microbik.ru
1

З А Н Я Т И Е 2

«Пассивное слушание, как способ решения детских проблем»


Цель: Прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами пассивного слушания, развить навыки пассивного слушания.


Ход занятия: Приветствие, разминка

Группа располагается в круге. Необходимо взяться за руки и закрыть глаза. Ведущий сообщает одному из игроков чувство. Водящий с помощью рукопожатия передает это чувство по цепочке. Когда чувство обойдет круг, группа высказывает предположение о характере предаваемого рукопожатия.


Упр. «Коллективный рисунок дома»

  1. Молча рисуют дом.

  2. Нарисовать себя в любом месте рисунка

Обсуждение:

- Нарисовал ли то, что хотел?

- Были ли нериализованные замыслы?

- Кто рисовал фундамент, стены, крышу?

- Кто украшал?

- Кто был генератором идей? Кто дорисовывал?

- Где себя нарисовал и как это говорит о вас?

^ Этап воображения?

- Если бы рисовали второй этаж, что бы там было? Как бы он выглядел?

- Кого бы туда пускали?

- Позволяет ли ваше эмоциональное состояние в полной мере понять и услышать своего ребенка?


^ Обсуждается Понятие «Активное и пассивное слушание». (процесс взаимный)

- Что значит для меня хорошо слушать?

- Слышать и слушать – это одно и то же?

(Слышать - различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что - то)


Слушание м.б. активное и пассивное. Приемы активного слушания мы рассмотрим позже.

Сегодняшнее занятие будет посвящено пассивному слушанию и распознаванию чувств, скрываемых за словами.


^ Упр. «Слушать чувства» (по Т.Гордону)

Дети сообщают взрослым больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. Ниже приводятся некоторые типичные детские «сообщения». Прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые Вы услышали. Это может быть одно или несколько чувств – напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении. Сравните полученный результат с ключом.






^ Ребенок говорит

Ребенок чувствует

1.

О, осталось только 10 дней до конца школы!




2.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.





3.

Я никогда не буду лучше, чем он. Я делаю, делаю, а он все равно лучше меня.




4.

Новая учительница задает слишком много на дом. Я никогда не могу все сделать! Что мне делать?




5.

Я хочу носить длинные распущенные волосы! Это ведь мои волосы!




6.

Как ты думаешь, я правильно готовлю доклад? Будет ли это достаточно?




7.

Почему эта старая карга оставила меня после школы? Ведь я не один болтал. Так и дал бы ей в нос!




8.

Я сам могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.




9.

Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться.




10.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам плевать на то. Что со мной может случиться.




11.

Одно время хорошо получалось, а сейчас хуже, чем раньше. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?




12.

Я хотел бы пойти, но боюсь ей позвонить. А если она засмеет меня, что я ее пригласил?




13.

Я больше никогда не буду играть с Н. Она такая…(ругается)




14.

Мне кажется, я знаю, что делать, но может быть, это неправильно. Я всегда делаю что-то неправильно.




Ключ

  1. а) радость; б) облегчение.

  2. а) скука; б) поставлен в тупик.

  3. а) неуверенность (неадекватность; б) обескураженность.

  4. а) ощущение поражения; б) бессилие.

  5. а) самостоятельность; б) независимость.

  6. а) сомнение; б) неуверенность.

  7. а) злость, раздражение; чувство несправедливости.

  8. а) чувство компетентности; б) уверенность в своих способностях.

  9. а) фрустрация; б) чувство неадекватности.

  10. а) душевная боль; б) злость, одиночество.

  11. а) разочарование, отчаяние; б) чувство неадекватности.

  12. а) боязнь; б) неуверенность в себе.

  13. а) злость, гнев; б) обида.

  14. а) неуверенность; б) сомнения.



Упр. «Каталог негативных эффектов…

Задание: ознакомьтесь с данным каталогом и оцените свое общение с детьми в соответствии с ним.


^ Упр. «Каталог негативных эффектов по Гордону





Родительские реакции

Чувства ребенка

^ 1.Приказ, команда

«Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой»

Его чувства или нужды неважны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать.

«Перестань крутиться вокруг меня»

Неприятие ребенка таким, кокой он есть в этот момент.

«Не трогай это блюдо, отойди от малыша»

Формирует чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка.

