microbik.ru
1

Заседание МО классных руководителей

«Психолого-педагогическая поддержка детей с отклонениями в поведении».

Форма проведения: семинар.


Уважаемые классные руководители очередную встречу нашего МО мы посвятим решению проблемы, с которой сталкивается каждый педагог в процессе своей воспитательной деятельности. Речь пойдет об эффективных методах и приемах работы с детьми, имеющими разного рода отклонения в поведении.

Думаю, вы согласитесь, что в основе неадекватного поведения ребенка всегда имеет место быть причина. Поэтому было бы логично, прежде всего, рассмотреть ряд факторов и причин, способствующих проявлению подобного поведения. (называют причины)

Все начинается незаметно, обыденно. Механизмы, ведущие к трагическим развязкам жизненных маршрутов детей и взрослых, разнообразны и многочисленны. Они имеют свое начало, развитие и завершение;

Сокращают человеческую жизнь, лишают ее смысла.


^ Внешние признаки утомления при умственном труде.

Объекты наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшения почерка

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

^ Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

^ Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

  1. Убеждение и личный пример.

Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка.

Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

  1. Доверие.

  2. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

  3. Вовлеченность в интересную деятельность.

  4. Пробуждение гуманных чувств.

  5. Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

^ Прямые и косвенные тормозящие приемы.

Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо понимать, что есть чувство меры, не переходить на крик.

^ Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

^ Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.

Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

•       стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

•       формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

•       постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

•       проявление доверия к ученику;

•       формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

•       оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

•       учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

• приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

• защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

• постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

• формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

^ Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

• выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.