microbik.ru
1




Информационный бюллетень №3 (ноябрь,2009)

методического кабинета ГОУ СОШ №867

Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме:

«Внеурочные мероприятия»

Источники: www.io.nios.ru/…/releases.php?…

www.umetschool.68edu.ru/15.doc  

www.standart.edu.ru/Board.aspx?…

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся


Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.



  1. ^ Требования к организации внеурочной занятости детей и подростков в современной школе

В последние годы ситуация среди молодёжи такова, что увеличивается численность подростков, имеющих криминальный опыт, растёт количество антиобщественных молодёжных объединений, политических организаций, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности учащихся, безнадзорность детей в каникулярное время. Чтобы снизить напряжённость, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков, необходимо, в первую очередь, увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Таким образом, назрела необходимость возрождения в современной школе когда-то весьма объёмного участка деятельности педагогов – дополнительного образования детей. Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

^ Требования к организации блока дополнительного образования

– Во-первых, деятельность в сфере дополнительного образования детей на современном этапе должна выходить далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, основу должен составлять масштабный образовательный блок, отвечающий потребностям детей, которые не реализованы в рамках предметного обучения и тем самым обеспечил бы принцип полноты образования.

– Во-вторых, базовое и дополнительное образование должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создавать единое образовательное пространство учебного заведения , способствующее полноценному личностному, а не только интеллектуальному развитию ребенка, что позволит нам преодолеть сложившийся интеллектуальный перекос в развитии и создаст основу для успешной социализации каждого обучающегося.

В-третьих, интеграция дополнительного образования в процесс обучения позволит реализовать новые требования к пониманию образованности человека, которые уже определяются не столько предметными знаниями, сколько разносторонним развитием личности, и позволит уйти от привычной трансляции знаний к разноплановому развитию ребенка, раскрытию его творческих возможностей, способностей, формированию качеств личности, способствующих в дальнейшем к самоопределению и самореализации.

– В-четвертых, осуществлять деятельность должны педагоги дополнительного образования, а не учителя-предметники, иначе в полной мере реализовать заложенный в дополнительном образовании потенциал не удастся.

– В-пятых, содержание программ курса дополнительного образования должно усиливать вариативную составляющую образования, способствовать практическому приложению знаний и навыков, стимулировать познавательную мотивацию.

^ Особенности дополнительного образования

Своеобразие дополнительного образования в образовательных учреждениях, на наш взгляд, проявляется:

– в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

– в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы;

– в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

– в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

– в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

– в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, мы определили его функции.

1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя гимназии, формирование воспитательной среды на основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

6) профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

^ Модели организации дополнительного образования

Присутствие в общеобразовательной школе сферы дополнительного образования может быть представлено различными способами. Сегодня существует четыре основных модели ее организации.

^ Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.

^ Вторая модель представлена оригинальными формами работы – ассоциацией, творческой лабораторией, хобби-центрами и т.п.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры – центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др.

^ Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Дополнительное образование, помогает решать целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

– выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

– способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

– обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

– содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

^ Рабочие программы педагогов дополнительного образования:

– углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;

– делают гимназическое обучение личностно-значимым для многих учащихся;

– стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

– повышают мотивацию к обучению.

Молодежь сегодня неравнодушна к образованию и хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка, благодаря которому ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный путь.

  1. ^ Блок дополнительного образования ГОУ СОШ №867

2009-2010 учебный год


^ Направление деятельности

Название объединения

Возраст

детей

Ф И О преподавателя

Дни недели/время

Художественно-эстетическая

Театральное объединение «Ромео и Джульетта»

14-17

Алешин Вадим Юрьевич

Сб.: 16.00-19.00

Вс.: 12.30-15.30

Студия декоративно-прикладного творчества «ФАНТАЗиЯ»

7-8

Горбачева Оксана Владимировна

Вт.: 16.00-18.00

Ср.: 16.00-18.00

Хоровая студия «Солнышко»

9-10

Коплевенко Оксана Игоревна

Вт.: 16.00-18.00

Пт.: 15.30-17.30

Хоровая студия «Лучик»

7-9

Савельев Александр Дмитриевич

Ср.: 15.30-17.30

Чт.: 15.30-17.30

Социально-педагогическая

Студия «Дружок»

8-9

Лилютина Нина Александровна

Пт.: 14.30-16.30

Студия «Лесенка знаний»

7-8

Лилютина Нина Александровна

Пн., Вт., Чт., Пт.:

13.30-14.30

Физкультурно-спортивное

Студия «Спортивные фантазии»

