microbik.ru
1 2 3 4

Вариативные формы

аттестации на квалификационные категории педагогических и руководящих работников

в 2008/2009 учебном году

Экспертиза профессиональной компетентности

  • собеседование;

  • защита реферата (при аттестации на первую и вторую квалификационные категории);

  • защита авторского проекта;

  • представление и защита методической разработки;

  • представление и защита опытно-экспериментальной работы;

  • защита программы развития образовательного учреждения (для руководителей);

  • представление результатов работы в творческих группах по вопросам образования;

  • защита по совокупности опубликованных работ

^ Возможно совмещение процедур экспертизы профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по одной из вышеперечисленных форм с итоговой аттестацией курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования (по профилю деятельности).

^ Экспертиза результативности деятельности

для педагогов:

для руководящих работников:

анализ результатов педагогической деятельности на основе самооценки педагога, изучения документов и посещения экспертами учебных (внеучебных) занятий

анализ результатов управленческой деятельности в межаттестационный период

анализ результатов педагогической деятельности на основе изучения документов и самоанализа профессиональной деятельности

( как самостоятельная форма для социальных педагогов, методистов, старших воспитателей, педагогов-организаторов)

анализ результатов управленческой деятельности в межаттестационный период на основе самооценки деятельности общеобразовательного учреждения

представление результатов опытно-экспериментальной работы

(возможно совмещение с формой «представление и защита опытно-экспериментальной работы»)

проблемный анализ результатов аттестации (аккредитации) образовательного учреждения

представление образовательного учреждения, отражающее совокупность результатов педагогической деятельности аттестуемого в межаттестационный период

(при подтверждении имеющейся категории)

анализ результатов реализации программы развития образовательного учреждения (возможно совмещение с формой «защита программы развития образовательного учреждения»)

представление доверенного лица, отражающее совокупность результатов педагогической деятельности аттестуемого в межаттестационный период

(при подтверждении имеющейся категории)

представление органа, осуществляющего управление в сфере образования, отражающее совокупные результаты руководящей деятельности в межаттестационный период

(при подтверждении имеющейся категории)




представление органа, осуществляющего управление в сфере образования, совокупные результаты руководящей деятельности в межаттестационный период на основе самооценки деятельности общеобразовательного учреждения

(при подтверждении имеющейся категории)


Процедуры аттестации педагогических и руководящих работников

государственных и муниципальных образовательных учреждений (с приложениями)

Первое направление аттестации -
экспертиза профессиональной компетентности

аттестуемого

Экспертизу профессиональной компетентности осуществляют экспертные (квалификационные) группы при аттестационных комиссиях соответствующего уровня в присутствии аттестуемого, по графику, утвержденному приказом органа управления образованием (учреждения образования) на текущий учебный год.

В процессе экспертизы оцениваются знания аттестуемого в области теории, методики обучения, воспитания, управления и практики их применения, знания нормативного обеспечения образовательной деятельности, аналитические навыки, владение методами проектирования, исследовательской деятельности и др. в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.

Результаты экспертизы оформляются протоколом заседания экспертной (квалификационной) группы, на основании которого аттестующемуся выдается удостоверение о прохождении экспертизы профессиональной компетентности .

При досрочной аттестации на более высокую квалификационную категорию (в течение первых трех лет после получения рекомендации) аттестуемый может воспользоваться удостоверением, выданным квалификационной комиссией во время предыдущей аттестации, если рекомендация соответствует категории, на которую он претендует.

Экспертиза профессиональной компетентности на вторую квалификационную категорию может проходить на заседании аттестационной комиссии, методического объединения, методического совета, педагогического совета с обязательным присутствием членов аттестационной комиссии.

При аттестации педагогического работника по двум педагогическим должностям возможно совмещение экспертиз его профессиональной компетентности при выборе одной из следующих форм: представление и защита методических разработок, представление и защита опытно-экспериментальной работы. В выбранной форме должна быть отражена профессиональная компетентность аттестуемого по обеим должностям.

