microbik.ru
1

Внеклассное мероприятие

по информатике для старшеклассников

«X-files»

Цели мероприятия:

  • Раскрыть знания и способности учащихся;

  • Узнать новое в области информатики;

  • Повысить интерес учащихся к информатике;

  • Воспитывать аккуратность и четкость в работе, упорство в достижении цели, тесное общение детей;

  • Развивать творческое мышление детей, чувство взаимовыручки.

Задачи:

Учебная - обобщение и углубление изученного материала;

Развивающая - развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности; развитие у школьников памяти, внимания;

Воспитательная - воспитание информационной культуры, уважения к сопернику, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

^ Тип мероприятия: игра-соревнование команд.

Методы: конкурс, создание ситуации успеха, поощрение.

Участники: 2 команды 11-го класса.

Оборудование:

  • Слайд-фильм “X-карта”;

  • Файл с таблицей подведения итогов конкурса;

  • 2 стула с табличками “Истина”, “Ложь”;

  • Бейджики с именами участников;

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

Жюри: присутствующие учителя.

^ Как подготовить игру

Данное мероприятие проводится в компьютерном классе с локальной сетью. Это необходимо для демонстрации слайд-фильма с условиями заданий и результатов команд, обеспечения наглядности и зрелищности игры, а также проверки у учащихся навыков работы на ПК. Игра проводится в классе, оснащенном компьютером, видеопроектором, большим настенным экраном.

Ход конкурса


Х - разминка. (Отгадай загадку)


Задание 1.

Как грудной малыш без мамы,
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без … (программы)
Шагу бы не мог ступить.


Задание 2.

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же, - … (компьютер)!


Задание 3.

“Мозг” компьютера - … (процессор)
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.



Задание 4.

Близ дисплея – главный блок:
Там бежит электроток.
К самым главным микросхемам.
А зовут его … (системный)


Задание 5.

У тебя вопросов много,
Подскажу тебе с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется … (дисплей).


^ Конкурс №1. Х-марафон.


Правила следующие:

в Х-марафоне принимает участие капитан команды,

ведущий дает поочередно три подсказки для ответа,

если ответ дан после первой подсказки, то команда получает 3 очка, после второй – 2 очка, после третьей – 1 очко,

в случае неверного ответа команда лишается права повторного ответа на данный вопрос.

Вопросы и подсказки (по порядку) демонстрируются на экране.


Вопросы:


Вопрос 1

  1. Это или 1 или 0, иного быть не может.

  2. Об этом говорят, когда идет речь о данных, об объеме информации.

  3. Единица измерения информации.

Ответ: бит.


Вопрос 2

  1. Она встречается в программе, в вычислениях, в рассуждениях.

  2. Хорошие ученики ее находят сразу, а плохие ее вообще не могут найти.

  3. Она появляется из-за того, что вы неправильно думали, неправильно вычисляли.

Ответ: ошибка.


Вопрос 3

  1. В персональном компьютере ее много. Она есть внутри и наружи.

  2. О ней говорят, что в молодости она хорошая, а в старости пропадает. Ее можно тренировать.

  3. В ней хранится информация.

Ответ: память.


Вопрос 4

  1. Она может быть у вас дома и у компьютера.

  2. Появление ее дома – редкое явление, а у компьютера – обычное дело.

  3. А в компьютерной графике без нее как без рук!

Ответ: мышь.


Вопрос 5

  1. Это бывает в каждой программе.

  2. Оно помогает вам выбрать нужные команды.

  3. Это подают в ресторане.

Ответ: меню.


Вопрос 6

  1. Это нужно и программисту, и пользователю, и секретарю.

  2. Так называют дяденьку, который создает газету.

  3. Без него нельзя создать текст.

Ответ: редактор.


Вопрос 7

  1. Это есть у каждого человека.

  2. Он бывает формальный и естественный.

  3. На нем объясняются все программисты с ЭВМ.

Ответ: язык.


Вопрос 8

  1. Это бывает на экране.

  2. Его можно перемещать.

  3. Он отмечает позицию, куда вводим информацию.

Ответ: курсор.

Конкурс №2. Х-ребус.

Командам дается подсказка: «Ищите задание по адресу: Сетевое окружение/Server/New/X-Files.»

Задание. Предлагаем набор ребусов. Отгадайте слова, которые зашифрованы и запишите ответ в таблицах под рисунками. За каждый верно отгаданный ребус присуждается 1 балл.

Ответ: монитор.

 

Ответ: винчестер.

 

Ответ: дисковод.

 

Ответ: сканер.



^ Конкурс №3. Х-папа. Найти соответствие (кто был папой?)

Задание. Перед вами – таблица с двумя колонками текста. В левой колонке перечислен ряд фамилий известных людей и название фирмы, а в правой – формулы, названия алгоритмов, программ, ЭВМ, языков программирования и т.п. Необходимо найти связи между ними – указать пары номеров фамилий (фирмы) и номеров соответствующих им названий формул и т.п.

1.

Винер Н.

А.

Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел.

2.

Гейтс Б.

Б.

Алгоритмический язык

3.

Герон

В.

Телеграфный код

4.

Евклид

Г.

Microsoft

5.

Ершов А. П.

Д.

Norton Commander

6.

Лебедев А. С.

Е.

c2=a2+b2

7.

Морзе С.

Ж.

Счетные палочки

8.

Нортон П.

З.

