microbik.ru
1

Групповые формы работы на уроках гуманитарного цикла как средство повышения результативности обучения.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Познавательную активность необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации; с другой результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Учителю необходимо создать особую эмоциональную атмосферу урока, настраивающую школьников на включение в учебный процесс.

Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений, на уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке разнообразна:

  • фронтальная форма обучения,

  • дифференцированная,

  • парная,

  • групповая.

Постоянное включение учащихся в коллективную деятельность на уроке важнейшее условие развития их способностей и познавательной активности. Большую помощь в решении этой проблемы оказывают групповые формы работы (в группах постоянного и сменного состава, а также коллективные формы работы, то есть в парах сменного состава). Работа в микроколлективах необыкновенно важна: каждый должен уметь работать с другими, учиться работать совместно. Сильные становятся добрее, внимательнее к товарищам, готовы прийти на помощь. Слабые перестают бояться ошибиться, у них появляется желание отвечать так же хорошо, как отвечают сильные.

^ Значения групповой работы очень велико:

- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству;

- способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

- расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между уч-ся;

- делает объективнее процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.


^ Задача учителя - создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более «сильные» уч-ся, видя проблему, предлагали решения, «слабые», получая подсказку, считали себя полноправными решателями проблем. Для этого прежде всего необходимо приобщить детей к культуре общения, формировать способность к перевоплощению, к «вчувствованию» в другого человека. Здесь на помощь приходит игра «Разрешается. Запрещается»:

Разрешается: Запрещается:

  • улыбаться друг другу, - хамить, грубить,

  • помогать и уважать... - пускать в ход кулаки,
    -обижать,

  • дружить, выручать... - бездельничать и мешать
    товарищам,

  • быть добрым, веселым - говорить обидные слова

Хорошо, если ребята будут знать правила дружной работы:

  1. Распредели общую работу поровну.

  2. Знай, что ты должен делать.

  3. Выполни свое задание как можно лучше и в срок.

  4. Интересуйся, как идут дела у других, помоги товарищу.

В каждой группе учитель может выделить для себя «лидеров» (1-2 человека), «сильных» учеников (1-3), «средних» (2-3) и «слабых» (2-3). Это условное деление основано не только на общих показателях успеваемости, но прежде всего учитывает психологические особенностей детей. Поэтому в каждой группе есть «генератор идей» (предлагает путь решения), «критик» (проверяет варианты ответа) и «исполнитель».

Например: всему классу диктуется небольшой текст, а затем по этому тексту даются задания по группам:

1 -ая группа должна составить вопросы-задания по синтаксису и пунктуации,

2-ая - по орфографии,

3-я по лексике,

4-ая - по фонетике,

5-ая - по морфологии.

После определенного промежутка времени группы выступают со своими заданиями, которые выполняют члены других групп.

^ Игры на уроке.

Ситуационные.

Каждая из микрогрупп рассматривает предложенную ситуацию, изучает источники и готовит свой вариант решения, который и предлагается для обсуждения на пленуме. Жюри оценивает успешность выполненных работ по
следующим показателям: доказательность, оригинальность, научность, уважительность, точность, лаконичность. От каждой группы с представлением проекта решения выступает либо предложенный член группы, либо тот, кого назовет жюри. По итогам работы все участники микрогруппы получают одинаковые оценки или предлагают свой список
оценок, с которым жюри может согласиться.
Ролевые.

Ставится познавательная проблема, и каждая из мигрогрупп в своей ролевой позиции предлагает решение на основании предварительного или непосредственно на игровом поле изучения источников.

Пресс-конференция.

Каждая микрогруппа готовит одну полную тему, остальные уч-ся готовят письменные вопросы - заранее, а устные - по ходу события.

Также существуют так называемые динамические четверки: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено ни четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Весьма эффективна вариационная четверка, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий. Таким образом, решаются и воспитательные и образовательные задачи урока.

Очень интересна и важна коллективная форма организации учебного процесса (КФО) - работа учащихся в парах сменного состава, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива, то есть коллектив обучает каждого и каждый обучает всех. Эта работа сводится к формуле: научая другого, более глубоко усваиваешь материал сам. Благодаря положению, что каждый обучает каждого, возможно достижение таких показателей познания мира, как осознанность и понимание учебного материала, учебные же действия приобретут необходимые показатели легкости, быстроты, автоматизма и т.д. Ученик для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства и отношения, приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища.

При коллективных занятиях работа происходит в парах, но эти пары не замкнутые, а открытые: каждый по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. При систематической коллективной работе все ученики по очереди работают со всеми: все обучают и воспитывают.

^ I вариант «Ручеек»:

В ручейке идет общение ребят одного ряда, где работают 10 уч-ся. Учитель заготавливает карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Маршрут движения уч-ся

10 9 9 7 7 5

8 7 10 5 9 3

6 5 8 3 10 1

4 3 6 1 8 2

2 1 4 2 6 4

I позиция II III

Каждому уч-ся дается карточка, отличная от всех. Все работают в парах.

Один читает текст карточки, другой выполняет задание под контролем первого (у него есть ответы). В конце ученики берут друг у друга тетради, еще раз просматривают и ставят свои подписи. Затем переходят во вторую позицию, проделывается аналогичная работа и т.д. Новому товарищу

диктуется тот же текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, уч-ся работают в парах столько раз, сколько позволяет время на уроке.

II вариант «Елочка»:

Общение ребят идет между рядами:

6 5 4 3 2 1

6 5 4 3 2 1 I позиция

6 5 4 3 2 1

6 5 4 3 2 1

6 5 4 3 2 1


5 4 3 2 1 6

5 4 3 2 1 6 II позиция

5 4 3 2 1 6

5 4 3 2 1 6

5 4 3 2 1 6


и т.д.

Применение коллективных и групповых форм обучения дает положительные результаты: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарища, чаще приходят на помощь друг другу. Более осознанными становятся знания уч-ся, более уверенными - умения, более надежными - навыки.