12-14

Шеина Елена Николаевна

Вт.: 17.00-19.00


Студия бальных танцев -1

7-8

Блюм Ольга

Евгеньевна

Пн.: 17.00-18.00

Пт.: 15.00- 16.00

Студия бальных танцев -2

7-8

Блюм Ольга

Евгеньевна

Ср.: 17.00- 18.00

Пт.: 16.00-17.00

Студия бальных танцев -3

8-9

Блюм Ольга

Евгеньевна

Пн.: 16.00-17.00

Ср.: 16.00-17.00

Студия современных танцев

11-13

Блюм Ольга

Евгеньевна

Пт.: 17.30-19.30

Секция ОФП

11-13

Мамонкин Владимир Иванович

Вт.: 15.30-17.30

Чт.: 15.30-17.30

Пт.: 15.30 -16.30

Секция «Волейбол»

14-17

Минаев Александр

Викторович

Пн.: 14.30-16.30

Сб.: 15.15-17.15

Секция ОФП

13-14

Рожков Сергей Васильевич

Пн.: 17.00- 19.00

Ср.: 15.30-17.30

Секция «Баскетбол»

15-18

Рожков Сергей Васильевич

Пн.: 19.00-21.00

Чт.: 17.30-19.30

Секция мини-футбола

«Смена»

15-17

Евгеньев Юрий Александрович

Пн.: 18.00-20.00

Вс.15.00-17.00

Секция ЛФК

7-9

Депутатова Лариса Валерьевна

Пн., Ср.:

15.00-16.00;

Вт., Чт.:

16.00-17.00

Ср.: 16.30-17.30

Пт.: 17.00-18.00




  1. Внеурочные мероприятия ГОУ СОШ№867

п/п

Традиционные мероприятия

Формы проведения

1

День Знаний

Торжественная линейка


2

«Перекресток - школам»

Акция


3

День учителя

Час самоуправления в школе.

Концерт, организованный силами учащихся


4

Посвящение в пятиклассники

Торжественное мероприятие


5

Посвящение в старшеклассники

Торжественное мероприятие, дискотека


6

Посвящение в лицеисты

Торжественное мероприятие, дискотека


7

Фестиваль искусств: «Сегодня, завтра и всегда Москва талантами полна»

Конкурс талантов (три тура)


8

Расширенное заседание НОУ

Защита творческих проектов

9

Акция «Открытый микрофон»

Пресс-конференция

10

Новогодние праздники

Театральные постановки, конкурсы, дискотека


11

«Ученик года»

Конкурс


12

«Слава защитникамОтечества»

Встречи с ветеранами ВОВ

Возложение цветов к памятнику павших в ВОВ.

Торжественные мероприятия



13

Смотр строя и песни (5-6 класс);


Военно-патриотическое мероприятие

14

«Аты-баты стань солдатом»


Военно-патриотическое мероприятие

15

Праздник, посвященный международному женскому дню

День самоуправления в школе. Праздничный концерт силами учащихся


16

«День смеха»

Шуточные конкурсы, постановки

17

День рождения школы

Экскурсии в школьный музей.

Праздничный концерт.


18

«Никто не забыт - ничто не забыто»

Митинг, возложение цветов к памятнику погибших в ВОВ. Встреча с ветеранами.

20

«Здравствуй лето»

Тематические игры.

21

Тематические недели

Игры, конкурсы, выпуск газет

22

«Последний звонок»

Торжественная линейка. Капустник.


23

Выпускной вечер

Торжественное вручение аттестатов.




  1. ^ Социологический опрос

Результаты анкетирования родителей

«Интерес родителей к внеурочной деятельности своего ребенка»

ноябрь 2009г

Всего приняли участие в опросе 59 человек (родители учащихся выпускных классов)

№п/п

Вопрос

9 А (19 анкет)

9 Б (22 анкеты)

11 А (18 анкет)

^ Итого (59 анкет)

да

нет

Не знаю

да

нет

Не знаю

да

нет

Не знаю

да

нет

Не знаю

1

Есть ли в школе возможность для вашего ребенка получить дополнительное образование (кружки, секции, факультативы )

18




1

16

4

2

12

2

4

46

6

7

2

Посещает ли Ваш ребенок в свободное от уроков время факультативы, кружки, секции…

17

2

-

18

4

-

17

1

-

52

7

-

3

Считаете ли вы нужным занять свободное время ребенка внеурочной деятельностью

16

3

-

20

2

-

13

5

-

49

10




4

Достаточно ли на Ваш взгляд в нашем районе учреждений доп. Образования

12

2

5

6

14

2

9

3

6

27

19

13

5

Может ли внеурочная деятельность повлиять на выбор профессии вашего ребенка?

15

4

-

15

7

-

15

3

-

45

14

-

6

Ваши пожелания

-разнообразнее выбор спортивных секций;

-секции современных и спортивных танцев.

-разнообразнее выбор спортивных секций (теннис, бадминтон, бильярд);

-секции современных и классических танцев;

-экскурсии на производство;

-б\п компьютерные курсы;

-факультативы, кружки творческой направленности (театральный, игровой (как КВН));

-направленности на развитие мышления и логики.

-увеличить выездные мероприятия;

-больше спортивных секций (разнообразнее);

- развивающие занятия.