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13…

9.

Пифагор

И.



10.

Фибоначчи

К.

Большая электронно-счетная машина (БЭСМ)

11.

Вирт Н.

Л.

Windows

12.

Непер Дж.

М.

Язык программирования ПАСКАЛЬ

13.

Microsoft

Н.

Кибернетика




Ответы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Н

Г

И

А

Б

К

В

Д

Е

З

М

Ж

Л

Конкурс №4. Х-игра.

Правила следующие:

  • Приглашаются по 1 участнику от команды.

  • В двух местах расположены стулья с надписями “ИСТИНА” и “ЛОЖЬ”.

  • Ведущий проговаривает повествовательное предложение.

  • Цель игроков – определить: данное высказывание - ложь или истина и первым занять соответствующий стул.

  • За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Его получает та команда, игрок которой правильно определил истинность высказывания и первым занял стул.

^ Пример: Компьютер – электронная машина (истина)




Вопрос

Ответ



В ноябре 31 день

Ложь, 30 дней

 2

В слове КЛАВИАТУРА 11 букв

Ложь, 10 букв

 3

Элементы, из которых состоит компьютер, называют устройствами.

Истина

 4

В Англии есть города Винчестер и Адаптер.

Ложь

 5

У первых версий ПК отсутствовал жесткий магнитный диск.

Истина

 6

Операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами.

Истина

(в разных папках)

 7

Река Тигр носит имя домашнего животного.

Ложь (дикого)

 8

Число, определяющее систему счисления, называют основанием.

Истина

 9

Машина Блеза Паскаля быстро выполняла умножение многозначных чисел.

Ложь (сложение)

 10

Один байт больше одного мегабайта.

Ложь


^ Конкурс №5. Х – вопрос.

Правила игры. Капитаны должны по очереди выбирают номер вопроса на экране. Ведущий читает вопрос, а команда должна в течение 20 секунд обсудить его и ответить. Если команда не отвечает, то вопрос передается другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы

1. Шарманки, музыкальные шкатулки и предмет Х. Все эти предметы объединяет одно - они работают по программе. Это особенно удивительно, если вспомнить, что во время их создания о программировании никто еще не догадывался. В шарманке и музыкальных шкатулках так называемая “программа” записана в виде штырьков, расположенных на валу. При вращении вала штырьки задевают пластинки, звучание которых сливается в стройную мелодию.

Вопрос: Назовите предмет Х.

^ Ответ: Часы с боем. В них “программа” представляет собой специальное колесо, запускающее в определенное время ударный механизм, отбивающий число часов.

2. В Древнем Риме использовалось много приспособлений для счета - пальцы рук, узлы на веревке, камешки в желобке, зарубки на палке. Одно из этих приспособлений называлось "калькулюс", от которого произошло слово калькулятор. Что называлось этим словом?

^ Ответ. Камешки

3. Американский изобретатель Герман Холлерит создал электромеханическую счетную машину – табулятор, в котором использовались перфокарты. Спрос на эту машину был столь велик, что Холлериту пришлось основать собственную фирму. Конечно, с течением времени эта фирма претерпела множество изменений и переименований, но она существует и по сегодняшний день. Как называется эта фирма?

Ответ: IBM

4. Первые две буквы этих слов совпадают. Назовите эти слова.

1. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении
2. Место хранения (постоянного или временного) информации в компьютере
3. Язык программирования.
Ответ. Палитра, память, паскаль.

5. Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную.

На красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик "; на жёлтой – "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной – "Здесь сидит змея "

Все надписи неверны. Где золотой ключик?

^ Ответ. - в зелёной.

6. "Храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет". В нем были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. При входе гостей встречал механический швейцар, который как бы парил в воздухе и играл на валторне. Всеобщее удивление вызывала лающая автоматическая собака, петух, который хлопал крыльями и вскакивал на перекладину. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки ... Где это было?

Варианты ответов:
1) Санкт-Петербург, Невский проспект;
2) Лондон, Бейкер-Стрит;
3) Париж, Елисейские поля;
4) Нью-Йорк, Бродвей.

^ Правильный ответ: Санкт-Петербург, Невский проспект.

Конкурс №6. Х-тест. Участники команд по очереди отвечают на вопросы.

Правило следующее: если ответа на вопрос не последовало, то вопрос снимается. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

 1

Вопрос

Ответ

 2

Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера.

Они все связаны со словом винчестер.

 3

Сведения, которые человек получает из окружающей природы и общества.

Информация

 4

Последовательность действий со строго определенными правилами выполнения

Алгоритм

 5

Поименованная область на диске со строго определенными правилами выполнения

Файл

 6

Устройство ввода графической информации

Сканер

 7

Каким информационным процессом связаны книги, фотографии и годовые кольца на деревьях

Хранением

 8

Устройство, позволяющее печатать информацию, хранящуюся в памяти компьютера

Принтер

 9

Цифра, появление которой произвело переворот в системах счисления

Ноль

 10

Перевод слова Pentium

Пятый

 11

Родина Ч. Беббиджа

Англия

 12

Объем информации, равный 8 битам

Байт

 13

Величина, которая в процессе исполнения программы меняет свое значение.

Переменная

 14

Алгоритм, записанный на языке программирования

Программа

 15

Разделитель целой и дробной части числа в языке программирования

Точка

 17

Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков

Система счисления



Подведение итогов и награждение участников.