microbik.ru
1







ДОРОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Ваш малыш ещё мал, ещё нечётко произносит некоторые звуки, искажает их, «картавит». Понятно, что с возрастом всё изменится, артикуляционный аппарат ребёнка приобретёт гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков и слов, научится работать чётко, точно, координированно. Чтобы помочь ребенку правильно «поставить» произношение, и существует артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика, которую вы найдете в нашей книжке, - это ком­плекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов ар­тикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой - труд, серьёз­ная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребё­нок не отвлекался и не уставал, мы постарались превратить эту работу в весёлую игру, волшебную сказку, в которой есть всё, что интересно детям: фея, волшеб­ные превращения и счастливый конец.

Материал расположен в книге так, чтобы за одно занятие малыш усвоил 4-5 новых упражнений. Знакомясь с книжкой, вы заметите, что конец каждого заня­тия обозначен словами «спать пора» или «спокойной ночи, язычок». Не отработав эти упражнения, не переходите к следующим. Поэтому читайте сказку постепен­но, неторопливо, методично выполняя задания. Описание упражнений вы найдё­те прямо в тексте, как и указания, что и как выполнять. Кроме того, на каждом развороте вы увидите маленькие парные картинки, на одной из которых - обыг-рыш названия упражнения, на другой показано положение губ и языка в этом упражнении.

Конечно, ребёнок не будет ждать, пока вы с ним неторопливо проработаете разворот за разворотом, ему, естественно, захочется посмотреть, что будет дальше. Поэтому перед началом занятий гимнастикой познакомьте его с книж­кой, пролистайте её вместе, расскажите о её героях, рассмотрите картинки. Сам текст сказки читать лучше тогда, когда вы начнете выполнять упражнения.

Прежде чем разучивать комплекс упражнений, уточните с ребёнком, где у не­го рот, язык, кончик языка, верхняя и нижняя губа, зубы, нёбо.

Читая с малышом эту книжку, выполняя вместе с ним (!) все упражнения, вы тоже превратитесь в добрую волшебницу (или волшебника).

Мама-волшебница (или папа-волшебник) должна помнить о том, что «вол­шебство» произойдет, если будут выполнены несколько условий.

  • Заниматься обязательно перед зеркалом.

  • Добиваться точности выполнения описанных в книге упражнений.

  • Занятия проводить ежедневно, кратковременно, чтобы ребенок не утом­лялся, но в день по несколько раз для формирования и закрепления навы­ков правильной артикуляции.

Помните, что сам по себе комплекс упражнений артикуляционной гимнастики -не панацея. Эта гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда. Особенно если начинаются проблемы!



Жили-были брат и сестра, Митя и Маня. Они были ещё маленькими и плохо умели разговаривать.

Когда Маня просила маму: «Пойдем гулять», у неё получалось: «...Диять». И мама переспрашивала: «Что тебе дать?»

Когда Митя просил папу: «Почини машинку», у него получалось: «Пони ма...». И папа удивлялся: «Это машинка, а не пони!»

Маня и Митя горевали и не знали, что делать. Им так хотелось, чтобы папа и мама их понимали.

И вот однажды, когда Митя и Маня играли в кубики, к ним в окошко влетела маленькая Фея. У Феи в руках была волшебная палочка и красивое волшебное зеркальце.

Фея подлетела к Мите и Мане.

  • Что это вы делаете? - спросила Фея.

  • Мы строим дом для куклы и мишки, - ответили дети.

  • Красивый дом у вас получается, - похвалила их Фея.
    Митя и Маня очень удивились.

  • Ты понимаешь, что мы говорим?




  • Да, - ответила Фея, - я Фея звуков. Хотите, я научу вас говорить
    так, чтобы все вас понимали?

  • Да! Очень хотим! - обрадовались дети и захлопали в ладоши.



Фея взмахнула волшебной палочкой, и её зеркальце стало расти. Оно выросло таким большим, что Митя с Маней увидели себя в нём как на ладони. Фея улыбнулась:

- Вам надо каждый день перед зеркалом делать гимнастику для своего язычка, губ и щёк, чтобы они стали послушными и ловкими. А я вам помогу.