^ Результаты анкетирования учащихся выпускных классов

«Изучение интересов учащихся»

ноябрь 2009г

Всего опрошено 78 человек выпускных классов.

№п/п

Вопрос

9 А (28 анкет)

9 Б (25 анкет)

11 А (25 анкет)

Итого(78анкет)

да

нет

Нет отв.

да

нет

Нет отв.

да

нет

Нет отв.

да

нет

Нет отв.

1

Поездки, экскурсии

27

1




22

3




25







74

4

1

2

Классные огоньки

10

17

1

15

9

1

6

17

2

31

43

4

3

Спортивные мероприятия

16

10

2

6

17

2

14

10

1

36

32

5

4

Общешкольные конкурсы, КВН

20

6

2

6

17

2

19

5

1

40

28

5

5

Школьные дискотека

20

7

1

20

5




11

10

4

51

22

5

6

Кружки, секции

22

6




13

9

3

13

11

1

48

26

5

7

Олимпиады, интел. марафоны

17

9

2

5

17

3

19

6




41

29

5

8

Другое

Боулинг, бильард,

гитара

Гитара, ударные инструменты, дизайн, танцы.

Театры, общешкольные проекты, футбол для девочек, музыка, старые фотографии







  1. Литература



 ^ Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии и др.): 5-9 классы Новое в преподавании в школе


Автор: СергееваМ.Е.

Издательство: Учитель

Год: 2007






















Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
          Предлагаемое пособие продолжает знакомить учительскую аудиторию с организацией и практической реализацией различных видов игр (деловая, организационно-деятельностная, интеллектуальный марафон, ролевая и др.) в учебно-воспитательном процессе.
          Представленные разработки интегрированных игр на уроках и внеклассных мероприятиях по географии, экономике, основам права, экологии, биологии позволяют активизировать деятельность учащихся 5-9 классов, придать проблемный характер обучению, привести к творческому поиску, помогут быстрее адаптировать юных граждан к реалиям нашей современной жизни.
          Пособие адресовано учителям образовательных областей "География", "Обществознание", организаторам внеклассной работы образовательных учреждений, студентам педагогических учебных заведений.



^ Патриотическое воспитание в школе: Сборник сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов




Автор: Агапов И.А., Давыдова М.А.

Издательство: М.: Айрис-Пресс

Год:2002





















^

Внеурочные технологии как альтернативные формы образования


Автор: А. М. Каменский, З. Ю. Смирнова

Издательство: Сентябрь, 2006 год
Серия: Библиотека журнала «Директор школы»

В книге описаны разнообразные альтернативные формы образовательной деятельности учеников, которые сосуществуют в школе наряду с традиционным уроком, повышают его эффективность, активируют познавательную деятельность школьников.
Это выездная школа, погружения, диагностические курсы, социальные и информационные технологии, мастерские, родительские уроки и т. д.

Наряду с характеристикой этих форм книга содержит необходимые методические разработки, воспользовавшись которыми директор школы и учителя могут внедрить в практику работы своего образовательного учреждения опыт лицея информационно-коммуникативных технологий № 590 г. Санкт-Петербурга.



^ Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной деятельности

Автор: А.М.Каменский

Библиотека журнала "Директор школы"























Книга обобщает многолетний опыт работы творческого коллектива над проблемой развития индивидуальности всех участников образовательного процесса, так как яркой личностью ученик может стать только при наличии рядом яркой индивидуальности наставника: учителя, родителя, директора, товарища и др. На примере отдельных педагогических судеб автор показывает, как авторитетный наставник может ненавязчиво, иногда неосознанно транслировать свой жизненный опыт другому человеку. В качестве иллюстрации в книгу включены сценарии воспитательных мероприятий, описания подходов к оценке деятельности школы, учителя, ученика.



^ Модели внеурочной деятельности

Издательство

Аркти




Год издания

2008




Сборник посвящен моделям уроков современной дидактики. В него вошли статьи ученых, разъясняющие понятия "метод" и "модель" обучения, а также разработки уроков учителей экспериментальных школ-лабораторий ИУО РАО № 137, 363, 449, 349, 382 г. Москвы и БСШ № 6 г. Королева.
Адресуется учителям школ, методистам методцентров, педагогам Профессиональных учебных учреждений и преподавателям вузов, научным работникам, аспирантам и т.д.




^ Окружающий мир, 4 класс

Учебник для четырехлетней начальной школы:

в 2 ч.: ч. 1

Изд. 2-е, испр. Планета знаний

Автор: Ивченкова Г.Г.,Потапов И.В.

Издательство: АСТ, Астрель

Год: 2008




Автор:

Ивченкова Г.Г.,Потапов И.В.






















АСТ,Астрель

Год:

2008






30 ноября 2009 г.

Отв. за выпуск Бузенкова А.Н.,

Куратор зам. директора Пашетная О.Ф.