, что обсудить на уроках, над чем подумать, Надежда Романовна задавала писать рефераты. Эти задания я вспоминаю с особым трепетом. Настолько захватывающе было их выполнять, а затем публично презентовать. Хотелось сделать свою работу увлекательной, нестандартной, поэтому приходилось собирать материал для реферата из разных источников. И это имело свои плоды. На уроках по истории я научилась писать рефераты, не перепечатанные из книжек, не «скаченные» из Интернета. Я научилась создавать свои собственные мини-научные тексты. Этот опыт очень помогает мне сейчас, когда я пишу курсовые работы в университете. И за этот опыт я очень благодарна Надежде Романовне. Кстати, именно Надежда Романовна сподвигла меня к участию в исторических конференциях, которые очень часто проходили в нашей школе. Для одной из них она предложила мне тему о выпускниках нашей школы, ушедших на фронт и погибших там. Эта конференция, как и тема Великой Отечественной войны, стала для меня знаковой. После под руководством Надежды Романовны я выступала на конференции в академии ВВС им. Ю.А. Гагарина с докладом о летчиках-монинцах, после наша параллель участвовала в военно-патриотической игре, посвященной 65-летию Сталинградской битвы. А наш учитель блестяще нас к ней подготовила. И много чего еще было после… Вообще в моей школьной жизни столько всего было связано с историей и с Надеждой Романовной. У нас сложился удивительный тандем. В моей школьной жизни Надежда Романовна стала для меня проводником, учителем и другом. Всегда помогала и словом и делом, причем не только мне. Отдавая все душевные силы, всю свою теплоту и участие, Надежда Романовна давала понять ученикам, что очень их любит, относится к ним как к своим родным детям: и похвалит вовремя, и поругает, если заслужил, а самое главное – поймет и поможет. Всегда.

Прошло уже два года, с тех пор как я закончила школу. Однако ни один предмет и ни одного педагога я не вспоминаю с такой особенной душевной теплотой и радостью как Надежду Романовну Бордюговскую. Она, ее уроки помогли мне понять, насколько важно: научиться размышлять, высказывать свое мнение, научиться слушать, говорить, анализировать, делать выводы, наконец, научиться учиться. Я считаю, это очень важно. За умение мыслить обширно и независимо, за отличные знания по история, за просто хорошее к ученикам отношение, я хочу сказать СПАСИБО!


.