Скажи, ты будешь играть с Феей, как Маня и Митя? Тогда буди свой язычок. Открой широко рот, шире, шире - как я. Посмотри в зеркало. Вот какие большие ворота у нас получились. Подержи их открытыми и закрой. Молодец! Несколько раз повторите упражнение «Ворота».



Нужно закрыть ворота на замок. ^ Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и спрячьте губы - подожмите так, чтобы их не было видно. Крепкий замок получился... Хорошо мы его закрыли. А теперь отопрём замок. Расслабьте губы, слегка разожмите их, чтобы между ними была маленькая щёлочка. Несколько раз повторите упражнение.

Цель наших упражнений ~ напряжение и расслабление различных мышц артикуляционного аппарата. Поэтому следите, чтобы малыш не только правильно выполнял первую часть каждого упражнения (напряжение), но и не забывал расслаблять губки и язычок.



^ А где же ключик от замочка? Да вот он. Улыбнитесь, покажите зубки. Положите верхние зубы на нижнюю губу. Вот какой славный ключик у нас получился. Нужно его надёжно спрятать, чтоб не потерять. Слегка расслабьте, разожмите губы, чтобы между ними была маленькая щёлочка. Молодцы мы с тобой, хорошо спрятали ключик. Повторите упражнение несколько раз.

- Ваши язычки хорошо поработали и устали, - сказала Фея Мите и



Мане. - Завтра я прилечу к вам снова, - и улетела.

И наши язычки устали, им пора спать. ^ Приоткройте рот и положите язык внизу около нижних зубов свободно, спокойно. Язык должен быть расслаблен. Спокойной ночи, язычок!

Когда Митя и Маня легли спать, им приснилось, как они делают волшебную гимнастику. Давай вспомним упражнения и сделаем эту гимнастику вместе с ними.



На следующий день Митя и Маня с нетерпением ждали Фею.

И вот, наконец, она прилетела. Фея достала волшебное зеркало, и Маня с Митей стали делать гимнастику.

Сначала они повторили все упражнения, которые выучили. Давай и мы их вспомним (ворота, замок, ключик, спать пора). Потом Фея показала детям новые упражнения.

- Ваш язычок должен вас слушаться, - сказала Фея. - Положите его на нижнюю губу. Смотрите, какая хорошая лопатка у вас получилась. Покажите, как можно копать этой лопаткой. Делаем языком копательные движения. Отлично! Поработал язычок, устал, проголодался. Надо приготовить ему что-нибудь вкусненькое.

Давай-ка, мы с тобой испечём ему блинчики, а для этого замесим



тесто. Улыбнитесь, покажите зубки. Просуньте между ними широкий кончик языка. Покусаем кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно месим тесто. Потяните язык вперёд ещё больше. Покусайте зубами его серединку, приговаривая «тя-тя-тя-тя», словно тесто начало подниматься и булькать. Как хорошо булькает тесто!

А теперь пора печь блинчики. Удержите широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у нас получился. Нужно испечь ещё. Повторите последние три упражнения 10 раз.

Устал наш язычок, ему пора спать! Положите язык внизу около нижних зубов свободно, расслабленно. Спокойной ночи, язычок!

Мите и Мане очень понравилась играть с язычком, но наступила пора расставаться. А тебе понравилась игра Феи?



Ах, как долго тянется время! Когда же прилетит Фея? - ждут Митя и Маня. Ну вот, наконец, Фея влетела в комнату и приготовила своё волшебное зеркало.

- Здравствуйте, мои дорогие! Вы уже позавтракали? Нет? Очень хорошо. Вспомним, как вчера мы месили тесто и пекли блинчики. Молодцы! Но блинчик очень вкусно есть с вареньем! Надо положить варенье в вазочку, а потом съесть его с блинчиками.

^ Улыбнитесь, положите, широкий язык на верхнюю губу. Вот у нас с тобой вазочка получилась. Спрячьте язык, расслабив его. Повторите упражнение несколько раз.

Ах! Какие вкусные блины с вареньем! Оно ещё осталось на наших губах. Давай-ка слижем варенье. ^ Оближите языком сначала верхнюю губу вправо-влево. Затем нижнюю губу вправо-влево.



