microbik.ru
1


За 2009-2010 учебный год обучено педагогических работников:

На региональном уровне обучились 230 человек: на 15 КПК (175 человек) и 7 семинарах (55 человек). На территории г. Югорска и г. Советский обучено 223 человека: на 13 КПК (173 человека) и на 2 семинарах (50 человек). Вне территории г. Югорска и г. Советский обучено 7 человек: на 2 КПК (2 человека) и на 5 семинарах (5 человек).

На муниципальном уровне обучилось 53 человека: на 6 КПК (7 человек) и на 6 семинарах (46 человек). На территории г. Югорска и г. Советский обучено 39 человек на 1 семинаре. Вне территории г. Югорска и г. Советский обучено 14 человек: на 6 КПК (7 человек) и на 5 семинарах (7 человек).

Всего на региональном и муниципальном уровне было обучено 283 педагогических и руководящих работников (239 человека обучено, так как некоторые педагогические работники обучались 2 и более раз), прошло 34 курсовых мероприятия: 21 КПК и 13 семинаров. На территории г. Югорска и г. Советский обучено 262 человека: на 13 КПК (173 человека) и на 3 семинарах (89 человек). Вне территории г. Югорска и г. Советский обучен 21 человек: на 8 КПК (9 человека) и на 10 семинарах (12 человек).

^ При организации КПК и семинаров были выявлены следующие проблемы:

- из-за отсутствия финансирования часто переносятся планируемые курсовые мероприятия предлагаемые АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»;

- комплектование групп слушателей должно быть не менее 25 человек, и вследствие этого, отсутствие возможности провести предметные КПК, например, учителей физики в нашем городе 12 человек;

- большое количество семинаров и КПК, проводимых в одно время, педагоги не успевают реализовать учебную программу в ОУ;

- в г. Югорске большой процент воспитателей (92 человека), 19 преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей, 12 учителей начальных классов, 12 учителей математики, 10 учителей иностранного языка, 9 учителей русского языка и литературы, 6 учителей истории и обществознания, которые не повышали свою квалификацию 5 и более 5 лет.

Действия:

- Включить в заявку АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» курсы повышение квалификации для воспитателей в детских садах и группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста, преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей, учителей начальных классов, учителей математики, учителей иностранного языка, учителей русского языка и литературы, учителей истории и обществознания.


Установление динамики обеспеченности КПК педагогических и руководящих работников ОУ города

в сравнении с 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебным годами

В 2007-2008 учебном году на 38 КПК и 25 семинарах (итого 63 курсовых мероприятий), обучено 600 человек (385 человек = 50% обучено, так как некоторые педагогические работники обучались 2 и более раз) педагогических и руководящих работников ОУ.

В 2008-2009 учебном году на 40 КПК и 9 семинарах (итого 49 курсовых мероприятий), обучено 593человека (397 человек = 50% обучено, так как некоторые педагогические работники обучались 2 и более раз) педагогических и руководящих работника.

В 2009-2010 учебном году на 34 курсовых мероприятиях (21 КПК и 13 семинарах), обучено 283 (239 человека обучено = 30%, так как некоторые педагогические работники обучались 2 и более раз) педагогических и руководящих работника. Процент количества обученных педагогических работников в 2009-2010 учебном году снизился потому, что часто переносились планируемые КПК, предлагаемые АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», из-за отсутствия финансирования. При этом, в предыдущие годы основной акцент делался на обучение ИКТ учителей школ, а в 2009-2010 учебном году на обучение ИКТ педагогических работников дошкольного и дополнительного образования детей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году создан межшкольный методический центр (в настоящее время МБУ «Городской методический центр»), одна из главных задач которого – обучение педагогических работников на курсах по информационно – коммуникационным технологиям. Современная модель образования предъявляет все новые и новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений, поэтому повышение квалификации носит не эпизодический характер (один раз в пять лет), а постоянный.



По представленной выше диаграмме мы наблюдаем не стабильную динамику уменьшения количества выездных курсов, и увеличение курсовых мероприятий проводимых на территории городов Югорск и Советский. В связи с экономическим кризисом в стране, проводилось меньше курсов повышения квалификации, сократилось число обученных, в том числе и за счет средств образовательных учреждений. На территории г. Югорска и г.Советский проводится меньше курсовых мероприятий, чем в прошлые годы. Причиной этому отсутствие финансирования, из-за чего часто переносились курсы АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования».



По представленной выше диаграмме видно, что идет тенденция к увеличению количества обученных педагогических работников дополнительного образования детей и сотрудников МБУ «городской методический центр». Динамика числа обученных сотрудников дошкольных образовательных учреждений (включая группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста) не стабильна. Наблюдается тенденция к снижению числа обученных педагогических работников школ (не включая группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста).



