microbik.ru
1

ГЕОГРАФИЯ

6-9 классы

( с умеренной степенью умственной отсталости)


Пояснительная записка.

Программа по географии составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Материалы учебной программы подобраны с таким расчетом, чтобы дать ученикам необходимый минимум знаний и практических навыков, многие из которых связаны с адаптацией учащихся в социуме, в самостоятельной жизни.

Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида, 5-9 классы, под редакцией Воронковой В.В; программы А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1-4 классы общеобразовательной школы.

Программа построена на близком учащимся материале, носит краеведческий характер, дает возможность отбирать материал, который будет доступен усвоению. Программой предусмотрены систематические наблюдения за окружающими «географическими» явлениями (изменения в погоде, природе, жизни людей, смене дня и ночи, времен года). Содержание программы базируется на знакомых объектах и явлениях окружающего мира, дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывать причинные, следственные, пространственные, временные и другие связи между объектами. Основные задачам курса географии - дать элементарные сведения о нашей Земле, о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и самой Землей, сформировать представления о своем родном крае, помочь усвоить правила поведения в природе. Решаются также коррекционные задачи: развитие познавательной активности, зрительной и пространственной ориентировки, активизации речевой деятельности, расширения активного и пассивного словаря учащихся.

Программой предусмотрены экскурсии, позволяющие организовывать непосредственные наблюдения за географическими объектами и явлениями природы. Выделены практические работы, способствующие более прочному усвоению материалу, а также по годам обучения сформулированы уровни усвоения и навыки учащихся.

Курс географии имеет смежные темы с естествознанием, историей, чтением, развитием речи, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Живой мир» и «Природоведение».

В программе большое место отводится повторению и возвращению (в новом виде) к уже пройденному материалу. Например, первоначальное знакомство с холодными и жаркими странами в 6 классе не исключает «Картин природы в различных тепловых поясах» в 7 классе и знакомства с границами этих поясов в 8 классе. Познакомившись с физической картой России в 7 классе (в виде общего обзора), учащиеся 8 класса детализируют это знакомство в курсе географии России по природным областям. Узнав названия материков в 7 классе, учащиеся более подробно знакомятся с их особенностями в 9 классе. Сложный для понимания материал предлагается предельно простым и понятным. Программа содержит минимальное количество названий географических объектов. По наиболее трудным темам снижается уровень требований. Наблюдательность, практическое соображение, ориентировка в конкретном географическом материале может быть достаточной.

На первом году систематического курса, в 6 классе, учащимся даются элементарные географические понятия, основанные на знакомстве со своей местностью. Ведутся наблюдения за положением Солнца на небе, изменениями погоды в зависимости от положения Солнца, от направления ветра. Определяются основные направления по компасу. Далее учащиеся знакомятся с планом, а затем с географической картой, получая начальные сведения об условных обозначениях карты.

В 7 классе от плана и карты , в связи со своей местностью, осуществляется переход к карте полушарий; от наблюдений за Солнцем утром, днем и вечером, осенью и зимой и т.д. к причинам этих изменений на Земле , а затем к разнице в климатах, вызываемой разным нагреванием Земли солнечными лучами (тепловые пояса и их природа). Эти знания базируются на представлениях о форме Земли и том, как люди узнали об этом. Здесь же учащиеся знакомятся с положением России на земном шаре и с физической картой России.

8 класс посвящен изучению природных областей России на основе уже пройденной физической карты. При этом обзоре карта повторяется и закрепляется, применяются знания о тепловых поясах, об условных знаках карты и т.д. Главная цель - познакомить с географией нашей страны, раскрывая связь между природой, жизнью и занятиями людей.

Первый раздел курса 9 класса включает в себя повторение карты полушарий, во втором разделе дается краткий обзор материков и океанов на земном шаре. При обзоре Евразии повторяется материал географии России и дополняется региональным обзором. На уроках по изучению своей местности учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с достопримечательностями своего края.

На уроках необходимо использовать разнообразные наглядные средства обучения и пособия: карты, глобус, картины, альбомы, компасы, таблицы, макеты, коллекции, киноматериалы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний географических объектов, а также практические работы под руководством учителя.


6 класс.

(2 часа в неделю).

^

Рекомендуемая последовательность


изучения разделов ( модулей) курса « География» школ VIII вида.