Положите широкий язык на верхнюю губу и «слижите» с неё варенье сверху вниз (проведите языком по губе и уберите его за верхние зубы). Положите язык на нижнюю губу, «слижите» с неё «варенье» снизу вверх и уберите язык за нижние зубы.

- Я люблю блины с чаем! - сказала Фея Мите и Мане. - Помогите
мне сделать для чая чашечку.

Поможем и мы Фее. ^ Улыбнитесь, широко откройте рот. Края языка прижмите к верхним зубам. Замечательная чашечка у нас получилась. Можно пить чай. Сделаем ещё чашечки для нас с тобой и для папы или для бабушки. Повторить упражнение 3 раза. Молодец!

  • Однако пора отдохнуть, - сказала Фея.
    Положим язычок спать.

  • Спокойной ночи, язычок!



Следующим утром рано проснулись Митя и Маня от солнечных лучей, которые заглянули в их комнату. Подошли ребята к окошку и открыли его: «Здравствуй, солнышко! Здравствуй, утро!» Глубоко вдохнули дети свежий воздух и выдохнули, вдохнули и выдохнули. Хорошо, легко дышится. Вдох - животик надувается, как мячик, выдох - воздух из мячика вылетает и мячик пропадает. Подыши и ты, как Митя и Маня.

Вдруг Митя и Маня заметили, что волшебное зеркало Феи стоит в их комнате. И решили ребята поиграть перед зеркалом. Подошли поближе и надули щёки, словно шарики. Хорошие шарики получились, крепкие. Нажали Митя и Маня на щёки пальцами и...



шарики лопнули, пропали! Здорово! Весело надувать шарики, а потом смотреть, как они лопаются! Поиграй и ты вместе с детьми.

А шарик решил поиграть с ребятами в догонялки: то в одной щеке надуется, то в другой. Так и перекатывается шарик из щеки в щеку.

Шарик и тебя зовёт в догонялки поиграть. Правда, весело?

Так ребятам игра понравилась, что они не заметили, как Фея звуков прилетела к ним в гости.

Митя с Маней показали Фее, как они надували шарики. Похвалила их волшебница: «Молодцы! Хорошая игра у вас получилась. Другим ребятам эта игра тоже понравится».

А ты ещё поиграешь, как Митя и Маня?



Солнышко светит ярко, зовёт всех на улицу. Пригласила Фея детей в парк погулять. А в парке карусели красивые кружатся. Сели ребята на карусели и закружились. Хорошо покатались. А Фея им говорит:

- Ваши язычки тоже на каруселях хотят покататься.

И твой язычок хочет покататься. Покружим его, только медленно, неторопливо. ^ Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки по губам. Повторить несколько раз.

А на качелях ещё веселее кататься! Вверх - вниз! Вверх - вниз! Крепче держись! И язычок катается вместе с ребятами. ^ Рот широко открыть, язык то поднимается вверх за верхними зубами, то опускается вниз за нижними зубами. Повторить 4 раза.

Весело! Широко улыбнулись губы, а потом спрятали улыбку и улыбнулись снова. «Какая замечательная игра!» - подумали ребята и стали улыбаться друг другу по очереди. Поулыбайся и ты вместе с ними.



Вдруг Митя и Маня услышали песенку:

Цок-цок, цок-цок! Я лошадка, рыжий бок! Я скачу, скачу, скачу! Всех ребяток прокачу!

- Прокатимся и мы, - предложила Фея.

А мы с тобой прокатимся? Фея и нас приглашает. Сели все на лошадку и поскакали. А язычок рад стараться, цокает, как лошадка копытами. Прищелкивания языком.

Славная получилась прогулка. Но уже пора домой. Язычок устал, ему нужно отдохнуть.

- ^ Поспи, язычок!

Лег язычок в свою кроватку в ротике и уснул. Тихо! Не буди его.



На следующее утро Митю и Маню ждал ещё сюрприз. Фея звуков позвала ребят в лес собирать грибы. Грибов в лесу много: и белые, и подосиновики, и лисички, и рыжики. Долго ходили по лесу Митя и Маня, полные корзинки грибов набрали.