Лидером среди школ (включая группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста) в этом году по числу учителей, прошедших курсовые мероприятия, является МБОУ «СОШ №2» (51 чел.): количество обученных в 2,5 и более раз выше, чем в других общеобразовательных учреждениях. На II позиции – МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» (21 чел.) и замыкает тройку лидеров МБОУ «СОШ №6» (17 чел.). В целом, обучено 23% педагогических работников школ, 25% педагогических работников групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста. В школах учителя-предметники нуждаются в повышении квалификации, так как не проходили обучении 5 и более 5 лет: 12 учителей математики, 10 учителей иностранного языка, 9 учителей русского языка и литературы, 6 учителей истории и обществознания.




Пять дошкольных образовательных учреждения на основании постановления администрации города Югорска в 2010 году стали муниципальными автономными учреждениями. В настоящее время сеть дошкольных учреждений состоит из: 4 – дошкольных образовательных учреждений; 6 – групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста при общеобразовательных учреждениях. Количество работников дошкольных образовательных учреждений, обученных на КПК, в этом году на среднем уровне. Лидирующие позиции в проценте обученных педагогических работников на курсовых мероприятиях занимают МБДОУ «Детский сад «Радуга» и «Белоснежка» (МБОУ «СОШ №2»). Заметна динамика роста числа обученных в детских садах «Белоснежка» (МБОУ «СОШ №2»), «Светлячок» (МБОУ «СОШ №6»), «Чебурашка» (МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева») и спад числа обученных в детских садах: «Брусничка» (МБОУ «СОШ №5»), «Гусельки», «Снегурочка», «Радуга», «Якорек» (МБОУ «СОШ №3»). В целом, обучено 26% педагогических работников детских садов. Существует проблема в том, что многие воспитатели (92 человека) не повышали свою квалификацию 5 и более 5 лет.




В предыдущих годах, в городе проходило очень мало КПК и семинаров для педагогов дополнительного образования из-за специфичности их работы. Поэтому большинство работников повышали свой уровень знаний на курсах, организованных для учителей (это педагоги дополнительного образования МБУ ДОД ДЮЦ «Прометей», МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов «Амарант»). ИРО предлагало небольшое количество КПК для данной категории, поэтому педагоги выезжали для повышения квалификации в другие города (Москва, Екатеринбург, Тюмень). В 2009-2010 учебном году количество обученных работников дополнительного образования детей резко возросло. В основном, педагогические работники обучались на КПК по информационно - коммуникационным технологиям. Также они обучались как в г. Югорске, так и в других городах. Наибольшее количество обученных в МБОУ ДОД ДЮЦ «Прометей» (21 человек), МБУ ДОД ДЮСШ «Смена» (14 человек), МБОУ «ДХШ» (13 человек) и МБУ ДОД «ДШИ» (12 человек). Наименьшее количество обученных в МБОУ ДОД СЮН «Амарант» (5 человек). В целом, обучено 65% педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. В сфере дополнительного образования детей не повышали свою квалификацию 5 и более 5 лет достаточно большое количество преподавателей (19 человек).

По представленной ниже диаграмме видна отрицательная динамика числа обученных педагогических работников по ИОС:

По представленной ниже диаграмме видна отрицательная динамика числа обученных педагогических работников по ИОС:

  • в 2008-2009 учебном году по ИОС было обучено на 20% меньше педагогических работников, чем в 2007-2008.

  • в 2009-2010 учебном году обучено на 38% меньше, чем в 2008-2009 учебном году и на 50% меньше, чем в 2007-2008 учебном году. Процент количества обученных педагогических работников в 2009-2010.

Обучение по ИОС в нашем городе в следующие несколько лет вызовет затруднения, так как можно выдать только один сертификат на пять лет. Большинство проводимых КПК используют в сертификате два блока: теоретико-методологический и технологический. Поскольку модель один содержит только эти два блока, то обучение для педагога первой и высшей категории, получившего сертификат 1 модели на 5 лет закончилось. И, следовательно, затруднительно будет набирать группы для обучения на следующих КПК, проводимых по ИОС;



Сравнивая три последних учебных года, динамика повысивших квалификацию педагогов выстраивается таким образом: идет спад числа обученных педагогических работников в школах и детских садах. Это происходит потому, что в предыдущие годы основной акцент делался на обучение ИКТ учителей школ, а в 2009-2010 учебном году на обучение ИКТ педагогических работников дошкольного и дополнительного образования детей.

Значительно возросло количество обученных педагогических работников дополнительного образования детей.

В качестве общей тенденции, имеющей целью приближение курсов к насущным интересам педагогов, можно указать практикоориентированный подход, направленный на отработку слушателями знаний, умений и навыков под руководством преподавателей. Как правило, курс открывается лекционными занятиями, на которых слушателям преподносится основная теоретическая информация, а затем следует достаточное для усвоения её прикладного смысла количество практических занятий, в ходе которых участники опытным путем знакомятся с предметом более детально.

