microbik.ru
1


Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

Саткинского района


«Разложение цвета»


Автор: Носкова Валерия Сергеевна, 4 «А» класс

Руководитель: Цветкова Роза Фёдоровна


2011 год

Бакал


Оглавление:

1.Введение. с. 3

2. Глава 1. с. 4

3. Глава 2 . с. 4 - 6

4. Заключение. с. 7

5. Список литературы. с. 8

6. Приложения. с. 9-10


Введение

Задача: Изучить принципы разложения белого цвета на цвета радуги. Изучить исторический аспект проблемы.

Объект исследования: белый цвет, принципы разложения на цвета радуги.

Задача: Изучить принципы разложения белого цвета на цвета радуги. Изучить исторический аспект проблемы Цель работы: выявить принципы разложения белого цвета на цвета радуги, используя метод эксперимента и изучения литературы.

Гипотеза: если созданы определённые условия, то белый цвет раскладывается в определённом порядке.

Гипотеза: если созданы определённые условия, то белый цвет раскладывается в определённом порядке.

Значение работы: в дальнейшем использовать знания о спектре цвета при выборе профессии, а также в бытовой жизни – при определении сочетания одежды, сервировке стола, макияже, маникюре.


Глава 1.

Анализ литературы: В большой книге исторических фактов даётся понимание того, как наш глаз получает изображение, что очень важно для решения нашей проблемы. На сайте «Викепедия » очень хорошо раскрыты сразу несколько вопросов: понятие цвет, электромагнитная волна, способы применения знания порядка разложения белого цвета.

В «Энциклопедии для детей» очень подробно даётся история открытия принципов разложения цвета, начиная с 17 века. В «Физическом энциклопедическом словаре» даётся понятие цвета, эффект принадлежности цвета, особенности цветового восприятия, цветовой тон, насыщенность, измерение цвета.

Обоснование исследования: эта тема назрела именно сейчас для меня , так как до этого времени я не задавалась подобным вопросом, в данный момент произошло накопление новой информации по данной проблеме, с применением новых методов и методик исследования .Гипотезы и закономерности,
выдвинутые в исследовательской работе, позволяют обобщить известные ранее сведения по данной проблеме. Новые знания, полученные мною в ходе этого исследования, способствуют повышению уровня моих знаний и помогут мне в освоении программы в старшей школе.

Глава 2.

Мы видим предмет, когда свет, отразившись от него, попадает в чёрный кружочек в центре глаза, который называется зрачком. Лучи света проникают через него в другие части глаза, проходят через хрусталик, и на задней стенке (сетчатке) возникает перевернутое изображение того, что мы видим.( Большая книга интересных фактов, Москва, «Росмен», 2006 год.). В громадном большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз видимого излучения.(3)

Летом с девочками мы надували мыльные пузыри. Жидкость в стакашке была белого цвета, а когда надувались пузыри, то глядя на солнце, они становились разноцветными. Мне стало интересно: почему?

Как так происходит, что белый цвет становится разноцветным, и я обратилась к маме, она у меня работает в школе. С учителем в кабинете физики мы провели два эксперимента.

Эксперимент № 1. Спектрограф.

Цель эксперимента: посмотреть, как белый цвет превращается в цвета радуги.

Мы взяли спектрограф (оптический прибор для визуального наблюдения спектра излучения ) включили его в розетку и направили его на солнце. Я увидела, как из белого цвета появились красный цвет, оранжевый цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, синий цвет, фиолетовый цвет. Я сразу вспомнила выражение «Каждый Охотник. Желает Знать Где Сидит Фазан».

Результат эксперимента: белый цвет раскладывается на различные цвета в определённом порядке.

Эксперимент № 2. «Разложение цвета».

Цель эксперимента: посмотреть, как раскладывается белый цвет на цвета радуги на дифракционной решетке и от чего это зависит?

Мы взяли дифракционную решётку (это стекло, на котором тонким алмазом наносятся полоски на 1 мм от 50 до 1000 полос) и посмотрели на солнце и увидели, что эти же цвета раскладываются на большее количество цветов, но в том же порядке, что и на спектрографе.