6 класс.

( класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости).


№ п/п

Название тем

Количество часов



Введение.

6 часов.

2.

Направление и компас.

10 часов.

3.

Знакомство с поверхностью Земли.

10 часов.

4.

Вода на земле и под землей.

12 часов.

5.

Погода и климат.

8 часов.

6.

Первое знакомство с планом.

10 часов.

7.

Географическая карта.


2 часа.

9.

Повторение. Итоговые уроки.

Итого:

2 часа.

68 часов.



Введение.

Первоначальное знакомство с географией. Что такое география. О чем можно узнать в географии. Кому и зачем нужна география. Географические элементы природы: лес, болото, горы, равнины, города, страны, люди. Сезонные наблюдения за изменениями в природе: зависимость света (утро, день, вечер, ночь) и тепла

( времена года) от Солнца и его положения на небе. Признаки времен года. Явления природы: дождь, ветер, снегопад и др.Географические сведения о своей местности и жизни людей: Экскурсии с целью ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы.

^ Практические работы:

-наблюдения за сменой погоды (календарь погоды);

-наблюдения за живой природой в разные времена года;

-составление коллекции растительности своей местности;

-разбор и обработка материалов экскурсий.

Экскурсии:

-в лес, к водоему ( река, залив).


^ Направление и компас.

Знакомство с основными направлениями (куда улетают птицы, откуда дует холодный ветер, как путешественники находят дорогу в море, среди лесов, во льдах, как узнают дорогу летчики, мореплаватели). Определение направлений на местности, по Солнцу (полдень - самое теплое время суток, Солнце на юге). Компас и его устройство. Работа с компасом. Кто пользуется с компасом. Определение основных природных ориентиров.

^ Практические работы:

-зарисовка компаса;

-упражнения в определении основных направлений по компасу.

Экскурсия:

-определение основных направлений на открытой местности.


^ Знакомство с поверхностью Земли.

Высокие и низкие места на Земле. Картины равнины, холмистой местности, горных районов Земли. Высота, форма, очертания холмов, гор. Практические работы:

-выполнение макета форм поверхности Земли; -зарисовки различных форм поверхности;

-узнавание на картинках форм поверхности, составление кратких описаний. Экскурсии:

-по городу ( ровные формы поверхности, небольшие возвышенности); -по окрестностям города.


^ Вода на Земле и под землей.

Экскурсия для ознакомления с ручьями, реками, родником, заливом. Водоемы на Земле: река, озеро, родник, море. Река, ее части. Как люди используют реки.

Озера, их отличие от реки. Родник, его образование. Океаны и моря. Круговорот воды в природе. Представления о значении ветра в работе воды. Водоемы в нашей местности.

Экскурсия:

-наш незамерзающий залив.

^ Практические работы:

-упражнения в определении направления течения, наблюдения за скоростью течения, наблюдения за размыванием берегов;

-наблюдения за окружающими явлениями в природе: дожди, лужи, их высыхание, впитывание в землю;

-зарисовки в тетради, изготовление макета реки, озера;

-работа со схемами реки, озера;

-нахождение на карте рек, озер, морей.

-узнавание на картинках различных водоемов;

-проведение опытов: растворение соли в воде, очистка воды фильтрованием.


^ Погода и климат.

Наблюдения за изменениями погоды в нашей местности. Значение наблюдений в жизни и деятельности людей. Приборы для наблюдения: градусник, флюгер. Погода и климат. Почему на земле разные климаты. Самые жаркие области мира. Самые холодные места на Земле - царство холода. Природа в нашей местности.

^ Практические работы:

-упражнения в определении температуры воздуха в помещении и на улице;

-изготовление простейшей модели флюгера;

-наблюдения за изменениями в природе в нашей местности;

-составление кратких описаний природы по картинам.

-заполнение сезонного календаря природы и труда.


^ Первое знакомство с планом.

Как появились первые планы. Рисунок и план. Изменение размеров на плане. План и его условные знаки. План комнаты (класса). Определение предметов на плане. Схематический чертеж школьного участка. Рассматривание плана города, нахождение улиц, домов, площадей. Природные объекты плана: река, дорога, лес, город. Значение планов и схем в жизни и практической деятельности человека.

