microbik.ru
1

n_duska@mail.ru

телефон 7784176

Душка Наталия Дмитриевна (учитель-логопед)

Anastasiakli@mail.ru

телефон 7784176

Климова Наталья Александровна (воспитатель)

sokolpsy@mail.ru

телефон 7784176

Соколова Наталья Ивановна (педагог-психолог)


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №113 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (учитель-логопед).

Санкт-Петербург, Россия


«Уроки сказок»

Программа работы с детьми старшего возраста


В связи с выходом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и опираясь на предыдущий опыт, наши педагоги решили предложить программу, которая бы основывалась на комплексно-тематическом принципе, на принципе интеграции образовательных областей и включала бы несколько видов детской деятельности. Сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, необходимое для реализации программы, помогает эффективнее решать задачи воспитания и развития детей.

Успешное развитие ребёнка и коррекция его речи зависит от свободной деятельности ребёнка, развития у него навыков коммуникации, открытости к нему взрослых. Работа по предложенной программе строится вокруг сказки. Сказки понятны и доступны детям-дошкольникам. Они эмоционально насыщенны, образны, символичны. Народная сказка пробуждает гуманные чувства, обогащает речь детей, развивает креативность и является эффективным психотерапевтическим средством.


Цель: интеграция образовательных областей

Задачи:

  1. Знакомство со сказкой как элементом национальной культуры.

  2. Развитие диалогической и монологической речи; расширение и обогащение активного словаря.

  3. Формирование нравственных черт личности.

  4. Коррекция поведенческих нарушений.

  5. Развитие эмоциональной сферы детей.

  6. Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей.



Содержательная характеристика курса

Программа рассчитана на 7 месяцев, состоит из 7 частей. Каждая часть соответствует знакомству с одной сказкой. Длительность педагогической работы по каждой части – 1 месяц. В работу включены педагоги группы, логопед, педагог-психолог, родители. Каждая часть включает в себя три периода. Первый период - предварительной работы (около 2-х недель). В это время ведётся работа по обогащению словаря, детям читают сказку, изготавливаются атрибуты, педагоги организуют совместную деятельность с детьми по изготовлению атрибутов, рисованию, лепке. Затем следует второй период – собственно событие, в котором участвуют воспитатель, логопед, педагог-психолог. Событие проходит в форме игротренинга. По многим сказкам были поставлены спектакли детского театра «Василёк». Спектакли выходили за рамки игротренинга. На некоторые спектакли приглашали детей из других групп детского сада и родителей. По следам события, в третьем периоде, в течение ещё двух недель продолжается работа с детьми (приёмы развития творчества, продуктивная деятельность), родителями. Привлечение родителей является очень важным условием реализации задач программы. Знакомство с каждой сказкой заканчивается нравственным уроком, который взрослые помогают вынести детям. Эти уроки закрепляются в течение всего периода пребывания ребёнка в группе.


^ Сказка «Бой на Калиновом мосту»»

Нравственный урок: Одна Родина-мать, сумей за неё постоять.

Предварительная работа

Словарь

Обогащение: ёрш, шёлковый невод, диковинная, поповна, сбруя, дозор, караул, жребий, доспехи, ракитовый куст, щиколотка

Устаревшие слова: девушка-чернавка, оружие ратное, тесовое крыльцо, окрест, верста, палица, яловые сапоги, пеньковые рукавицы, крыша тесовая

Эпитеты:

Понимание смысла выражений: Растут не по дням, а по часам. Как хорошее тесто на дрожжах поднимается, так они вверх тянутся. Словом-делом.

^ Работа со страхом

Игры: “Необычное сражение”, “Змей-горыныч”, “Расскажи свой страх”, “Жмурки”

Рисование страхов: “Нарисуй свой страх и победи его”,“Кляксы”

^ Игры на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей

“Чудо-Юдо Змей”

“Маски”, этюды

Продуктивная деятельность

Изготовление воинских доспехов (совместно с родителями и педагогами). Рисование “Русские шали”. Лепка “Народная игрушка”. Приготовление национального блюда

Событие

Логопедические задачи:

Обогащение словаря устаревшими словами (архаизмами), активизация в речи. Работа над словообразованием: подбор однокоренных слов, сложные слова (шестиглавый...), образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Учить понимать лексико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные отношения.

^ Психологические задачи:


Работа со страхом. Помогать ребёнку преодолевать барьер самостоятельно или попросив помощи у другого. Работа с вытесненной агрессией. Обучить способам канализации агрессии.

^ Педагогические задачи:

Воспитывать любовь к Родине. Учить защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Развивать волевые качества: преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Продолжать воспитывать желание узнать больше о культуре своего народа.

По следам события

Сказки для чтения дома:

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, сказка Ершова “Конёк-горбунок”, р.н.с. ”Кащей Бессмертный”

Творческое развитие:

Моделирование конфликта (перчаточные куклы). Рассказ от имени. Метод фокальных объектов (придумать щит Ивану).


Продуктивная деятельность:

Синквейн

Для родителей с детьми: иллюстрирование пословиц и поговорок.

Организация развивающей среды:

Внесение атрибутов: щиты, мечи из картона, шлемы, плащи, шапочки Змея-горыныча и др.