1. Собеседование

Собеседование – форма экспертизы профессиональной компетентности, при которой в ходе свободного диалога с аттестуемым на определенную тему эксперты оценивают:

  • уровень знаний о современном состоянии обсуждаемой проблемы;

  • умение анализировать, сравнивать;

  • умение выбрать наиболее эффективные средства и показать возможность применения их на практике в конкретной ситуации;

  • умение обосновать свою точку зрения по вопросу, подкрепляя ее достижениями современной педагогической науки и практики, собственного опыта.

Темы для собеседования разрабатываются и утверждаются экспертными (квалификационными) группами.

^ 2. Защита реферата

Защита реферата - форма экспертизы профессиональной компетентности, которая представляет собой анализ теоретических, методических и нормативно-правовых источников, изложение взглядов на теоретические и методические подходы к решению какой-либо проблемы современного образования.

Тему реферата аттестуемый выбирает самостоятельно. Объем реферата - не более 20 машинописных страниц (возможен рукописный вариант).

Для защиты реферата необходимо наличие рецензии (при необходимости - двух). Подбор рецензентов осуществляют специалисты ГУ ЯО ЦО и ККО.

Защита реферата проходит в форме устного сообщения (не более 5-7 минут), в котором аттестуемый обосновывает актуальность выбранной темы, цель и задачи реферата, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала и делает выводы.

При защите реферата оценивается:

  • обоснованность выбора темы реферата, ее актуальность (наличие значимой в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения);

  • соответствие темы реферата его содержанию;

  • знание теории и практики исследуемого вопроса, степень изученности проблемы;

  • глубина проработки материала;

  • достаточность и актуальность привлеченных к рассмотрению источников;

  • глубина анализа проблемы;

  • теоретическая, познавательная значимость выводов;

  • оформление реферата (наличие оглавления, рубрикации внутри текста, нумерации страниц; соблюдение правил цитирования и оформления литературных ссылок; оформление списка использованных источников), стилистическая грамотность.

^ 3. Защита авторского проекта

Форма экспертизы профессиональной компетентности, в ходе которой оцениваются знания и аналитические способности аттестуемого. Авторский проект («брошенный вперед») представляет собой конструирование новых форм педагогической или управленческой деятельности.

Авторский проект в объеме не более 15 машинописных страниц может быть выполнен одним работником или группой.

При защите должна быть указана роль аттестуемого в разработке группового проекта. Авторские проекты педагогов, как правило, связаны с проектированием образовательных программ, педагогических технологий и т.п. Эта форма экспертизы рекомендуется педагогам и руководителям, претендующим на высшую квалификационную категорию. Для защиты авторского проекта необходима рецензия. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ЦО и ККО.

Защита авторского проекта проходит в форме устного сообщения (не более 5-7 минут), в котором аттестуемый освещает цель и задачи проекта, обосновывает его актуальность, коротко характеризует структуру, содержание, предполагаемые результаты, в том числе промежуточные, и делает вывод.

^ Характеристика проектов и этапы их реализации

Проект показывает направление и пути изменения актуальной социокультурной ситуации. Проекты могут быть монопредметными (моноаспектными) и комплексными. Монопредметный (моноаспектный) проект посвящен одному учебному предмету или одному аспекту деятельности. Комплексный проект охватывает многие сферы педагогической или управленческой практики. Реализация проекта включает несколько этапов.

^ 1) Теоретическое обоснование проекта. Данный этап предполагает анализ научной литературы (концепций, фактов) с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении. Теоретическое обоснование представляет собой небольшое реферативное исследование, посвященное проектной тематике.

^ 2) Практическое обоснование проекта. На данном этапе работа направлена на исследование актуальной ситуации, требующей изменений. Для анализа ситуации выделяются нуждающиеся в исследовании параметры, подбираются методы и методики, позволяющие собрать фактический материал. Производится сбор и статистическая обработка необходимого материала, показывающая существующие закономерности и тенденции развития актуальной ситуации. На основе выявленных тенденций определяются новые направления развития, учитывающие все виды актуальных ресурсов (материально-технические, кадровые, психологические, финансовые, методические, организационные).

