microbik.ru
1

Педагогические условия укрепления и сохранения


здоровья школьников


Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...


В. А. Сухомлинский


Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения.

В реальных условиях при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы вместо того, чтобы научить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.


^ Концепция долгосрочного социально-экономического развития России предполагает

развитие человеческого потенциала, которое включает в себя:

  • стандарты здорового и безопасного образа жизни;

  • доступное непрерывное индивидуализированное образование;

  • активная общественная и гражданская позиция.


Ведь именно школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.


Таким образом, одной из актуальных практических задач школы, которую должен реализовывать современный учитель является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Здоровье детей начинается с душевных и физических усилий, направленных родителями на то, чтобы их малыш пришел в этот мир здоровым. Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.


Итак, первая и вторая причины тривиальны – курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями. Эти догмы давно уже прискучили взрослым, поэтому у них и рождаются болезненные наследники. В нашей школе ведётся активная воспитательная работа по профилактике табакокурения. Особенно хотелось бы отметить работу в данном направлении социального педагога.

^ Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому на каждом уроке должны проводится физминутки, которые, к сожалению регулярно проводятся только учителями начальных классов.

^ Четвертая причина – игнорирование правил личной гигиены.

Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.

^ Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляет картошка и быстрое питание (полуфабрикаты, богатые различной химией). Классными руководителями на родительских собраниях систематически обсуждаются обозначенные проблемы.

^ Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.

Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.

И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.


За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.


В нашей школе из 502 учащихся 374 составляют основную физкультурную группу, 103– подготовительную, 9 – специальную медицинскую группу, 11- освобождены от занятий физической культурой. 5 человек являются инвалидами.


К 1-й группе здоровья отнесено 196 человек, ко 2-й – 182 человека, к 3-й – 115 человек. 9- – к 4-й группе здоровья.


Состоят на диспансерном учёте 64 человека:

  • Болезни эндокринной системы (сахарный диабет) – 1 чел.

  • Болезни новообразований – 1 человек

  • Болезни органов кроветворения – 1 человек

  • Болезни нервной системы – 7 человек

  • Болезни системы кровообращения – 2 человека

  • Болезни органов дыхания:

- аллергический ринит – 3 человека

- хронические болезни миндалин и аденоидов – 7 человек

- бронхиальная астма – 3 человека

  • Болезни органов пищеварения – 14 человек (в т.ч язвенная болезнь – 8 человек)

  • Болезни мочеполовой системы – 2 человека

  • Болезни кожи – 1 человек

  • Болезни костно-мышечной системы – 2 человека

  • Тугоухость – 2 человека


Для учащихся большинства учебных заведений характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы – интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, персональных компьютеров и др.) и изменением длительности учебной недели.

Исходя из этого мы понимаем, что именно в школе наиболее эффективно могут и должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья.


^ Мероприятия по профилактике заболеваний


и сохранению здоровья


I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:


1. Анализ медицинских карт учащихся.


2. Определение групп здоровья.


3. Учет посещаемости занятий.


4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.


^ II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:


1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.


4. Динамические паузы для учащихся 1-х классов


5. Индивидуальные занятия.


8. Дни здоровья.


10. Физкультминутки для учащихся.


11. Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.


В этом году апробировалась программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которые были разработаны в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования и сформированы с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • Факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

  • Активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек.

Нам необходимо добиваться, чтобы выбранная нами система являлась здоровьесберегающей для обучающихся и путём проведения мониторингов постоянно убеждаться в том, что сконструированный учебно-воспитательный процесс, комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию обучающихся создаёт необходимые организационные условия для снижения всякого рода нагрузок для учащихся, а, следовательно, здоровье учащихся не только не ухудшается, но и выравнивается.

Правильно выбранные направления развития адаптивной образовательной системы (АОС) позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся, выравнивание нравственного здоровья (особенно пристального внимания заслуживают дети из социально-дезадаптированных семей), поддержания комфортного психологического климата в школе. Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют классные руководители и учителя-предметники.


Одним из наиболее важных моментов является создание методических условий, т. е. обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, воспитания и развития, использование определенных педагогических технологий.

Адаптивные учебные занятия многих педагогов нашей школы способствуют восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избеганию стрессовых ситуаций для обучающихся; активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий. Адаптивные индивидуальные занятия ведутся в школе учителями-предметниками и психологом.

Индивидуализация занятий направлена на своевременную психолого-педагогическую помощь учащимся, при этом, естественно, учитывается состояние физического здоровья ребенка, его индивидуальные возможности и способности.


