microbik.ru
1

В ногу со временем…

В своей работе я стремилась к построению процесса обучения на основе внедрения новых информационных технологий, позволяющих прогнозировать эффективность познавательного процесса на уровне ученика, уровне учителя, уровне управления.

На уровне ученика определяла зоны актуального и ближайшего развития каждого школьника, осуществляла дифференцированный индивидуальный подход к обучению на всех ступенях школы, формировала положительную мотивацию учебной деятельности.

На уровне педагога оптимизировала, индивидуализировала процесс обучения и воспитания, создавала систему мониторинга усвоения знаний на уровне стандарта.

На уровне системы управления создавала оптимальные рабочие программы, работающие на реализацию приоритетных идей.

Обучение русскому языку 16 лет веду по технологии В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко, по литературе опираюсь на опыт учителей словесности О. Любимова, Л.С. Айзермана, Е.Н. Ильина, И.И. Аркина и других.

Технология Ю.С. Меженко «Интенсификация обучения русскому языку» позволяет осуществлять гуманизацию процесса обучения, педагогику сотрудничества, обучение на содержательно-оценочной основе, личностного подхода к учащимся. Несомненным преимуществом на уроках являются опорные конспекты с высоким уровнем обобщения и постоянная индивидуальная работа с учащимися. Используются различные виды и формы коммуникативной деятельности. Систематически веду анализ и классификацию ошибок по всем видам письменных работ. На протяжении всех лет обучение по этой технологии шло её творческое переосмысление, усилена практическая направленность преподавания.

В течение нескольких лет успеваемость учащихся по русскому языку 100%.

Особое внимание уделяю литературному образованию учащихся. Чтобы уроки литературы работали на результат, стараюсь выстроить систему урочной и внеурочной работы, которая бы соответствовала программам и стандарту. Вооружаю учащихся теоретико - и историко-литературными знаниями, помогающими целостно воспринять тексты художественных произведений. Провожу разнообразные формы уроков, включающих школьников в читательскую, речевую, учебную и творческую деятельность. Осуществляю комплексный подход к полихудожественному воспитанию. Это уроки-концерты по творчеству А. Фета, Ф.Тютчева, М. Цветаевой,

А. Ахматовой, С. Есенина, И. Тургенева и других. Литературные вечера по творчеству А. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина. Уроки-диспуты по произведениям В. Распутина, В. Астафьева, В. Быкова. Семинары с использованием опорных конспектов по творчеству Достоевского, Шолохова, Толстого, Островского.

Патриотическое воспитание тоже одно из направлений уроков литературы. С целью приобщения к духовной культуре Родины, родного края провожу уроки мужества в районном краеведческом музее, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, читательские конференции по произведениям Ю.Друниной, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Некрасова. Учащиеся выступают с рефератами: в 6 классе «Наши туринцы в годы Великой Отечественной войны», «Они защищали Родину» (о героях Советского Союза нашего города и района); в 10 классе «Тема Великой Отечественной войны в произведениях современной литературы» (с опорой на материалы краеведения). Все это вызывает интерес учащихся к урокам литературы, формирует читательскую культуру.

В конце учебного полугодия осуществляю экспресс-анализ работы учащихся на уроках по следующим параметрам: «Активны ли вы на уроке», «Изменились ли и каким образом за данный период ваши навыки устной речи», «Как я оцениваю свои знания на уроке». Это помогает мне увидеть сильные и слабые стороны в организации учебного процесса, определить, кому нужна своевременная помощь, кому требуются более усложненные задания.

Осуществляется постоянная межпредметная связь уроков русского языка, литературы и РиКО. Прививается, воспитывается, совершенствуется речевая культура учащихся в комплексной работе с текстом как письменной, так и устной речи. Проводится анализ текста не только с точки зрения орфографии и пунктуации, но и с точки зрения строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, использования в нём изобразительно-выразительных средств языка.

Внеклассная работа по предмету традиционно занимает важное место в методической системе обучения русскому языку и литературе. Стимулированию познавательной активности учащихся служат олимпиады. Они развивают самостоятельность, поисковую активность, навыки решения лингвистических и литературоведческих задач. Чтобы учащиеся показывали хорошие результаты, веду систематическую подготовительную работу в рамках факультативов и дополнительных занятий с умеющими творчески работать учащимися.

Учащиеся активно участвуют в общешкольных олимпиадах, муниципальных, окружных. В 2004 году одна ученица принимала участие в областной олимпиаде по литературе. Набрала 46,6 балла по общепредметным знаниям. Каждый год учащиеся 8, 9,10,11 классов занимают I, II, III места по русскому языку и литературе. За последние 3 года школьники получили 15 призовых мест на муниципальном уровне.

Проектное реферирование – ещё одна из форм послеурочной работы. Считаю его самостоятельной деятельностью учащихся под руководством учителя, хотя и трудной, но очень интересной, особенно для детей талантливых, развитых, целеустремлённых. Такой вид деятельности помогает осуществлять личностно-ориентированный и личностно-деятельный подход, способствует развитию в детях таких качеств, как культура речи, трудолюбие, упорство, организованность и т.д. За последние 3 года 7 учащихся принимали участие и получили призовые места на муниципальных НПК.

С 1992 года в обучении русскому языку используется технология В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко «Интенсификация обучения русскому языку», технология развивающего и опережающего обучения, технология сотрудничества и личностного подхода, обучение на содержательно – оценочной основе с использованием ИКТ.

С целью закрепления и углубления лингвистических знаний, умения их применять на практике, а также подготовки к успешной сдаче школьных экзаменов и вступительных экзаменов в ВУЗы используется новая технология контроля и проверки знаний – тестирование (в том числе и с использованием компьютерной техники), идет подготовка к ЕГЭ.

Август, 2010

Леонтьева Нина Яковлевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Леонтьева Н.Я.

МОУ СОШ №3 имени Ю.А. Гагарина г.Туринска