Экскурсия:

-общее знакомство с улицами города.

^ Практические работы:

-нахождение заданных предметов на плане;

-определение направления движения по схеме;

-выполнение простейшего плана комнаты (класса);

-изготовление макета «План».


^ Географическая карта.

План и карта. Условные цвета плана и карты и обозначение географических объектов: равнины, горы, возвышенности, вода. Географические объекты на карте: болота, пески, города. Наша страна на карте.

^ Практические работы:

-зарисовка условных знаков и цветов карты;

-упражнения в чтении простейших планов и карты по условным знакам и цветам;

-нахождение географических объектов на карте,

-изготовление топографического лото.


Повторение.


Уровни усвоения и практические навыки учащихся:

^ Учащиеся должны знать: ( иметь представления о понятиях)

Географические элементы природы: лес, болото, горы, равнины, города, страны, люди.

Явления природы: дождь, ветер, снегопад и др.

Водоемы на Земле: река, озеро, родник, море.

План, карта, компас, погода, климат, приборы для измерения погоды.

^ Учащиеся должны уметь:

- узнавать по картинкам основные пройденные географические элементы;

- соотносить изображение природы на картинке с климатической областью;

-устанавливать зависимость света и тепла от положения Солнца на небе;


Дополнительно:

-различать и называть основные формы поверхности Земли;

-различать и называть водоемы на Земле;

-называть основные географические направления и определять их на местности с помощью компаса;

-соотносить изображение объекта на картине с его изображением на плане, карте.


7 класс.

(2 часа в неделю).
^

Рекомендуемая последовательность


изучения разделов ( модулей) курса « География» школ VIII вида.

7 класс.

( класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости).


№ п/п

Название тем

Количество часов



Повторение.

6 часов.

2.

Земная поверхность. Форма Земли.

12 часов.

3.

Смена дня и ночи. Времена года.

8 часов.

4.

Тепловые пояса и их природа.

14 часов.

5.

Россия на глобусе и карте полушарий.

20 часов

6.

Повторение. Итоговые уроки.

Итого:

8 часов.

68 часов.



^ Повторение курса 6 класса.

Сезонные наблюдения за погодой. Изменения природы в зависимости от положения Солнца. Основные географические направления и способы их определения. Использование компаса. План и карта, их значение.


^ Земная поверхность. Форма Земли.

Горизонт. Линия горизонта.. Форма Земли. Представления о форме Земли в древние времена. Глобус- модель Земного шара. Изображение воды и суши на глобусе. Обозначение основных направлений на глобусе. Линии на глобусе (экватор, точки полюсов). Значение линий и точек для определения объектов на земном шаре. Карта полушарий. Части света на карте полушарий. Океаны на глобусе и карте полушарий, сравнительные размеры океанов. Географические путешествия. Открытие частей света и океанов. Значение географических карт.

^ Практические работы:

-изготовление модели земного шара из пластилина, обозначение точек полюсов, экватора;

-обозначение названий материков и океанов на карте-схеме;

-упражнения по нахождению на глобусе и карте полушарий частей света и океанов.


^ Смена дня и ночи. Времена года.

Солнце- источник света на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси (вокруг себя). Смена дня и ночи на Земле. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в связи с изменением положения Земли по отношению к Солнцу.

^ Практические работы:

-демонстрация смены дня и ночи с помощью проекционного фонаря;

-зарисовка схемы «День и ночь на земном шаре»;

-сезонные наблюдения за высотой Солнца над горизонтом в разное время года (направление солнечных лучей, количество тепла и света).


^ Тепловые пояса и их природа.

Солнце-источник тепла на Земле. Неравномерное распределение солнечного тепла на поверхности Земли. Климат, его отличие от погоды. Типы климата. Тепловые пояса: жаркий, умеренный, холодный. Изображение на глобусе и карте полушарий. Природа жаркого пояса. Природа умеренных поясов. Природа холодных поясов.

^ Практические работы:

-зарисовка схемы движения Земли вокруг Солнца;

-«опоясывание» глобуса полосками красного, зеленого и синего цветов;

-прикрепление контуров растений и животных к соответствующим тепловым поясам;

-оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.


^ Россия на глобусе и карте полушарий.