Социально-нравственная адаптация – это прежде всего доверительные беседы с классным руководителем, которые помогают становлению ценностных ориентаций и дают возможность скорректировать индивидуальное поведение учащихся, что, несомненно, положительно влияет на состояние нравственного здоровья детей.

Наконец, экологические знания позволяют сформировать стереотип «здорового образа жизни», что однозначно является очень важным.

Следует отметить, что полноправными участниками здоровьесбережения обучающихся являются психологическая, медицинская и социальная службы школы.


^ На эти службы возложены следующие обязанности:


– отслеживание уровня психического и психологического развития учащихся;


– коррекция поведения учащихся «группы риска»;


– оказание психологической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении и общении;


– своевременное выявление социально дезадаптированных семей и оказание психологической поддержки.


В нашей школе проделана определенная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и решению других важных задач по воспитанию, развитию и оздоровлению школьников.


Осуществляемая работа положительно влияет на успешность обучения в школе:


– повышен уровень успеваемости, сведен к минимуму процент второгодников;


– качество обучения остаётся на прежнем уровне.

– повышен уровень мотивации на обучение. По сравнению с прошлым учебным годом значительно увеличилось количество учащихся, участвующих в олимпиадах школы, района и региона. Есть призеры и победители. Впервые в олимпиадах участвовали учащиеся младшего звена.

Также в школе выстроена комплексная работа по повышению физической активности и уровня физической подготовленности учащихся. Несмотря на то, что спортивные залы нашей школы отремонтированы и оснащены комплектами оборудования и спортивного инвентаря не должным образом, ученики всегда принимают активное участие во всех спортивных соревнованиях района (исключение составили соревнования по настольному теннису, в которых мы не приняли участие из-за отсутствия транспорта и условий для подготовки учащихся). В этом полугодии волейбольная команда девушек стала второй в районе, а в соревнованиях по шахматам мы стали третьими.

Для дальнейшей активизации этой работы и приведение в систему необходимо подумать о школьном конкурсе «Лучший спортсмен школы» и организацию большого спортивного праздника в конце учебного года.

Главное условие здоровьесбережения – это использование СанПиН, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы (школа работает в одну смену), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, педагогических технологий, психологического комфорта, организации горячего питания учащихся, 3 урока физической культуры. За большую перемену дети получают полноценный отдых, возможность побывать на свежем воздухе, что положительно сказывается на состоянии здоровья детей. Следует отметить, что немаловажное влияние на моральное и физическое здоровье школьников оказывает и окружающая обстановка учебных комнат.


^ Здоровьесберегающие технологии предполагают распределение видов двигательной деятельности по ступеням:


н а ч а л ь н а я ш к о л а: двигательная активность, гимнастика для рук, гимнастика для глаз;


с р е д н я я и с т а р ш а я ш к о л а: двигательная активность, упражнения на снятие статического напряжения с позвоночника и улучшение кровообращения, совершенствование координации движения, упражнения на снятия напряжения;


д л я в с е х у ч а щ и х с я ш к о л ы – разнообразие форм и методов работы.


.Формирование навыков ЗОЖ ведётся средствами всех предметов. Высокой результативности уроков способствуют интересные формы работы: уроки-сказки, викторины, дискуссии, суды, словарные диктанты, изложения, сочинения, задачи и т. д.

Уроки физкультуры проводятся с учетом возрастно-половых, индивидуальных особенностей школьников, данных ежегодных углубленных медосмотров учащихся. Для организации занятий используются два спортзала, стадион.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся ведутся уроки основ безопасности жизнедеятельности.

Привитие интереса к ЗОЖ осуществляется и через внеклассную работу. Систематически проводят классные часы по обозначенной проблеме.

Работают спортивные секции (1–11 классы). Основные критерии внеклассной работы – регулярное массовое участие школьников в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях: Днях здоровья, Днях защиты детей. Для усиления оздоровительного эффекта, снятия переутомления будет организована работа школьного оздоровительного лагеря. В этом году подана заявка на обеспечение 20 учащихся отдыхом в загородных лагерях. Школа ежегодно принимает участие в акциях: «Сохраним природу Ставрополья», «Спорт против наркотиков». В начальном звене обеспечивается проведение конкурса плакатов и рисунков «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», участвуем в различных районных краеведческих и экологических конкурсах под руководством учителей биологии и истории.

Всю работу по организации образовательного процесса мы обязаны согласовывать с решением вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья учащихся, как наиболее значимых на современном этапе развития общества.