^ Показатели повысивших квалификацию педагогов по годам

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

ДОУ
(включая группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста)


76

32%

109

44%

67


(31 д/с = 28%

и

36 дошк.гр. = 25%)

26%

^ ОУ
(не включая группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста)


277

65%

239

55%

97

23%

ДОП

32

31%

42

40%

65

61%

ГМЦ

-

-

4

-

8




УО

-

-

3

-

2




Проблемы:

- из-за отсутствия финансирования преподавателей часто срываются КПК с преподавателями из АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Новое качество нового учителя, вовлеченного в процесс непрерывного образования, - приоритет и одна из важнейших целей региональной политики обновления общей школы.» (Ковешникова Л.Н.)

Система курсов повышения квалификации на региональном уровне работает с относительной эффективностью. Бюджетные КПК, включая КПК по ИКТ, ИОС, по программе «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на 2008-2012 гг.»:

1. Положительные стороны:

1.1. Материально-техническое обеспечение хорошее. В МБУ «Городской методический центр» 3 аудитории: 1 компьютерный класс, 1 медиалекторий и 1 видеомонтажный кабинет, снабженные современным оборудованием. Это позволяет проводить курсы повышения квалификации и семинары на достаточно высоком уровне с использованием интерактивных технологий, но аудиторий недостаточно, поэтому часть КПК и семинаров приходится проводить на базе школ.

1.2. На высоком уровне проводиться обучение, так как педагогических работников обучают педагоги зарекомендовавших себя с положительной стороны образовательных учреждений профессионального образования, которые делают упор на качестве преподавания и актуальности, полезности материала.

1.3. КПК и семинары проводят преподаватели с учеными степенями и учебными знаниями – доценты, кандидаты педагогических наук из гг. Ханты-Мансийска, Омска. Высокая квалификация научно-педагогических кадров отмечается и результатами анкетирования.

1.4. Содержание образовательных программ было ориентировано на практику. Теоретические блоки подкреплялись практическими с помощью дискуссий, тренингов, деловых игр, рефлексии, групповой и индивидуальной работы и т.п. Грамотное, насыщенное, многостороннее, объемное содержание образовательных программ положительно сказались на качестве обучения, его эффективности, что подтвердилось результатами анкетирования.

1.5. МБУ «Городской методический центр» продолжают совместную работу с ИРО по активному внедрению информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях образования: план по проведению КПК по ИКТ выполнен на 100%. Результаты анкетирования показали, что слушатели курсов отметили высокий уровень организации и проведения курсов: 100% из всей аудитории. Эффективность КПК по ИКТ заметно растет, так как обученные педагоги все активнее применяют презентационные технологии на уроках, используют проектные и интерактивные методы, презентуют свой опыт по использованию ИКТ коллегам на уроках.

1.6. Слушатели курсов, в целом, удовлетворены качеством обучения, проведения КПК.

2. Отрицательные стороны:

2.1. Из-за отсутствия финансирования часто переносятся планируемые КПК предлагаемые АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования». Таким образом, «по бюджету» в г. Югорске и г. Советский за 2009-2010 учебный год из 17 запланированных курсов (КПК и КПК по ИКТ), проведены 14 КПК и 1 семинара.

2.2. Кадровая нестабильность в МБУ «Городской методический центр» (за 2009-2010 учебный год сменился 1 методист по повышению квалификации), что негативно влияет на организацию проведения курсовых мероприятий.

На муниципальном уровне:

1. Положительные стороны:

1.1. Педагогические и руководящие работники образовательной сферы повышали свою квалификацию и в разных городах нашей страны: Москва, Ханты-Мансийск, Нижний Тагил.

1.2. Институтами дополнительного образования взрослых предлагается большое количество разнообразных курсов и семинаров.

2. Отрицательные стороны:

2.1. В 2009-2010 учебном году значительно снизился процент обученных педагогических работников за счет средств бюджета города из-за недостатка средств.


Выводы

  1. МБУ «Городской методический центр» ведёт целенаправленную работу по повышению квалификации руководящих и педагогических работников ОУ города.

  2. Эффективность повышения квалификации педагогических работников хорошая, положительных (хорошее материально-техническое обеспечение, высокий профессиональный уровень преподавателей, квалификации научно-педагогических кадров и образовательных учреждений, грамотное содержание образовательных программ, удовлетворенность слушателей курсов качеством обучения, проведения КПК), но есть и недостатки (процент обученных педагогических работников снижен, тенденция к спаду, отрицательная динамика, кадровая нестабильность МБУ «Городской методический центр)

  3. Основные направления повышения квалификации в 2009-2010 учебном году: теоретические основы и методика преподавания дисциплин в образовательных учреждениях, новые технологии в образовании, психолого-педагогическое обеспечение образовательных и социальный процессов, и др.