Положение Росси на глобусе и карте полушарий. Столица России - Москва. Границы России: морские и сухопутные. Океаны и моря на севере и юге страны. Острова и полуострова России. Освоение северных морей. Северный Морской путь, его значение. Моря на западе и юго-западе России. Разнообразие поверхности России: равнины, возвышенности, горы. Полезные ископаемые (уголь, нефть, газ, металлы). Крупнейшие реки России (Волга, Обь, Енисей, Лена). Озера России (Байкал, Ладожское, Онежское). Природа России (обзор).

Мурманская область на карте России.

^ Практические работы:

-составление карты России из фрагментов;

-размещение на карте основных географических объектов на карте России;

-изготовление условных знаков полезных ископаемых и размещение их на карте;

-показ на карте крупнейших рек, озер России; -путешествия по карте страны.


Повторение.


Уровни усвоения и практические навыки учащихся:

^ Учащиеся должны знать ( иметь первичные представления):

- Горизонт, линия горизонта, форма Земли.

- Глобус, карта полушарий, части света .

- Времена года, смена дня и ночи, солнце.

- Климат, типы климата.

- Россия, Москва, Мурманская область.

^ Учащиеся должны уметь:

-определять линию горизонта на местности, на картине;

-показывать на карте крупные участки суши и воды на Земле;

-соотносить картины видов природы с тепловыми поясами;

-показывать Россию на карте полушарий.

Дополнительно:

-различать условные цвета физической карты, соотносить с географическими объектами;

-показывать линию экватора и точки полюсов на глобусе и карте полушарий;

-соотносить названия материков с их изображением на географической карте;

-устанавливать зависимость смены дня и ночи, времен года на Земле в зависимости от положения Солнца;

-составлять устные описания картин природы из разных тепловых поясов;


8 класс.

География России (2 часа в неделю).
^

Рекомендуемая последовательность


изучения разделов ( модулей) курса « География» школ VIII вида.

8 класс.

( класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости).


№ п/п

Название тем

Количество часов



Повторение.

8 часов.

2.

Особенности природы и хозяйства России

14 часов.

3.

Природные области России.

42 часа.

4.

Повторение. Итоговые уроки.

Итого:

4 часа.

68 часов.



Повторение .

Влияние Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Неравномерное распределение солнечного тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса: жаркий, умеренные, холодные (полярные). Изображение их на глобусе и карте полушарий.


^ Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).

Географическое положение России на карте мира. Физическая карта России. Географические особенности России: климат, разнообразие форм поверхности, водоемы, природные богатства, население, крупные города.

^ Практические работы:

-работа с физической картой мира; -путешествия (на карте) по нашей стране;

-изготовление условных знаков полезных ископаемых, прикрепление к карте;

-оформление материалов о народах России;

-работа со схемой размещения городов на территории России.


^ Природные области России.


Арктика (Крайний Север). Положение на карте. Климат. Особенности природы. Растения и животные Крайнего Севера. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Изучение районов Крайнего Севера.

Тундра. Положение на карте Особенности природы: климат, поверхность, реки и озера. Растительный и животный мир тундры. Население и основные занятия населения. Охрана природы тундры.

Наш край на карте России. Особенности природы: поверхность, полезные ископаемые, реки и озера. Характеристика климата. Разнообразие растительного и животного мира. Мурманск - самый большой город за полярным кругом.

^ Область лесов. Положение на карте. Особенности природы. Климат. Области распространения хвойных, смешанных, лиственных лесов. Разнообразие растительного и животного мира лесов. Население и его основные занятия. Крупные города лесной полосы. Охрана природы лесов: заповедники, заказники, национальные парки. Правила поведения в лесу.

^ Лесостепи и степи. Положение на карте. Особенности природы. Климат. Растения и животные степей. Охрана природы. Население и основные занятия населения. Крупные города степной зоны: Ставрополь, Краснодар.

^ Область субтропиков (Черноморское побережье Кавказа). Положение на карте. Особенности природы и климата. Растительный и животный мир субтропиков. Население и его занятия. Крупные города: Сочи, Геленджик. Значение климатических условий субтропиков для здоровья человека. Охрана природы субтропиков.

