microbik.ru
1

Внеурочное занятие «Сказочный мир на подоконнике»

Т.А.Ковтун, учитель высшей категории,

МБОУ СОШ №22, р.п. Горный

Красносулинского района

Ростовской области

Цели:

- расширить знания детей о комнатных растениях, уточнить представления об особенностях строения комнатного растения, способах размножения, составить алгоритм операций по уходу за комнатными растениями.

- развивать интерес к комнатным растениям, побудить желание ухаживать за ними.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений, таблички с названиями комнатных растений, лопатки для рыхления почвы, лейка для воды, салфетки, ножницы, цветные карандаши, альбом, творческие работы детей, презентация со слайдами комнатных растений;

^ Планируемые результаты достижения учащихся:
▪ научиться различать изученные на занятии комнатные растения;

▪ ответить на проблемный вопрос «Для чего нужно выращивать комнатные растения?»

▪ научиться ухаживать за комнатными растениями.

^ Предварительная работа:

Дети класса поделены на группы, и каждая группа получила задание выполнить творческую работу о комнатном растении.

Эпиграф занятия:

Люблю я в комнате цветы,

Как, может, любишь их и ты.

Я их ласкаю, поливаю,

Им на ночь песню напеваю,

Они любовью отвечают,

Улыбкой нежною встречают.

Н. Григорьева

^ Ход занятия:

I. Вступительное слово учителя.

- Послушайте, ребята, сказку Б.Вовк “Чьи цветы лучше?”

«Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие».

Учитель:

- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?

Ответы детей:

(Комнатными называются те растения, которые выращивает человек в своем доме, заботится о них)

Учитель:

- Как вы думаете, ребята, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут?

(Ученики высказывают свои предположения)

Учитель:

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

^ II. Представление творческих работ детей.

Один представитель от группы рассказывает о комнатном растении, другие ребята группы добавляют сведения о нем.

(Фикус, алоэ, глоксиния)



III. Чтение стихотворений

О комнатных растениях в стихах
лишь изредка услышишь две-три строчки.
Всё о деревьях, розах, васильках, -
не замечают бледные листочки.
Их зелень не колышет ветерком,
не ослепляет молнии разрядом.
Им вкус дождей весенних не знаком,
и птицы не щебечут с ними рядом.
И если даже расцветет цветок
и улыбнется нам глазком веселым -
он будет совершенно одинок:
не прилететь ни бабочкам, ни пчелам.
Шкафы немые, пыльные вокруг.
И неживое радио играет.
Но, видимо, вода из наших рук -
живая, - и они не умирают.


Инстинктом смутным ощущая осень,
а может, просто глядя за окно,
цветы теперь воды почти не просят,
хоть и зимой расти им суждено.
Стоят себе,
уставившись в оконце,
Те – в банках пол-литровых, те – в горшках,
Они весь день высматривают солнце.
И вволю не насмотрятся никак.

^ IV. Игра «Угадайте растение».

На экране показаны комнатные растения. Учитель читает стихотворения для каждой группы:



Ванюша Ванёк –

Рубашка огонёк,

Рубашка кумач –

Носи, да не плач!

(бальзамин)



Круглый шарик

 Словно ёжик,

 Но без мордочки и ножек.

 На моём растёт окне,

 Очень нравится он мне.

(кактус)



Куст - оконный

И балконный;

Лист – пушистый

И душистый,

Он сборчатый

И каёмчатый,

А цветы на окне –

Словно шапка в огне.

(пеларгония, герань)

^ V. Проблемная ситуация

Учитель:

-Комнатные растения справедливо называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения. Одни нам нравятся за красивые и вечнозеленые листья, другие — за великолепные цветы. Растения не только радуют наш глаз, но и напоминают нам об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость, награждали за заслуги перед отечеством. В Бирме и Индии до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей. Обычай украшать жилище растениями возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметьев

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения? Как вы считаете?

На доске дана схема:



^ Дети заполняют схему, подтверждают свои высказывания.

Комнатные растения:

☼ очищают воздух от пыли и ядовитых веществ;

☼ поддерживает влажность воздуха;

☼ обогащает воздух кислородом;

☼ отпугивает вредных насекомых;

☼ создает в комнате красоту и уют;

заинтересовывает человека, вызывает желание заботиться о них.

Вывод:

Всем известно, что цветы

Нам нужны для красоты,

Но еще, твердит народ,

Зелень дарит кислород!

Нашим детям помогите,

По цветочку принесите.

Станет лучше всем дышать,

Веселиться, спать, играть…

Каждый новенький цветок –

Детям воздуха глоток.

Приносите обязательно,

Будем очень вам признательны!

Учитель:

- Могут ли комнатные цветы расти на улице?

Дети: ^ Не могут, в холодную погоду они погибнут.

- Правильно, комнатным растениям для роста нужно тепло. Посмотрите, ребята, все цветы растут в горшках. Что находится в горшках? (Земля)

- Что еще нужно, чтобы цветы хорошо росли? (Вода)

- Землю, воду, тепло обеспечивает цветам человек.

Затем учащимся предлагается рассмотреть строение цветов (корень, стебель, листья, цветы). Обращается внимание на отличительные особенности каждого цветка.

^ VI. Самостоятельная деятельность детей. Работа в группах.

Составление алгоритма выполнения операций по уходу за комнатными растениями. Выступление представителей от групп.

Правила ухода за комнатными растениями:

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

  2. Рыхли лопаткой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

^ VII. Практическая работа.

Учитель:

-Замечательно, молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданиями, повторили правила ухода за растениями. В нашем классе очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.

(Дети рассматривают комнатные растения, запоминают названия)

- А теперь давайте выполним практическую работу. Покажите, как нужно ухаживать за растениями, которые стоят на вашей парте.

^ Учитель помогает детям выполнить работу. Дети применяют в работе алгоритм, который они составили.

VIII. Итог занятия

- Вам понравилось наше занятие?

- Что мы сегодня делали?

- Что нового узнали?

- Какие комнатные растения запомнили?

- Молодцы! Спасибо за работу!

-Посмотрите, ребята на эти лица. А какое настроение у вас? Напишите свое имя под картинкой, которой соответствует ваше настроение.

На доске картинки с лицами детей.




Сколько растений в мире прекрасном,

Могут служить интерьером, лекарством.

Газом они насыщают наш воздух,

Без них обойтись мы не можем при вздохе.

Радость от них, на душе красота

Недаром трудилась природа – Ура!