Надо и нам грибы собрать. ^ Присосать язык к нёбу, слоено шляпку гриба. Крепкий гриб вырос. Щёлкнул язычок - сорвали грибок. Положили грибок в корзинку. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

А вот на полянке избушка стоит. В избушке старушки-болтушки



живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». ^ Язык быстро делает движения взад-вперед, включается голос. Совсем заболтали старушки Маню и Митю. И нас с тобой заодно.

Но вдруг часы громко затикали: «тик-так». ^ Рот малыша приоткрыт, язык делает движения вправо-влево к уголкам губ, а вы синхронно озвучиваете движение: «тик-так». Кукушка из часов выскочила и закуковала. Тонкий напряженный язык вытянуть вперёд и убрать 10 раз под родительское «ку-ку». Домой пора, язычку нужно спать ложиться.



Каждый день приходила Фея звуков к Мите и Мане. Делала с ними зарядку для язычка, играла в интересные игры, ходила на прогулки. Язычки детей становились с каждым днём всё более ловкими. И вот однажды Фея пригласила детей на бал. На самый настоящий бал в Страну звуков! Но где взять бальное платье и фрак? Нет у Мити фрака, а у Мани нет бального платья.

Расстроились ребята! ^ Брови нахмурили. Покажи, как дети нахмурили брови. Вот так. Губы надули. Покажи, как дети надули губы. Вот так. Покажи несколько раз, как расстроились дети.

А Фея им говорит:

- Не беда! Ваши язычки стали ловкими. Посмотрите, какие
хорошие иголочки они могут сделать.

Митя и Маня вытянули вперёд тонкие, крепкие язычки. Чудесные иголочки. Сделай и ты иголочку, чтобы помочь детям. Молодец!

- Теперь нужны нитки, - сказала Фея. - Сейчас мы подберём
катушки с нитками.



Ну-ка, мы тоже поищем подходящие катушки. ^ Подогните кончик языка вниз, как можно глубже вовнутрь. Какие чудесные катушки с нитками нашлись! Можно шить наряды. Повторить упражнения «иголка» и «катушки с нитками» попеременно 10 раз.

Да, вот еще что. Сапожник из волшебной страны принёс Мане и Мите бальные туфли. Целый день он работал: прибивал каблуки, стучал молоточком: «Т-т-т-т», но не успел дошить туфли. Скорее поможем сапожнику закончить работу. Кончик языка ударяет за верхними зубами, подражая молоточку. Включается голос - «т-т-т».

Красиво нарядились дети! А мы им помогали. На балу Митя и Маня весело танцевали, разговаривали с другими гостями бала. И все их понимали. А когда они вернулись домой, рассказали папе и маме о том, как Фея звуков научила их правильно произносить звуки.

Папа и мама очень удивились, что Митя и Маня так красиво и правильно говорят. И очень обрадовались. С тех пор Митя и Маня не грустят, потому что их слова понимают все-все-все.


«Школа раннего развития» 12.06


Подп. индекс - 39494 по каталогу «Пресса России», 2007 (зеленого цвета)

Для чтения взрослыми детям


Бардышева Татьяна Юрьевна, Моносова Елена Николаевна, логопеды

^ ТРА-ЛЯ-ЛЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА


Художник Ю.А. Швецова


Гл. редактор С.Н. Савушкин

Отв. за выпуск Г.А. Фролова

Редактор О. С. Головачева

Верстка К. Л. Седов


Подписано в печать 29.08.06. Формат 60x84/8.

Бумага офсетная №1.

Гарнитура Прагматика. Печать офсетная. Усл. п. л. 1,86.

Тираж 5000 экз. Заказ № 1829


Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02.953.Д.007048.10.05 от 28.10.2005. Свидетельство о регистрации СМИ № 77-11974 от 20.02.02.


ОАО "Фабрика офсетной печати № 2»

141800, г. Дмитров, Московская область, ул. Московская, д. 3.


Телефоны отдела реализации ИД «Карапуз»: (095) 918-2810, 918-3451


© Издательский дом «Карапуз»


www.karapuz.com