^ 3) Апробация проекта. Направлена на выработку промежуточных целей и программы практической реализации проекта. На этом этапе идея проекта «сталкивается» с актуальной ситуацией, что позволяет выявить очаги «сопротивления» и поддержки. Поскольку проекты в сфере образования носят социальный характер, то для их реализации обязательно формируется коллектив единомышленников, в который могут входить административный аппарат образовательного учреждения или органа, осуществляющего управление в сфере образования, педагоги, родители, учащиеся и представители общественных организаций. Такой коллектив должен являться носителем новой идеологии и реальной движущей силой проекта. Этим коллективом вырабатывается программа и конкретный план действий, учитывающий специфику сложившейся ситуации. Апробация проекта завершается написанием текста программы (обозначение основных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.

^ 4) Практическая реализация проекта. Производится реализация программы и плана намеченных мероприятий. На данном этапе проводится мониторинг, дающий информацию об изменениях, происходящих в исследуемом объекте (уроке, школе, классе и т.д.).

5) ^ Подведение итогов после завершения проекта. Для подведения итогов берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации. Сравнение результатов по данным параметрам дает информацию об эффективности проекта. По итогам проекта пишется отчет с подробным анализом произошедших изменений, выявлением позитивных и негативных тенденций развития.

Авторский проект может быть представлен для защиты не ранее, чем по завершении третьего этапа реализации проекта. Таким образом, аттестуемый, как минимум, должен представить к защите в напечатанном виде теоретическое и практическое обоснование проекта, его программу и календарный план реализации.

При защите авторского проекта оценивается:

  • способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути их преодоления, потенциальные ресурсы;

  • способность конкретизировать абстрактную идею на конкретном материале и представить ее в организационно-деятельностной форме;

  • знания аттестуемого в области новых педагогических или управленческих технологий;

  • оформление авторского проекта, соответствие стандартным требованиям: структурирование текста, качество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.

^ 4. Представление и защита методической разработки

Форма экспертизы профессиональной компетентности, которая представляет собой описание методических подходов к изучению какой-либо темы, раздела и др. с целью методического обеспечения образовательной деятельности. Методическая разработка представляется в письменном виде (объемом не более 15 машинописных листов) в ГУ ЯО ЦО и ККО за две недели до начала аттестационного периода. Тему разработки аттестуемый выбирает самостоятельно.

Данная форма предполагает научное руководство. Подбор научного руководителя необходимо согласовать со специалистами ГУ ЯО ЦО и ККО.

Методическая разработка может включать комплекты методического обеспечения образовательных стандартов, учебно-программную документацию, комплекты заданий для входного, промежуточного и итогового контроля результатов обучения, воспитания и развития обучающихся, комплекты опорных конспектов, наглядных пособий и другие методические материалы.

Структура работы может быть следующей:

Введение

Основная часть, которая состоит из двух разделов:

- научно-теоретическое и практическое обоснование предлагаемых материалов;

- опыт и результаты работы автора

Заключение

Список литературы

Приложение

Для защиты методической разработки необходимо наличие рецензии (при необходимости двух). Подбор рецензентов осуществляют специалисты ГУ ЯО ЦО и ККО.

Защита методической разработки проходит в форме устного сообщения (не более 5-7 минут), в котором раскрывается суть методической разработки.

При защите методической разработки оценивается:

  • актуальность выбранной темы;

  • новизна, оригинальность, практическая значимость, возможность использования опыта в практике другими педагогами;

  • полнота выполнения поставленных задач;

  • эффективность предлагаемых автором способов разрешения проблемы;

  • обоснованность предлагаемых материалов;

  • логичность, последовательность, грамотность, научность изложения;

  • структура, качество оформления;

  • умение автора презентовать свою работу.

^ 5. Представление и защита опытно-экспериментальной работы

Форма экспертизы, которая предполагает документальное подтверждение результатов опытно-экспериментальной работы. Описание работы представляется в ГУ ЯО ЦО и ККО в письменном виде (объемом не более 15 машинописных листов) за две недели до начала аттестационного периода.

Опытно-экспериментальная работа осуществляется под научным руководством на базе опытно-экспериментальной площадки или в рамках опытно-экспериментального проекта, утвержденных органом, осуществляющим управление в сфере образования, или руководителем образовательного учреждения.

