microbik.ru
1

Внеклассное мероприятие «Земля – наш общий дом»

Цели и задачи: развивать умение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, умение обобщать и делать выводы; воспитывать внимательное, бережное отношение к животным и окружающей природе;помочь детям в составлении основных правил поведения в природе.Показать Землю, как общий дом. Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята. Вот и закончилась предметная неделя по окружающему миру, которая проходила под девизом « Посмотри , как хорош мир, в котором ты живёшь». Закрытие предметной недели проведём в форме экологической игры «Земля – наш общий дом»


Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Где эта улица? Где этот дом?

Все перепуталось, все изменилось,

К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Ведущий:
Я рассказала про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?


Ты нам ответишь?

Ученик :
Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Ленина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведущий:
Дом на Ленина? Этого мало,
Город (посёлок) назови для начала.

^ Ученик: посёлок Межозёрный

Ведущий :
Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.


Ученик :

Посёлок стоит на реке Узельге,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

^ Ведущий: Верно, красива. Но где же она?

Ученик : В России. Это наша страна.

Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученик: Как и все страны – на нашей планете!

Ведущий обращается к классу: Как называется наша планета?

Хором: Земля.

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Музыкальный КЛИП .

На нашей планете Земля человек живёт в окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями. В воде рыбы ходят косяками. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр.

Мы живём в огромной стране- России. Её природа удивительна, богата. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли.

А хорошо ли вы знаете обитателей нашей планеты?

Презентация Игра «Знаете ли вы родную природу?»

Попытайтесь отгадать загадки – обманки. Но будьте внимательны.

^ ЗАГАДКИ - ОБМАНКИ


Кукарекает спросонок
Милый, добрый … Поросёнок.
(петух)
***

Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ^ Мишка!
(белка)
***

Кружевную паутину
Сплёл искусно? Буратино!
(Паук)
***
В луже плещется – ква-ква!
Вся зелёная?! Сова!
(лягушка)

Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный Бегемот!
(бабочка)

***
Кто воркует на балконе?
Маленький в две тонны Слоник!
(голубь)

***

Под землёй, кто роет ход?
Не иначе, это^ Кот!
(крот)

Кто висит весь день-деньской
В темноте вниз головой,
По ночам летает?
Длинноухий заяц!
(летучая мышь)

***
Звонко лает во дворе?
^ Щука старая в ведре!
(собака)
***
В темноте в траве светясь,
Притаился кто? Карась!
(светлячок)
***
Кто мурлычет на кровати?
Мышь, сбежавшая от Кати.
(кот)


^ Музыкальный клип.


Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. Но при всём многообразии природы с каждым годом она становится беднее. Исчезают с лица земли растения, животные. И все это происходит по вине человека.

И чего только люди не выдумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле. Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметали, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц, зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище.

Многие виды животных занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга?


^ Презентация «Красная книга».

Мы с вами совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги .

Ребята, кто знает, почему книга названа именно Красной, а ни Зеленой или Коричневой?

Красная книга!

Почему она красная?

Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.



В нашей стране красная книга была создана в 1974 году. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет.

В ее списках значились 65 видов птиц и 52 вида зверей. С тех пор этот список растет.

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде.

Красная книга – это сигнал опасности.

Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Страницы Международной Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страниц можно сразу определить, в каком положении находятся животные и растения.

Начнем путешествие по цветным страницам Международной Красной книги.

^ На Красных страницах книги записаны очень редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но можно еще встретить. Это: синий кит, лошадь Пржевальского, гепард ,лотос.

На желтых страницах - редкие виды растений и животных. Эти виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть. Это амурский тигр, морж, белый журавль.

^ На серых страницах записаны - малоизвестные виды, о которых очень мало информации. К таким животным относится слоновая черепаха, жук - олень.

На белых страницах записаны животные и растения, численность которых была невелика. Это белый медведь, снежный , фламинго, утконос, чилим.

^ На серых страницах записаны - малоизвестные виды, о которых очень мало информации. К таким животным относится слоновая черепаха, жук - олень.

Зеленые страницы. На них записаны восстанавливающиеся виды – это те растения и животные, которые удалось спасти. Это бурые медведи, олени ,зубр, лотос.

^ Черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим - вымершие животные. Например, мы больше никогда не увидим морских коров, большерогих оленей ,саблезубых тигров, бескрылой гагарки.

Перед вами - удивительные животные, исчезнувших за последние несколько тысяч лет, кто-то раньше, а кто-то - почти вчера... Практически всех их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев приложили руку к их скорейшему вымиранию. 

Последние саблезубые кошки исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих сильных и опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и охота .

^ Исчез пещерный медведь порядка 10 тыс. лет назад, а возможно, немного позже. Наиболее вероятная причина его вымирания такова: вслед за окончанием последнего ледникового периода лесостепная зона быстро покрылась густыми лесами, лишив медведя привычной среды обитания; особи же, выбравшие себе в качестве убежищ пещеры, были перебиты людьми.  

