microbik.ru
1

Внимание

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Пример:





Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).

Стимульный материал

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8

 

2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10

^ Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)



 


^ Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).



Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

^ Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу". 

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).



Произвольность

«Графический диктант» - определить умения слушать и выполнить указания взрослого.

И: «я буду говорить тебе, как надо проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую линию. Когда я закончу говорить, сам рисуй дальше узор, который получается».

Тренировочный: Одна клетка вверх, одна направо, одна вниз. Одна направо, одна вверх, одна направо, одна вниз. А теперь сам дорисуй дальше узор, который получается.

Контрольный: 1узор. Две клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две клетки вниз, две направо. Две вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, дальше рисуй узор сам.

2 узор. Две клетки вверх, две клетки направо, одна клетка вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, две направо. Две вверх, две направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, две направо. Дальше рисуй сам.

3 узор. Две клетки вверх, одна налево, две вверх, одна направо, одна вниз, две направо, одна вниз, одна налево, две вниз. Одна направо, одна вверх, две направо, одна вверх, одна налево, две вверх, одна направо, одна вниз, две направо, одна вниз, одна налево, две вниз. Дальше рисуй сам.

Анализ результатов:

Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла.

1 – 2 ошибки – 3 балла

2 и более ошибок – 2 балла

Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков – 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет – 0 баллов.

Итог: 12 – баллов – очень высокий уровень

10 – 11 баллов – высокий уровень

6 – 9 баллов – средний уровень

4 – 5 баллов – низкий уровень

0 – 3 балла – очень низкий уровень.

Память

Диагностика развития памяти.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.

"Идеал"                                                        "Антиидеал"

Смелость                                                       Хвастовство

доброта                                                         грубость

любознательность                                         лень

трудолюбие                                                   трусость

вежливость                                                    зависть

усидчивость                                                  лживость

честность                                                      жадность

правдивость                                                  драчливость

настойчивость                                              жестокость

активность                                                    обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.


1 класс. Какое слово длиннее?

Определите на слух, какое из перечисленных слов в следующих парах длиннее:

Карандаш – карандашик

Червячок – змея

Усики - усик

Кот – котик

Хвост - хвостик

2 класс. Какое число Вы услышите, если при постукивании карандашом сильный удар будет обозначать десяток, слабый, тихий – единицы. Например, 65, 43, 78 и т.д. Эксперимент может проходить в группе, когда дети в тетради или на листочке будут записывать предлагаемые варианты чисел.

3 класс. Исследование переключения внимания методом черно-красной таблицы.

    Инструкция: Отыщите в таблице как можно быстрее черные числа по порядку (1,2 и т.д.). Далее найдите красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). Потом покажите на таблице попеременно одну черную цифру в возрастающем порядке, другую – красную в убывающем (1-24, 2-23 и т.д.). Время выполнения каждой серии фиксируется в протоколе, отмечаются ошибки.

Образец протокола.

серии

время

скорость

Ошибки

1-я

2-я

3-я

 

 

 

 

Время выполнения 3-й серии не равно сумме времени первых двух заданий. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания. Но это показатель приблизительный. Более точным является нахождение скорости поиска одной цифры, которая определяется таким образом: время выполнения каждой серии делится на количество просмотренных цифр.

^ Логическая память

Инструкция: «Послушайте и воспроизведите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут».

1 класс.  (10)

Кукла – играть

Ножницы – резать

Книга - учитель

Курица – яйцо

Лошадь - сани

2 класс. (20)

Барабан – мальчик

Чернила – тетрадь

Бабочка – муха

Корова – молоко

Щетка - зубы

Снег – зима

Паровоз – ехать

Петух – кричать

Груша – компот

Лампа - вечер

3 класс. (30)

Собака – лает

Мальчик – рисует

Река – бежит

Ветер – дует

Попугай – говорит

Кувшин – вода

Небо – земля

Пила - топор

Птичка – поет

Девочка – бежит

Дерево – стоит

Музыка – играет

Гриб – растет

Ковер – пылесос

Шапка - пальто

^ Механическая память
1 класс
.  (10)

Жук – кресло

Лампа – пчела

Терка - море

Мухомор – диван

Рыба - пожар

2 класс. (20)

Спичка – стрела

Колокольчик – овца

Компас – клей

Утка – бревно

Лейка - трамвай

Синица – глаз

Пила – яичница

Графин – рябина

Ботинки – самовар

Гребень - земля

3 класс. (30)

Листок – мельница

Ноги – малина

Загадка – сапоги

Валенки – клубника

Горы – комната

Чайник – самолет

Пшеница – бумага

Прогулка - весна

Обруч – гроза

Журнал – волк

Мышка – нора

Ручей – вода

Металлы – страна

Бабочка – коньки

Снег - зима

^ Измерение объема зрительной памяти.

1 класс. Предъявляется 10 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут.

^ 2 класс. Предъявляется 20 изображений. Дети воспроизводят увиденное в течение двух минут.

3 класс. Картинки с изображением предметов умственного и физического труда, природы, человека и быта окрашены в семь основных цветов по каждой теме. В инструкции детям говорят, что нужно запомнить то, что нарисовано, ничего не говоря о цвете. По истечении двух минут дети пишут словами названия тех предметов, что были нарисованы. И после того, как пройдет 2 минуты, детей просят вспомнить, в какой цвет была окрашена картина, и написать сверху или рядом одну букву, обозначающую тот или иной цвет. Тем самым проверяют непроизвольную память.