Результат эксперимента: Чем больше полос на дифракционной решетке, тем больше цветов. Я задалась вопросом: что такое дифракция? Дифракция – это огибание светом препятствия.(3)

Проведя эти эксперименты, я вспомнила с чего начала исследовательскую работу, с мыльных пузырей. И тогда мы вновь решили провести эксперимент с мыльными пузырями.


Эксперимент № 3. «Мыльные пузыри».

Цель эксперимента: выявить на мыльном пузыре цвета будут располагаться как на радуге.

Эксперимент: Мы взяли мыльную воду и надули пузырь, цвета на нём располагались в порядке красный цвет, оранжевый цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, синий цвет, фиолетовый цвет. Только в объёмном формате.

Эксперимент № 4. «Лак для ногтей».

Цель эксперимента: узнать раскладывается ли белый цвет лака на цвета радуги.

Эксперимент: Мы взяли очки и белый лак. Нанесли лак на линзу. Посмотрели на свет настольной лампы и увидели фиолетовый цвет.

Результат эксперимента: этот белый лак способен отражать только фиолетовый цвет, а все остальные цвета радуги поглощает.

После экспериментов я заинтересовалась, что такое цвет, что такое спектр цвета.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами.

(1).Это очень сложное понятие и я нашла другое, более понятное.

Наука Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем...
Подробнее >>
Словарь >>физика рассматривает свет как электромагнитную волну. Волна - это просто изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с какай-то скоростью. У любой волны есть длина - это расстояние между гребнями волны.



Те длины волн, которые способен воспринимать человеческий глаз носит название видимого света. Например, свет с наибольшей длиной волны мы воспринимаем как красный, а с наименьшей – как фиолетовый. Поэтому в 4 эксперименте мы и увидели вместо белого фиолетовый, так как в этом случае длинна волны была короче, чем у других цветов и фиолетовый поглотил все остальные цвета. Белый цвет является сложным, так как он раскладывается на цвета, а вот красный – монохромный, то есть он не раскладывается на цвета.

Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов.

В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий лишь в1860  г. Максвелл ввел аддитивную систему. Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок мониторов и телевизоров.

В современном мире очень важно знать цвета, так как сфера применения очень широка.

Применение

Цвет широко применяется, как средство для управления вниманием человека. Некоторые сочетания цветов считаются более благоприятными (например, синий, + жёлтый), другие — менее приемлемыми (например, красный + зелёный). Психология восприятия цвета объясняет, почему те или иные сочетания способны сильно воздействовать на эмоции человека.

Очень важно владеть искусством сочетания цветов, которое называется коллористика.


Заключение

Выводы по результатам исследования: в ходе своего исследования литературы, проведя эксперименты я выяснила, принципы разложения белого цвета: он раскладывается на 7 цветов в определённом порядке. Поэтому его принято считать сложным цветов. Все остальные цвета простые. Цвет, который мы видим, зависит от длины волны. Чем ближе свет, тем длиннее волна.

степень достижения цели работы:

перспективы:


Список литературы:

  1. Викепедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82

  2. Сайт: Всё о цвете. http://colory.ru/colortheory/

  3. «Энциклопедия для детей», Том 16, часть 2, Физика, Москва, «Аванта», 2005 год

  4. Физический энциклопедический словарь, под ред. Прохорова А.М., Москва, «Советская энциклопедия», 1983.

  5. Большая книга интересных фактов, Москва, «Росмен», 2006 год.



Приложение № 1.




Дифракционная решетка





Спектограф




Адаптивное смешивание цветов


Рецензия

Работа глубокая, научно – выдержанна, основа на экспериментах.

В исследовательской работе Носковой Валерии ярко прослеживается применение от научного до бытового применения. Есть перспектива в будущем продолжить эту работу.

Валерия может в дальнейшем использовать знания о разложении цвета при выборе профессии, например дизайнера, а также в бытовой жизни – при выборе гардероба, сервировке стола, макияже, маникюре.