microbik.ru
1

Воспитание, побуждающее к самовоспитанию.

В.Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя".
Что дает человеку знание самого себя?
1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и
достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.


«Работа над собой, – пишет А.И. Кочетов, – требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент».


Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Педагоги и психологи выделяют следующие пути самопознания:
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.


Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и жела-
ний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и са-
мовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе
задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список
черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей, может быть целью самовоспитания.

Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории самовоспитания или какие нужно ввести дополнения, рекомендуется провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование
Для организации работы кл.рук. по самовоспитанию может помочь решение следующих вопросов:

1. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?
2. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие
мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко выраженную установку на самовоспитание
?
3. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?
4. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности
в самовоспитании?

Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо
представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают
подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой
воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.
1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание
совершенствовать себя как личность.
2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.
3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.
Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:
I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные
качества личности, избавиться от отрицательных качеств.
II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание
своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть
желание стать лучше).
III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что
поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).
IV этап – вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией
упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.
V этап – самоконтроль.


Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течение работы с детьми можно использовать такие воспитательные беседы:
1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.


Для повышения нравственного уровня учащихся классным руководителям целесообразно использовать всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии.
Большую роль играют индив-ые беседы, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.


Диспуты на темы:
1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?
2. Подвиг – мгновение или жизнь?
3. В чем красота человека?
4. Кто оставляет добрый след в жизни?
5. Всякое ли дело может быть интересным?
6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?
7. Как стать интересным человеком?
8. Какого человека можно назвать красивым?
9. Хочу и надо.
10. Имеет ли человек право жить с недостатками?
11. В человеке все должно быть прекрасно.



Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и старшеклассников, способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.


Вопросы для обсуждения:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: "хороший человек", "плохой человек".
Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому
человеку.
2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?
3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то
недостатков, назовите от каких?
4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?
5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?
6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?




1. Твой внешний вид.
2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты
мечтаешь?).
3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается
лучше, какие книги ты читаешь?).
4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда
вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в
семье?).
5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными;
какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в
чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше:
положительных или отрицательных?).

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить Данное себе задание по самовоспитанию.

Система обучения приемам самовоспитания должна включать последовательную выработку, в первую очередь, волевых качеств. Наиболее доступным в начале самовоспитания является воспитание выдержки: не выходить из себя ни при каких условиях, не получать от учителей замечаний, удерживать себя от соблазнов, не капризничать, не ссориться и т.п. Затем следует воспитывать умение доводить дело до конца, настойчивость; не браться за много дел сразу, сначала сделать одно, потом браться за другое, если взялся что-то делать, делай на совесть, не отступай при поражениях, не хнычь при неудачах, умей добиваться своего в большом, серьезном деле, не бойся трудностей и преград и т.д.

Специальная работа необходима для воспитания организованности, без которой нельзя выработать умение планировать самовоспитание. Для выработки организованности наиболее подходящие типы упражнений следующие: определение режима для каждого дня недели, исходя из общего режима; составление правил приготовления домашних заданий; установление режима спортивных тренировок; четкое распределение времени и т.п. С целью выработки организованности мы применили такие приемы, как приучение к порядку в классе и дома, поручения учащимся организовать субботники, воскресники, экскурсии, оказывать помощь неорганизованным и слабоуспевающим сверстникам.


Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые
дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.
Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий
определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое
руководство.
После проведения диспута "В человеке все должно быть прекрасно", в ходе
которого станет ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:
1. Бросить жаргонные слова.
2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.
3. Приучить себя к хорошим манерам.
4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.
5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть "волшебными" словами; мы и сами
можем стать волшебниками среди людей.
6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям
7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.


Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо
добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания,
определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима орга-
низация упражнений для развития определенных качеств личности.
Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.
Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в
том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.
Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.


В.Б. Бондаревский предлагает схему самоанализа:
1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общи-
тельный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в лю-
бую скучную компанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.


2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать дело-
вые и личные качества товарищей по классу. Придумай несколько сложных, но ти-
пичных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый ученик
твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.


Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители, можно провести анкетирование. Данный вид диагностики поможет увидеть уровень самовоспитания школьников.
Анкета
1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя
отмечают?
2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в настоящее время?
3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?
4. Как ты стремишься их преодолеть?
5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над собой?


Примерные ответы:

1. За верность в дружбе, доброту;
2. За чувство юмора;
3. За активность;
4. За честность;
5. За целеустремленность.
Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:
1. Силу воли;
2. Усидчивость;
3. Храбрость;
4. Юмор;
5. Трудолюбие;
6. Стойкость.
7. "Хочу стать более серьезным";
8. "Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту".
Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:
1. Лень;
2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;
3. Доверчивость;
4. Неустойчивость характера;
5. Вспыльчивость;
6. Упрямство.
Но есть ответы: "никакие", "не знаю".
На вопрос "Как ты стремишься их преодолеть?" некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что "не знают, как это сделать", "никак", "как- нибудь".


Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Во–первых, это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.
В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


Список используемой литературы
1. Дэйл Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", Ленинград,
1992
2. Кочетов А.И. "Как заниматься самовоспитанием", Мн., Выш. шк., 1986