^ Измерение объема эмоциональной памяти

1 класс. Эмоциональная память (10)

Жадность, радостный, горе, шутка, веселье, печаль, храбрый, ябеда, трус, анекдот.

2 класс. Эмоциональная память (20 слов – 10, 10 – т.е. половина приятных слов, половина – отрицательных, т.е. неприятных).

Шоколад, двойка, качели, мороженое, единица, холод, Вини-Пух, злость, улыбка, солнце, сердитый, драчун, добрый, сладкий, болезнь, шутка, печаль, удар, слезы, песенка.

3 класс. Эмоциональная память (30-20) 10 слов – приятных, 10 – неприятных, 10 – эмоционально неокрашенных.

Жизнерадостный, стена, дружба, антенна, грязь, стекло, тупица, конфеты, любовь, растяпа, газета, Родина, полотно, подарок, неряха, потолок, глупец, предатель, коридор, весна, чемодан, праздник, тюрьма, шкаф, преступник, бутылка, музыка, цветы, трусость, клевета.

Подсчитывают отдельно количество эмоциональных слов и общее количество, в которое входят и нейтральные слова. Объем памяти выражается в процентах.

^ Абстрактно-логическая память.

1 класс. Предъявляется 10 слов (5 из них – абстрактные понятия).

Цветок, река, голубой, котенок, дорога, пушистый, лампочка, зеленый, бабочка, умный.

2 класс. Предъявляется 20 слов (10 из них – абстрактные понятия).

Клен, листья, лето, красивый, сила, крыша, сложение, кукла, трудный, карандаш, цвет, надувной, чудо, глупость, машина, скорость, яркий, обезьяна, запах, чашка.

3 класс. Предъявляется 30 слов (14 из них – абстрактные понятия).

Мебель, парта, стул, бодрый, смелый, магнитофон, рояль, мечта, мрачный, сигареты, ветка, приятель, время, лимон, часы, вилка, умный, скорость, виноград, камень, мелкий, способность, пространство, холодный, улица, плач, девушка, страх, черный, ребенок.

Слова зачитываются, и в течение двух минут воспроизводятся.

^ Программа – рисуночное письмо «Нарисуй и запомни».

Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».

1 класс. 10-12 слов:

Грузовик, умная кошка, солнце, интересная сказка, море, сильный ветер, хорошая игрушка, капризный ребенок.

2 класс. 18-20 слов:

Утка, большая кружка, воробей, почтальон, облако, собака, корабль, простыня, мышь, ягода, зонтик, мяч, велосипед, палка, насекомое, невеста, звезда, квадрат, шапка.

3 класс. 28-30 слов:

Сердитая учительница, дикарь, умный мужчина, красивые картинки, плакучая ива, дефицит, космос, зеленая трава, телефон, шашка, кислая капуста, желтый апельсин, знамя, солнечная поляна, красный квадрат, сорока-воровка, красная морковь.

 


Мышление

Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.

Методика 1
Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины.

Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).
Инструкция
"Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек".


^ Оценка выполнения
♦ не может подобрать ни одной пары — 0 баллов;
♦ правильно подобрал одну пару — 1 балл;
♦ правильно подобрал две пары — 2 балла;
♦ правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла.
Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2
Диагностика развития элементов логического мышления (методика "свободная классификация")


Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция
"Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

^ Оценка выполнения
♦ невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов;
♦ выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл;
♦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла;
♦ выполнение по основной инструкции — 3 балла.

♦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем "зоны ближайшего развития" ребенка;
♦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности;
♦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.


Воображение

 Воображение – определить уровень репродуктивного воображения.

Дети слушают сказку, после прослушивания взрослый предлагает нарисовать эту сказку на листе бумаги.

^ Сказка о птицах.

Давным-давно, в стародавние времена в Вековечном лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. Удивительные песни распевали лесные птицы. И казалось, что жить бы им и радоваться. Но не тут-то было… Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековой лес и дети по грибы да по ягоды, и странники проходили лесной дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю на земле – мудрому Солнцу! «О, великое Солнце! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!» выслушало солнце птичьи просьбы и велело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный лес, разобраться и навести там порядок, потому, что без Радости, – какая жизнь?!

Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще, птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице Радуге. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.

Вот с тех пор и радуются птицы своему оперению, потому, что подарила Радуга кому красные, кому синие, кому оранжевые, зеленые, фиолетовые перышки. И стало в Вековечном лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость…


^ Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий) – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8 – 9 баллов (высокий) - ребенок нарисовал что-то достаточно оригинальное, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является достаточно новым. Детали проработаны не плохо.

5 – 7 баллов (средний) – ребенок нарисовал такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии, оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали средние.

3 – 4 балла (низкий) – ребенок нарисовал нечто простое, неоригинальное, слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0 – 2 балла (очень низкий) – ребенок нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.


Самооценка

«Какой Я?» - определение самооценки дошкольника.

И: Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя оценивает и

воспринимает по 10-ти различным положительным качествам личности. Оценки,

предлагаемые ребенком, проставляются в протоколе, а затем переводятся в баллы.

Оцениваемые качества

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

 

 

 

 

Анализ результатов:

«да» - 1 балл;

«нет» - 0 баллов;

«не знаю», «иногда» - 1,5 баллов.

Самооценка определяется по общей сумме.

10 баллов – очень высокая;

8 – 9 баллов – высокая;

4 – 7 баллов – средняя;

2 – 3 балла – низкая;

0 – 1 балл – очень низка