  4. Последствия кризиса значительно повлияли на количество обученных педагогических работников, так как из-за отсутствия финансирования часто переносятся планируемые КПК, предлагаемые АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования».

  5. В 2009-2010 учебном году значительно снизился процент обученных педагогических работников за счет средств бюджета города из-за недостатка средств.

  6. ^ На региональном уровне обучились 230 человек: на 15 КПК (175 человек) и 7 семинарах (55 человек). На территории г. Югорска и г. Советский обучено 223 человека: на 13 КПК (173 человека) и на 2 семинарах (50 человек). Вне территории г. Югорска и г. Советский обучено 7 человек: на 2 КПК (2 человека) и на 5 семинарах (5 человек).

  7. ^ На муниципальном уровне обучилось 53 человека: на 6 КПК (7 человек) и на 6 семинарах (46 человек). На территории г. Югорска и г. Советский обучено 39 человек на 1 семинаре. Вне территории г. Югорска и г. Советский обучено 14 человек: на 6 КПК (7 человек) и на 5 семинарах (7 человек).

  8. ^ Всего на региональном и муниципальном уровне было обучено 283 педагогических и руководящих работников (239 человека обучено, так как 19 педагогических работников обучались 2 и более раз), прошло 34 курсовых мероприятия: 21 КПК и 13 семинаров. На территории г. Югорска и г. Советский обучено 262 человека: на 13 КПК (173 человека) и на 3 семинарах (89 человек). Вне территории г. Югорска и г. Советский обучен 21 человек: на 8 КПК (9 человека) и на 10 семинарах (12 человек).

  9. Вне территории обучение проходило в следующих городах: Москва, Ханты-Мансийск, Нижний Тагил, Сургут, Урай.

  10. За 2009-2010 учебный год обучено 30 человек по ^ ИОС (модель 3- 28 шт.) на КПК «Управление ОУ в условиях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы» для директоров, заместителей директоров, резерва руководителей 04-12 декабря 2009г. Уже вызывает затруднения обучение по ИОС, т.к. модель 1 содержит только 2 блока: теоретико-методологический и технологический, а большая часть предлагаемых курсов рассчитана на 2 блока, т.е. педагоги, отучившись по ИОС модели 1, могут обучаться в дальнейшем только через 5 лет. В будущем году мы сможем набрать учебную группу воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов.

  11. В этом году реализованы заявки на курсовую подготовку:

    • директоров;

    • заместителей директоров и заведующих;

    • учителей-предметников (не по предмету);

    • учителей начальных классов (частично)

    • воспитателей (частично)

    • педагогов-психологов;

    • методистов.

Были обучены сотрудники Управления образования (2 человека: заместитель начальника УО по функционированию и развитию и начальник отдела нормирования и финансового обеспечения) и сотрудники «Городского методического центра» (8 человек).

Проблемы:

- из-за отсутствия финансирования часто переносятся планируемые КПК предлагаемые АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»;

- комплектование групп слушателей должно быть не менее 25 человек, и вследствие этого, отсутствие возможности провести предметные КПК, например, учителей физики в нашем городе 12 человек;

- в следующие несколько лет затруднительно будет набирать группы для обучения на следующих КПК, проводимых по ИОС, так как можно выдать только один сертификат на пять лет.


^ Информация о категориях педагогических и руководящих работников ОУ,

прошедших КПК в 2009-2010 учебном году

п/п

Категории слушателей


Количество слушателей




Воспитатель

58



Директор ОУ

10



Директор «ГМЦ»

1



Заведующая

1



Заведующий хозяйством

1



Заведующий методическим кабинетом

1



Заведующий отделом биологии

1



Заведующий отделом культурологического направления

1



Заведующая фортепианным отделением

1



Заведующая хоровым отделением

1



Заместитель директора

21



Заместитель заведующей

3



Заместитель начальника УО по функционированию и развитию

1



Инструктор по ФИЗО

2



Инструктор-методист

1



Методист ОУ

1



Методист «ГМЦ»

2



Музыкальный руководитель

1



Начальник отдела нормирования и финансового обеспечения УО

1



Педагог дополнительного образования

20



Педагог-организатор

2



Педагог-психолог

8



Преподаватель

13



Старший воспитатель

2



Старший методист

1



Старший тренер-преподаватель

4



Тренер-преподаватель

6



Учитель географии

1



Учитель ИЗО и МХК

1



Учитель иностранного языка

6



Учитель информатики

2



Учитель истории и обществознания

2



Учитель математики

8



Учитель начальных классов

23



Учитель русского языка и литературы

7



Учитель физики

1



Учитель физической культуры

2



Учитель химии

1



Учитель-логопед

4



Учитель трудового обучения

5

ИТОГО:

228