^ Огромная сухопутная черепаха из Австралии, достигала длины 2,5 м и весила 900 кг и даже больше. Голову ее украшали мощные рога, расстояние между кончиками которых составляло 60 см, а длинный хвост (редкое явление для черепах вообще) был вооружен бронированными кольцами и шипами. Предназначались эти опасные орудия для защиты животного от хищников. Сама же мейолания, скорее всего, была растительноядной.

Длина американского гигантского бобра достигала 2,5 м, а вес - до 220 кг! Кроме размеров, гигантский бобр отличался от обычного более узким хвостом, похожим на хвост ондатры, и громадными зубами, выступавшими из десен почти на 15 см. Об образе жизни гигантского бобра мы пока что можем только гадать. Он мог быть как усердным строителем (как его более мелкий родич), так и живущим в открытой местности по берегам крупных рек и озер, возможно - в околоводных норах.

^ Ужасный волк. Он был крупнее и массивнее серого волка (1,5 м в длину, до 80 кг массой), отличался более короткими лапами и более крупными зубами. Это был стайный хищник, охотившийся на очень крупных зверей, таких как лошади и бизоны. Исчез ужасный волк около 10 тысяч лет назад - именно тогда, когда началось массовое вымирание крупных животных Северной Америки.


Учитель : Ребята, давайте сделаем вывод, для чего нужна Красная книга?

-О чем информирует Красная книга? ( Какие виды в опасности)

-К чему она призывает? (Призывает изучать, почему это случилось)

- О чем предупреждает? (Предупреждает об исчезновении)

- Что советует? (Советует, как сохранить)


^ Беседа о Бережном отношении к природе.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений.


Учитель: Природа нуждается в нашей любви, помощи, защите. Пока вы младшие школьники, поэтому не можете встать на защиту исчезающих животных, - это делают зоологи, ученые. Но вы можете встать на защиту ландыша, кувшинки. Можете пожалеть бабочку, стрекозу. От каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле большое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.

Учитель: Давайте вместе составим правила поведения на природе.


^ Правила поведения в природе

- нельзя разорять птичьи гнёзда;
- нельзя рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
- нельзя ломать ветки деревьев, кустов;
- нельзя давить насекомых;
- нельзя шуметь в лесу;
- нельзя разводить костры без взрослых;
- нельзя оставлять мусор в лесу и водоёмах;
- нельзя убивать лесных жителей.

Учитель: Как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы Красная книга растений из года в год становилась все тоньше и тоньше? Какие меры для этого надо принимать?

^ В ходе обсуждения вопроса учащиеся определяют перечень мер по охране растений

1.Необходимо запретить сбор диких цветковых растений для продажи.

2.Разводить редкие растения в ботанических садах и питомниках.

3. Создавать искусственные пастбища, для выпаса скота.


Именно для исчезающих животных и растений в нашей стране созданы заповедники, заказники, национальные парки.


Учитель: А как вы думаете, что такое «заповедник», «национальный парк», «зоопарк»?

Заповедники – это участок дикой природы, на котором охраняются все природные объекты. Здесь запрещена какая-либо хозяйственная деятельность людей, сбор грибов, ягод, лекарственных растений, запрещена охота, рыбная ловля. В заповедниках ведётся научно-исследовательская работа.

Заказник – вид заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.

Национальные парки – это природный музей под открытым небом. Места отдыха и туризма. Это также охраняемая территория.

Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, а если потребуется и взрослого человека. Человечество не может существовать без животных и растений. И наша задача охранять их.


Итог.Я думаю, что такое мероприятие останется в вашей памяти. Вы узнали очень много информации , познакомились с Красной книгой,с растениями и животными, занесенными в красную книгу. Я уверена, что вы будете беречь всё живое на Земле, охранять природу.

Мы закрываем предметную неделю по окружающему миру. Вы все были активными участниками событий недели, попробовали свои силы в различных видах деятельности. Фантазировали, мастерили, рисовали. Много интересного произошло на этой неделе, много открытий, но, сколько ещё впереди неизвестного, неизученного. Сегодня мы подведём итоги проделанной работы и объявим победителей.

^ 1.Победители семейной викторины «Про зелёные леса и лесные чудеса»:

1кл. Шайхуловы, Бачинины.

2 кл . Аллаяровы

3 кл. Булатовы, Гатауллины, Хотеновы, Мурмиловы, Колокольцевы.

4кл. Прохоровы, Шамсутдиновы.

  1. ^ В номинации «Я – исследователь». Лучшие мини- проекты:

Хотенова В. 3кл, Аллаярова Н. 2 кл, Фомина 3 кл.

  1. В номинации «Жалобная книга природы»:

Шемшура 3 кл, Булатова 3 кл, Юнусова Э 4 кл, Афанасьев В 1 кл.

4.В номинации «Это интересно»:

«Загадки в рисунках»: Журавлёва Я. 1 кл, Антонов К 1 кл, Ятманов В.1 кл.

«Тайны природы» : Ермолаева Н. 1 кл, Ларкина К 1 кл.

«Мой домашний питомец»: Тамаровский В 1 кл, Хибатуллина В 4 кл, Аллаярова Н. 2 кл.

5.В номинации «Удивительный мир природы»:

Гизатуллина А 3 кл, Ситдикова К. 3 кл, Колокольцева 3 кл, Осипова А 3 кл.


Всем говорю: спасибо за участие.