^ 2.Предостережение, предупреждение, угроза

«Если ты это сделаешь, то пожалеешь»



Формирует чувство боязни и покорности. Порождает сопротивление и враждебность

«Если не прекратишь играть, я все это выброшу»

Показывает, что родитель не уважает желания и чувства ребенка. Вызывает желание «испытать» родительскую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.


^ 3.Увещевание, морализирование, пристыжение

«Ты должен всегда уважать своих учителей»

Возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга, обязанности. Дети могут отвечать на эти «должен», «нужно» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции.


«Тебе не следует думать так»

Вызывает недоверие со стороны родителей или вызывает чувство вины – «я плохой»

^ 4.Советы, готовые решения

«Послушай и сделай, как я скажу….

Ощущаются детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Могут повлиять на формирование чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности. («Что мне нужно сделать, папа?»)

«Мы с мамой лучше знаем, как надо»

Советы передают чувство превосходства родителей над ребенком. У ребенка может выработаться чувство, что его совершенно не понимают. Ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

^ 5. Нотации, поучения


Они делают из ребенка ученика, создают чувства подчиненности, неполноценности. Дети могут отмечать: «Твои идеи устарели» и как взрослые не любят, когда им доказывают, что они не правы. Иногда они игнорируют факты: «Ну и что»; «Наплевать»; «Со мной этого не случиться».



^ 6.Критика, несогласие


Эти сообщения более других вызывают чувство неадекватности, тупости, никчемности, «я плохой». Оценки и суждения родителей очень влияют на «образ Я» у ребенка. Критика часто вызывает контркритику («На себя бы посмотрел»; «Сами так делаете»). Оценивание заставляет скрывать свои чувства от родителей («Если я им скажу, меня будут ругать») Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, что может стать причиной ненависти к родителям.



^ 7.Похвала, согласие


Позитивная оценка, которая не соответствует образу «Я» ребенка, может вызвать враждебность («Я ненавижу свои волосы»). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика («Ты ничего не сказал о моей прическе, значит, она тебе не нравится»). Похвала может восприниматься ребенком как манипуляция – как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям («Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо учился»). Дети часто смущаются, когда их хвалят публично. Дети, которых часто хвалят, могут стать зависимыми от похвалы и даже требовать ее («Правда, я хорошо выгляжу?»)

^ 8.Обзывание, насмешки.


Могут иметь разрушающее влияние на «образ Я». Наиболее частый ответ на эти сообщения - послать их обратно («Ты сам лентяй!»). Если такие сообщения исходят от родителей с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок измениться с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит родительское сообщение («Мне не идет моя прическа. Это же смешно и неправда»)



^ 9Интерпретация, анализ, диагноз

«Я знаю почему…»

«Я тебя вижу насквозь»

Создает ощущение, что его «вычислили», что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может действовать на ребенка угрожающе. Если этот анализ или интерпретация верны, то ребенок очень смущается, если неверны – раздражается из-за того, что его обвинили не справедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители умнее, мудрее. Подобные фразы часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.


^ 10.Утешение, поддержка


Эти сообщения не так помогают, как кажется. Родители утешают, так как они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения говорят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать то, что он чувствует (огорчение, обиду…) Дети могут рассматривать попытки утешения как попытку изменить их и часто перестают доверять родителям («Ты говоришь это только потому, что хочешь ободрить меня»). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, т.к. ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний такими, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее прекратились.


^ 11.Вопросфы, допытывания

«Ты вымыл руки, как я сказала?

Такие вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь.

«К чему ты клонишь?»

Дети чувствуют за вопросом угрозу, особенно если не понимают, зачем их спрашивают.

Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничивают свободу человека говорить о том, о чем он хочет, - в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение.

^ 12.Отвлечение, обращение в шутку


Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка могут заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушаны с уважением.



Оцените в баллах степень использования следующих методов воздействия на ребенка:

Всегда – 1б.;

Часто – 2 б.;

Редко – 3 б.;

В исключительных случаях – 4 б.;

Никогда – 5.

  1. Приказ, команда.




  1. Предупреждение, угроза.




  1. Увещевание, пристыжение.




  1. Советы, готовые решения.




  1. Нотации, поучения.




  1. Критика, несогласие.




  1. Похвала, согласие.




  1. Насмешка, обзывание.




  1. Анализ поведения, интерпретация.




  1. Утешение, поддержка.




  1. Допытывание, вопросы.




12. Обращение в шутку.








Итог: Обсуждение работы группы.