microbik.ru
1




Заповедь первая. Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.


Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.


Заповедь третья. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.


Заповедь четвёртая. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему; разбирайте с ребёнком его правильные и неправильные шаги к цели.


^ Заповедь пятая. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что …».

^ Заповедь шестая. Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.


^ Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность – ведь это не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким и определённым.


^ Заповедь восьмая. Дайте ребёнку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь ему или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.


Заповедь девятая. Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.


Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.