microbik.ru
1

Государственный образовательный стандарт общего образования (ГОС)


(от англ . standard – норма, образец для сопоставления с ним других. подобных объектов) основной нормативный документ, определяющий общеобразовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками при любой форме обучения. Целью введения Законом РФ «Об образовании» 1992 г. (ст.7) ГОС явилось стремление сохранить единое образовательное пространство на территории страны в условиях вариативного образования. ГОС содержит систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению государственных требований. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы воспитания и обучения к сфере регулирования государственным образовательным стандартом не относятся.

ГОС включает три компонента: федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией; региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации; компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В ГОС по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) представлены требования федерального компонента к содержанию предметного обучения на базовом и профильном уровнях. На каждой ступени обучения предметные требования изложены по образовательным областям. Они включают цели изучения учебного предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету, требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету. Федеральный компонент - основная часть стандарта, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования.

Для реализации ГОС, на основе его требований федеральные органы управления образованием разрабатывают федеральный базисный учебный план, примерные программы по учебным предметам федерального компонента, контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента, критерии присвоения грифов, допускающих или рекомендующих использование учебной литературы по предметам федерального компонента в общеобразовательных учреждениях РФ.


См. Теория и практика обучения истории. Словарь-справочник. Под ред. Барабанова В.В., Лазуковой Н.Н. С. 56–57.