microbik.ru
1

Детское инструментальное музицирование: цель, задачи,

методы работы.

Методическая разработка учителя музыки Ангеловской СОШ

Фадеевой Т.Д.

Детское инструментальное музицирование широко используется на уроках музыки в начальной школе. При этом учителем решаются следующие задачи: развитие интереса к музыкальным занятиям, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения, развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля, приобретение навыков игры на простейших инструментах.

Одной из важнейших проблем современной педагогики является активизация восприятия. Активная деятельность ученика при освоении нового материала или при повторении способствует упрочению знаний, более многостороннему развитию ребенка.

Одним из средств активизации восприятия является игра на музыкальных инструментах.

Цель введения инструментов - помочь детям в интересной и доступной им деятельности творчески обогатить свой музыкальный опыт.

Чаще всего используются инструменты ритмические: барабаны, бубны, маракасы, ложки, треугольники, а так же звуковысотные - фортепиано, металлофон, и реже духовые - блок-флейты, свирельки, дудочки.

Выбор инструмента зависит от жанровой принадлежности данного произведения: маршевые - барабан и труба, песенная музыка -треугольник, металлофон, народная пляска - бубен, ложки.

Игра на музыкальных инструментах будет способствовать эффективному развитию учащихся в том случае, если вводится в процесс обучения систематически и понимается учителем как активно-познавательная практика.

Но детское инструментальное музицирование применяется не только на уроках, но и во внеклассной работе путем организации кружков.

Кружки индивидуального обучения игры на инструменте способствуют очень важной задачи: дать возможность учиться детям, стремящимся к музыке, но по той или иной причине не обучающимся в специальном музыкальном учебном заведении. В школьный кружок может прийти любой независимо от возраста и уровня музыкального развития. Индивидуальные занятия позволяют строить их с каждым учеником по специальному плану, учитывающему все его особенности - психические, физические, музыкальные. Школьный кружок имеет преимущество и по сравнению с домашним обучением музыки, т.к. в нем создается определенный коллектив класса, который связан с жизнью школы. Достижения ученика не замыкаются семейным кругом, а становятся достоянием многих благодаря его участию в школьных мероприятиях.

Особенно актуально такая проблема стоит в сельской школе, т.к. в силу удаленности от города у многих детей нет возможности заниматься в музыкальной школе.

В Ангеловской средней школе, где я работаю, дети занимаются игрой на фортепиано, синтезаторе и играют в детском оркестре.

Задачей обучения игре на фортепиано является:

  1. Свободно читать с листа

  2. Подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом

  3. Аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент

  4. Любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус

5. Уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторе,
поддерживать беседы на музыкальные темы

Ключевой задачей является приближение обучения к запросам учащихся и их родителям. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и после окончания школы.

Синтезатор - отличается простотой управления, компактностью и

дешевизной. Вследствие чего этот инструмент прочно обосновался в

профессиональной музыке и получил широкое распространение в
повседневном обиходе как инструмент любительского музицирования.

Простота и доступность игры на синтезаторе позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Синтезатор способен выполнять те же дидактические функции что и общее фортепиано.

Единая природа этих инструментов обуславливает общность задач:

  1. Изучение художественных возможностей цифрового инструментария

  2. Получение базовых знаний по теории музыки

  3. Освоение исполнительской техники

  4. Совершенствование музыкально-творческой деятельности

Аналогичные задачи музыкального воспитания, но другими средствами решает школьный оркестр или ансамбль народных инструментов.

Каждый инструмент оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности.

Их знание необходимо руководителю для обучения оркестрантов, инструментовки пьес. При распределении на инструменты необходимо учитывать физические и музыкальные данные ученика. Необходимо правильно подобрать репертуар исходя из художественных и технических возможностей коллектива, следуя от простого к сложному. При разучивании пьес необходимо обращать внимание на своеобразие их содержания, выразительность музыкального языка, рассказывать о композиторах, знакомить с их творчеством.

Интересно построенные занятия и умелый выбор репертуара способствуют воспитанию у учащихся интереса и любви к музыкальному искусству.

^ Используемая литература:

1. Г.П.Сергеева «Инструментальное музицирование»

Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М. 1998г.

2. Л.Г.Дмитриева «Внеклассная работа по музыке»

Методика муз. воспитания в школе. М. 1997г.

3. Н.Садоян «О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией

младших школьников» Музыкальное воспитание в школе. Вып.2

  1. О.А.Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе»

  2. Л.Шабашев «Оркестр детских музыкальных инструментов»

Методика муз. воспитания в школе. Вып.4

6. Л.Г.Дмитриева «Детское музыкальное творчество как метод воспитания»

Методика муз. воспитания в школе. Вып. 2

  1. Т.И.Смирнова «Методика обучения фортепиано. Интенсивный курс»

  2. И.М.Красильников «Клавишный синтезатор»