^ Практические работы:

-работа с физической картой России;

-выделение природных областей на карте России;

-прикрепление картинок растений и животных по природным областям;

-зарисовки в тетради наиболее типичных для природной области растений и животных;

-оформление материалов по природным областям России;

-составление устных рассказов по плану;

-изготовление несложных макетов природных зон.


^ Уровни усвоения и практические навыки учащихся:

Учащиеся должны знать:

- Географическое положение России на карте мира, физическая карта России.

- природные зоны России: арктика, тундра, область лесов, лесостепи, степь, область субтропиков.

^ Учащиеся должны уметь:

-показывать географические объекты на территории России;

-устанавливать взаимосвязь между климатом и растениями, животными;

-соотносить вид природы с природной областью;

-знать правила поведения в природе.

Дополнительно:

- называть тепловые пояса, в которых расположена наша страна;

- составлять устные описания природных областей России.


9 класс.

География материков и океанов (2 часа в неделю).
^

Рекомендуемая последовательность


изучения разделов ( модулей) курса « География» школ VIII вида.

9 класс.

( класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости).

№ п/п

Название тем

Количество часов



Повторение.

8 часов.

2.

Океаны на земном шаре.

10 часов.

3.

Материки на земном шаре.

42 часа.

4.

Повторение. Итоговые уроки.

Итого:

8 часов.

68 часов.


Повторение.

Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Погодные явления: ветер, осадки.

Земной шар. Форма Земли. Глобус-модель земного шара. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Условные знаки физической карты. Значение карты в изучении географии.


^ Океаны на земном шаре.

Мировой океан. Карта Мирового океана. Части Мирового океана: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан. Сравнительная характеристика размеров, глубин, климатических особенностей океанов. Богатства Мирового океана. Значение океанов в жизни и хозяйственной деятельности людей.


^ Материки на земном шаре.

Евразия - самый большой материк на земном шаре. Географическое положение Евразии. Особенности природы материка: климат, реки и озера, поверхность, растительный и животный мир. Охрана природы. Население Евразии. Государства Евразии.

Россия (Российская Федерация- крупнейшее государство Евразии. Наш край на карте России. Географическое положение. Заселение Кольского полуострова. Изучение и освоение богатств Мурманской области. Общая характеристика хозяйства. Население. Крупные города области.


Африка. Географическое положение, очертания берегов. Разнообразие природных условий: климат, поверхность, водоемы. Пустыня Сахара. Растения и животные природных областей Африки. Народы Африки. Государства (Египет, Алжир) и их столицы.


Австралия. Положение на карте. Путешествие в Австралию русского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая. Особенности растительного и животного мира Австралии. Охрана природы. Население. Крупные города.


^ Северная Америка и Южная Америка. Положение на карте. Открытие Америки, заселение материков. Особенности природы: климат, поверхность, реки и озера. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое). Крупные государства: США, Куба, Бразилия. Обобщающий урок. Часть света - Америка.


Антарктида. Географическое положение, очертания берегов. Открытие Антарктиды русскими моряками. Особенности природы: климат, поверхность. Растительный и животный мир. Изучение материка учеными разных стран. Охрана природы.


Обобщающий урок. Материки на земном шаре.


Повторение.

Уровни усвоения и практические навыки учащихся.

^ Учащиеся должны знать:

- мировой океан, тихий океан, Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Индийский океан.

- материки, Евразия, Антарктида, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка.

^ Учащиеся должны уметь:

-показывать на карте полушарий материки и океаны;

-соотносить название материка с изображением его на карте;

-знать правила поведения в природе.

Дополнительно:

-давать элементарное описание природных условий материков;

-показывать на карте России Мурманскую область;

-составлять краткое описание природных условий нашего края, занятий населения;

-называть крупные города области.


Литература.


  1. Мурманская область: география и история освоения. Под редакцией Богдановой И.Н., Смеловой Г.Ф. Мурманск. 1996.

  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М. Просвещение. 1997.

  3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида, 5-9 классы. Под редакцией Воронковой В.В. М. Владос. 2001.

  4. Узорова О.В., Нефедова О.В. Окружающий мир. М. Астрель. 2003.

  5. Федорова В.Н., Якунов С.З. Методика обучения природоведению в 4 классе. М. Просвещение. 1983.

  6. Хлебосолова О.А., Ерошина Г.Ю. Природоведение. 5 класс. М. Владос. 2004.