microbik.ru
1

Ниноровская основная общеобразовательная школа


Разновозрастное занятие по математике

в 3- 4 классах


Учитель: Кукушкина Ю.В.


Задачи:

Образовательные: -Закрепить знания по нумерации.

- Совершенствовать умения решать задачи на нахождение площади прямоугольника.

- Закрепить умение находить значение выражений с переменными.

- Познакомить с русским праздником «Капустки».

3 класс: - Повторить табличные случаи умножения и деления.

- Закрепить правила порядка выполнения арифметических действий.

4 класс: - Закрепить умения заменять крупные единицы площади мелкими, и, наоборот.

- Совершенствовать умения решать составные задачи.

- Повторить знание геометрического материала.


Воспитательные: - Воспитывать любовь к русской национальной культуре.

- Воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность.


Развивающие: - Развивать умение логически анализировать условие задачи и решать её.

- Развивать внимание, память.


Оборудование: 1.Нарисованный и вырезанный из бумаги самовар (разъёмный).

2.Карточки с заданиями для работы в парах.

Подготовка: Разучивание песни «Игра в гостей».


Литература: 1. Черкесова М.Н. «Математика.4 класс»

2.Латышина Д.И. «Живая Русь»

3 класс: Закрепление темы «Таблицы 4 класс: Закрепление темы «Величины.

умножения и деления». Единицы площади».


I. Организационный момент.


Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, карандаш, тетрадка?

- Проверили? Тихо сядут девочки. Так же тихо сядут мальчики.

- Сегодня на уроке с 3 классом мы повторим изученные таблицы умножения и деления, с 4 классом – единицы измерения площади.

А ещё я хочу вас познакомить с одним из народных праздников. Чему был посвящён праздник, вы узнаете из загадки.

^ Толстовата, форсиста,

Сорочек надела 300,

А нога одна.

II. Устный счёт.


1. Нумерация.


-Какие числа встретились в загадке? (300, 1)

- Какие цифры использовали для записи этих чисел? (3, 0, 1)

- Составьте, используя эти числа…

… двузначные числа . …трёхзначные числа.

(30, 31, 13, 11, 33, 10) (301, 103, 330, 110, 333, 111)


Учащиеся, первыми справившиеся с заданием, получают карточки с буквами и прикрепляют их к доске.





К А П У С Т К И


- Итак, праздник назывался – капустки. Это был осенний праздник. О нём нам расскажет Степанова Н.Н. (Выступление сельского библиотекаря).

- И собирались на него в октябре, когда была убрана вся капуста. Давайте и мы с вами уберём капусту.


2. З а д а ч а


Четвёртому классу надо убрать 8 кочанов Найдите площадь прямоугольного участка, если

капусты, а вам – в 2 раза меньше. Сколько его длина 4 м, а ширина – 3 м. Выразите площадь в

кочанов капусты надо убрать вам ? квадратных сантиметрах.

(8:4=2) (4х3=12, 12 м2=120000 см2)


3.Игра «Собери капусту».




6000 мм 2 = 4м243см2 = 3 м2 = 300см2 =

5 х 6 12:4 … см 2 ... см 2 …см2 … дм2



4 х 8 48:8 4дм 225см2= 8м2= 7дм2 = 5 км2 =

… см2 … см2 … см2 … м2


III.Зарядка для глаз.


- Давайте посмотрим, всю ли капусту собрали на огороде. Посмотрим влево, вправо, вниз под ноги. А теперь осмотрим весь участок.


IV.Рассказ агронома о том, как выращивать капусту.


VI.Работа над пройденным материалом.


- Для праздника хозяйка дома назначала день и приглашала на него девушек из своего села и соседок. А парни приходили сами, без приглашения.

П о м о щ н и к и Х о з я е в а

- Бывало так. Войдя во двор, помощники

поздравляли хозяйку с праздником. А как это

сделать, вы узнаете, выполнив задание.


1.Самостоятельная работа. 1.Работа с учителем.

Работа в парах: решить примеры и при помощи 1.Задача.

ключа составить фразу. Четвероклассники собрали со своего участка 8

1-в. 2-в. кочанов капусты по 9 кг каждый, а третьеклассники

1 + 6 х 3 5 х 4 + 3 4 кочана по 8 кг каждый. Сколько всего килограммов

20 : 4 + 7 4 х4 капусты собрали ребята?

3 х 2 – 5 36 : 4

2 х 9 – 1 7 х 5 – 2 2. Дополнительное задание.

7 х 3 8 х 4 - Хозяева в это время готовят корытечки, в которых

16 + 3 36 : 6 + 20 будем рубить капусту.

5 х 4 3 х 4 - Подумайте и подберите к каждой фигуре

2 х 6 7 х 3 – 5 х 4 соответствующее выражение.

8 х 2 7 5 4

5 х 2 + 1 5 3



а

з

й

к

о

п

с

т

у

х

ш

ю

я

1

9

11

12

16

17

19

20

21

23

26

32

33

(4+3)х2 5х4 7х2+5х2

ответ: «С капусткой, хозяюшка»

VII.Ф и з к у л ь т м и н у т к а


Песня – игра «Игра в гостей» Д.Б.Кабалевского


VIII.Работа над пройденным материалом.


1.Геометрический материал.

- Издавна в деревнях капусту рубили в деревянных корытах. Корыто имело прямоугольную форму. Давайте изготовим для себя корыто: для этого начертим прямоугольники и найдём их площадь.

Длина сторон:

4 см, 8 см 10 см, 13 см

4х8=32 (см2) 10х13=130 (см2)

130 см2=1 дм2 30 см 2

- А потом все дружно брались за дело. Работали быстро, весело, с шутками-прибаутками. Нарубив и насолив капусту, укладывали её в бочки.


2. Работа с учителем. Решение задачи. Самостоятельная работа.

Задача. Хозяева засолили 40 кг капусты и уложи- - Чтобы узнать, сколько бочек насолили капусты,

ли её в 5 бочек. А гости засолили 3 такие же боч- выполните следующее задание:

ки.Сколько килограммов капусты засолили гости? 1) проведи диагонали в своём прямоугольнике;

2) подсчитай, сколько всего получилось треугольников

3) сверь свой ответ с ответом соседа по парте;

4) найди и раскрась на своём чертеже прямоугольный

треугольник.


3.Выполнение задания с переменными.

- Когда работа заканчивалась, хозяйка приглашала всех на ужин и чаепитие.

а = 32 с = 8 а = 48 с = 12


IX. Итог ( рефлексия)


- Так все вместе работали и веселились. На капустки собирались то в одной избе, то в другой. С шутками, с прибаутками делали сообща трудные дела в старину. Хорошо и мы с вами потрудились. А теперь определите, понравился ли вам урок, как вы работали на уроке. Свои фигурки сложите в чашечки, которые стоят рядом с самоваром.





- урок мне понравился - я работал на уроке в полную силу


- урок мне не очень понравился - я не в полную силу работал на уроке




- урок мне не понравился - я плохо работал на уроке