microbik.ru
1

powerpluswatermarkobject1837658


Специфические ошибки письма

Специфические ошибки письма - это ошибки, не связанные с незнанием грамматических правил.

Трудности, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по русскому языку и их психологические причины могут быть разделены на 4 группы (см. таблицу)


п/п

Название групп специфических ошибок



Конкретные ошибки


Основные

причины

1

Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков

- замена звонких согласных парным глухим в сильной позиции

( «тети»- дети, «сонт»- зонт )

- замена мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот

(«клюмба»-клумба)

- разнообразные замены в группах свистящих (с,з,ц) и шипящих (ж,ш,щ,ч)

(«зук»-жук, «сапка»-шапка)

- разнообразные буквенные замены в группе сонорных

(«глачи»-грачи, «гойка»- горка)


Неразличение ребенком на слух соответствующих звуков. Возможна и одновременная замена их в устной речи

2

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.

- пропуск букв в словах («лто»-лето)

-вставка лишних букв («стлол»- стол)

- перестановка букв («вебра» - верба)

-пропуск слогов в словах («гова» - голова)

- вставка лишних слогов («гололова»)

- перестановка слогов («мотолок»)

- слитное написание нескольких слов

- разделение одного слова на части

(«у тюг»)

Ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового состава слова и поэтому просто не представляет себе их структуру (то есть количества звуков в слове и порядка их следования дру за другом)

3

Аграмматизмы в письме

Написание слов как бы вопреки правилам грамматики

( красная яблоко, на деревьев, пять окнов)

Заметные отставания в развитии устной речи

4

Замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание

- группы оптически - - сходных букв, состоящих из однотипных элементов

(в рукописном шрифте группы букв г,п,т,р;

и,ш,щ,ц;

б,в,д,у,з)

- «зеркальное» написание букв

( З,Е )


У ребенка нет отчетливых представлений зрительных образов букв, что и заставляет его постоянно колебаться в их выборе

- недостаточное развитие анализа пространственных отношений


^ Советы педагогам и родителям

Ошибки 1 группы сами собой не исчезнут. Исправить сложившееся положение можно лишь воспитанием у ребенка устойчивой слуховой дифференциации. Другого пути просто нет!

Еще одно очень важное обстоятельство: для детей, допускающих такие буквенные замены, очень трудны и порой некоторые грамматические правила.Они никак не могут научиться практически применять правило на правописание сомнительных согласных в конце и в середине слов (слово зуб надо проверять словом «зубы».А для них «зубы» и «зупы» звучат одинаково)

При устранении специфических ошибок 2 группы необходимо включать как можно больше заданий на определение количества слов в предложении и уточнения место каждого слова, определение количества слогов в слове с постоянным уточнением их последовательности. А так же следует включать в занятия задания по составлению слов из слогов, данных вразбивку, деформированные тексты.

Взрослые должны помнить, что вся запись слов должна производиться с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Сначала проговаривание осуществляется ВСЛУХ. Лишь постепенно ребенок переходит к проговариванию «про себя».

Единственный надежный путь преодаления аграмматизмов (ошибки 3 группы) в письме- преодаления их в устной речи. Необходимо обогащение словарного запаса.


Рекомендуемая литература:


«Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» В.И. Городилова М.З. Кудрявцева

«Упражнения на развитие письма» Л.Парамонова

«250 упражнений для развития устной речи» Е. В. Юрова

«Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи» авт.-сост. Н.Г. Даньшина

«Коррекционно-развивающие занятия Развитие речи (1-4 класс)» М.Ю. Гаврикова

«Коррекция письма на уроках 1-4 классы : практические и тренировачные задания и упражнения» авт. Л.В.Зубарева