microbik.ru
1

Урок-викторина по басням И.А.Крылова.


Цели урока: обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова; повторить принципы построения басни.


Х о д у р о к а:



  1. Слово учителя


Когда-то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают «дедушку Крылова». Когда произносится это имя, сразу возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей; поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

Говорящие лисички, мартышки, вороны, петухи и другие животные в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том. «что такое хорошо и что такое плохо».

Басня – это литературный жанр. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль.


II. ^ Родоначальником басен считают древнегреческого поэта-философа Эзопа. (чтение басни Эзопа «Ворона и лисица»)


Ворон и лисица

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он па дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

^ Не верь врагам — проку не выйдет.


Читали ли вы похожие по сюжету па эту басни?

Какие авторы использовали ее сюжет для создания собствен­ных произведений?

Какова мораль этой басни?

А почему лесть гнусна, т.е. внушает отвращение?

А почему лесть вредна?

Есть ли в басне положительный герой?


  1. ^ Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова» (работа в группах)


1. А) «Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у

Дубу корни стала» («Свинья под дубом»)

Б) «Тут под каждым ей кустком

Был готов и стол и дом» («Стрекоза и муравей»)

В) «Ты сер.., а я, приятель сед

И волчью вашу я давно натуру знаю» («Волк на псарне»)

Г) «Мартышка к старости слаба глазами стала…» (Мартышка и очки»)

Д) «Баклажа бы казалась и легка, да Лебедь…, рак…, а щука…»

(«Лебедь, рак и щука»)


2. Работа по иллюстрациям.

Назовите басню, содержание которой вы видите на иллюстрации.


3. Выставка-конкурс «Лучшая рукописная книжка-малышка» с баснями Крылова.



  1. Инсценировка заранее подготовленных басен (2 группы)


1 группа «Квартет»

2 группа «Стрекоза и муравей»


V. Отгадывание кроссворда





  1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)

  2. Вид литературного произведения. (Басня.)

  3. Известный русский баснописец. (Крылов.)

  4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные пред­меты и явления. (Олицетворение.)

  5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)

  6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)

VI .Выразительное чтение басен (слабые ученики) и наизусть (сильные ученики).


VII. Вывод:


Чему же Вы научились у великого баснописца?


VIII. Д/з: написать рассказ, похожий на басню. Прочитать сказку В.А.Жук «Спящая царевна»