Описание опытно-экспериментальной работы должно содержать:

  • формулировку темы опытно-экспериментальной работы;

  • цель экспериментальной работы;

  • основные идеи (исходные теоретические положения, определение ключевых понятий);

  • обоснованную научную гипотезу;

  • круг задач, требующих решения в связи с постановкой данной цели и выдвинутой гипотезой;

  • аргументированный выбор вида опытно-экспериментальной работы (констатирующий, проверочный, уточняющий, созидательный, преобразующий или формирующий эксперимент);

  • этапы эксперимента, их предполагаемые содержание и сроки прохождения, методы исследования, средства промежуточного контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических материалов, обеспечивающих экспериментальную деятельность;

  • документально зафиксированный результат опытно-экспериментальной работы: учебник, задачник, методическое пособие, диссертация, методические рекомендации, творческий отчет, публикации и др.;

  • побочные образовательные эффекты или негативные последствия;

  • выводы и практические рекомендации.

Для защиты необходима рецензия. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ГУ ЯО ЦО и ККО.

При защите может быть представлен отзыв руководителя эксперимента.

Защита опытно-экспериментальной работы проходит в форме устного сообщения (не более 5-7 минут), в котором аттестуемый представляет сущность эксперимента и анализ его результатов.

При защите опытно-экспериментальной работы оценивается:

  • новизна, оригинальность идеи;

  • значение эксперимента на локальном, муниципальном, школьном уровне;

  • аргументированность выбранных критериев (показателей) и методов для оценки результатов;

  • результативность;

  • понимание проблем, которые еще предстоит решать;

  • оформление материалов;

  • лаконичность и убедительность выступления.

По желанию аттестуемого возможно совмещение представления и защиты опытно-экспериментальной работы со вторым направлением аттестации в форме «Представление о результатах опытно-экспериментальной работы».

^ 6. Защита программы развития
образовательного учреждения (для руководителей)


Программа развития образовательного учреждения представляется в письменном виде в ГУ ЯО ЦО и ККО.

Для защиты необходима положительная рецензия. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ГУ ЯО ЦО и ККО.

Выступление руководящего работника при защите программы развития образовательного учреждения (5-7 минут) должно содержать аналитическое обоснование целесообразности разработанной программы, мониторинг промежуточных результатов внедрения программы (за 1-2 года с момента внедрения).

При защите программы развития оценивается:

  • способность анализировать управленческую ситуацию;

  • умение прогнозировать результат на диагностической основе;

  • умение проектировать управленческую деятельность;

  • новизна, эффективность, самобытность программы развития.

По желанию аттестуемого возможно совмещение защиты программы развития ОУ со вторым направлением аттестации в форме «Анализ результатов реализации программы развития образовательного учреждения».


^ 7. Представление результатов работы
в творческих группах по вопросам образования


Данная форма экспертизы профессиональной компетентности предполагает документальное подтверждение результатов завершенной работы аттестуемого в различных творческих группах по вопросам образования в течение последних 5 лет. Творческие группы, созданные по приказу соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования, или руководителя образовательного учреждения, могут быть различного уровня: федерального, регионального, муниципального, уровня учреждения образования.

Представление готовится руководителем творческой группы (приложение 3). Описание работы в творческих группах не должно превышать двух машинописных страниц.

К представлению прилагаются: разработки научно-методического, учебно-методического, опытно-экспериментального характера, дидактические комплексы, учебники, программы, концепции развития или другие материалы.

На заседании экспертной группы аттестуемый в течение 5-7 минут излагает содержание своей деятельности в творческой группе (цели, задачи, вклад в коллективную работу, результаты).

При защите представления результатов работы в творческих группах оценивается:

  • актуальность проблемы;

  • новизна, эффективность путей решения;

  • конкретный вклад аттестуемого в коллективную работу.

^ 8. Защита по совокупности опубликованных работ.

Защита по совокупности опубликованных работ проводится на основании не менее трех учебно-методических публикаций в центральной или областной печати в межаттестационный период по профилю педагогической деятельности аттестуемого.

Публикации могут быть различного характера:

  • монографии;

  • учебные пособия;

  • учебно-методические разработки;

  • тезисы докладов, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, научные статьи.

За две недели до начала аттестационного периода в квалификационную комиссию подаются следующие материалы:

  • список печатных работ, заверенный печатью учреждения образования;

  • оригиналы или ксерокопии печатных работ;

  • аннотации к работам.

Защита проходит в форме устного сообщения (не более 5-7 минут), в котором раскрывается суть публикаций.



следующая страница >>