microbik.ru
1

Батюченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов,

ГОУ СОШ № 327

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка

Целый мир – начальная школа


Начальная школа – это целый мир! Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем.

Этот возраст является возрастом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Потому очень важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.

Именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных процессов. Данный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Чтобы эти преобразования были наиболее эффективно развиты и явились фундаментом, обеспечивающим полноценное развитие на следующем возрастном этапе, необходимо целенаправленное развитие познавательных процессов у детей.

Как же помочь ребенку – первокласснику освоиться в новом для него мире, которым является начальная школа?

Как учителю удержать интерес к учебе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни?
^

Игра как сфера деятельности


В решении этих и других вопросов большое значение имеет внеклассная (воспитательная) работа. Она занимает важное место в жизни младшего школьника, и одно из её приоритетных направлений – это игра.

Сегодня все устали быть зрителями – хочется активно участвовать в процессе, и игра в полной мере реализует эту потребность. Кроме того, игра – хороший тренер, она учит принимать решения, и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своём; достойно выигрывать и достойно проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей. Именно в игре ребенку легче всего проявить свои способности и творческую активность.

Игры меняют и ребят, и учителей, позволяют пересмотреть традиционные формы проведения уроков, внеклассной работы. Несмотря на то, что с приходом ребенка в школу, ведущим видом деятельности становится – учебная, именно игра позволяет раскрыть те способности, которые подчас невозможно разглядеть в учебном процессе, через традиционный урок. Именно игра помогает преодолеть барьер в сотрудничестве между учителем – родителем – ребенком. Не секрет, что родителей можно разделить на две группы: те, которые активно участвуют в жизни школы, класса, и те, которые пассивно наблюдают за школьной жизнью своего ребенка. Игра помогает стереть эту границу, заражая родителей, включая их в водоворот событий.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка, которая обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности, чрез труд, познание. Игра предполагает огромное разнообразие правил, методик, форм. А ведь именно разнообразие – непременное условие прогресса.

Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта.

У нас в образование долгое время упор делается на приобретение знаний, на их накоплении. Оказалось, это не совсем то, что сегодня требуется. Но очень хочется привести слова хорошо известного всем Конфуции:

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Прочитав эти слова, зададим вопрос: «Каким образом объединить лучшие традиции нашей школы, которые уже подчас для современных детей утратили свою актуальность и внести что-то новое, то, что будет гармонично существовать и дополнять».

Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1 – 4 классах, должны оставаться в памяти человека, как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека.

Понимая и осознавая всё это, предо мною возникает риторический вопрос: «А как быть дальше?»
^

Длительная ролевая игра «Школоград. Улица Почемучек»


Именно на этом жизненном этапе и возникла идея создания длительной ролевой игры под названием: «Город Школоград. Улица Почемучек».

Многим хорошо понятно, почему это город называется Школоградом, но не многие понимают, почему такое название получила улица. А ответ на этот вопрос достаточно прост.

Процесс становления личности нельзя представить как воздействие учителя и воспитателя на школьника. Важно самому ученику встать в позицию активного создателя собственной личности.

Если с детства не привыкнуть преодолевать скуку и лень, то потом возникнет множество других проблем. А главное – детям младшего школьного возраста на самом деле пока еще интересно все! Познающий человек – человек вопрошающий. Хорошо известно, что весь период дошкольного детства окрашен удивительной любознательностью ребенка, его творческим отношением к окружающему миру. С приходом же в школу всё меняется – дети перестают спрашивать. Почему так происходит? И что можно сделать для того, чтобы помочь младшему школьнику развить свои исследовательские возможности? Как сохранить высокий уровень активности детей при постановке вопросов?

Любое явление может возникнуть только в соответствующих условиях. Одно из условий возникновения вопроса – проблемная ситуация. Именно отсюда и возникло название нашей улицы, ведь наша длительная ролевая игра и направлена на создание проблемных ситуаций, которые помогут ребенку стать социально- активной личностью.

Главная цель, которую мы поставили перед собой при создании этой игры – развитие самых разнообразных способностей ребенка приемами и средствами, адекватными деятельности детских организаций и объединений, основанными на лучших школьных традициях.

С целью мы разобрались, а какие же задачи мы поставили перед собой при создании этой игры.

Задачи игры:

  • привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей, работников внешкольных учреждений;

  • создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

  • развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка;

  • воспитание здорового образа жизни;

  • формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правил поведения;

  • создание условий для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нем;

  • воспитание личной ответственности за порученное дело;

  • совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;

  • развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования "культуры чувств";

  • выявление новых инициатив, идей;

  • привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

Решая в процессе игры, поставленные нами задачи, мы стремимся сформировать познавательные интересы учащихся, выявить и развить их индивидуальные творческие задатки и способности.

Что же представляет собой длительная ролевая игра "Школоград. Улица Почемучек". Это игра, которая носит обучающий и развивающий характер. Её содержание связано с материалами школьных уроков, с внеклассными мероприятиями, с темами методических объединений учителей школы. В нашу игру включены учащиеся начальной школы, классные руководители, воспитатели ГПД, воспитательная служба школы.

Игровая программа – это система логически вытекающих одно из другого действий (дел): что узнаем? Чему научимся? Какими станем? Подчиненных целям развития творческой личности; приобщение детей к жизненно необходимым знаниям; созданием необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.

Наша игра – это сфера сотрудничества, сотворчества и содружества детей и взрослых в школе и дома.

Предлагаемый и разработанный нами проект игры рассчитан на 4 учебных года.
^

Законы игры


Как я уже упоминала ранее, все наши дети проживают в городе Школоград на улице Почемучек. Жителями нашего города и нашей улицы становятся все желающие, если они готовы выполнять и соблюдать правила нашей игры, а самое главное – законы нашей улицы Почемучек. Творческим коллективом взрослых и детей были разработаны данные законы:

  • Старайся делать добро.

  • Бойся обидеть человека.

  • Люби и прощай людей.

  • Познай мир и себя.

  • Стремись найти свою цель в жизни.

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.

  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое.

На нашей улице Почемучек расположено 10 домиков (количество классов в начальной школе). Чтобы занять свой заветный домик на улице Почемучек, нужно достойно пройти все испытания. А ведь эти испытания начинаются еще до поступления детей в 1-ый класс. Наши будущие ученики приходят к нам в школу на экскурсию, где и происходит их первое знакомство с нашим городом и улицей. А чтобы малыши не забыли нашего адреса и смогли нас легко найти, мы им дарим на память визитную карточку нашего города. И поверьте мне, кто уже познакомился с нашей улицей, тот хочет снова сюда возвратиться.

Каждый год, на нашей улице появляются новые домики, и происходит это на празднике, в честь приема наших первоклассников в жителей города Школоград улицы Почемучек.

Наша игра объединила всю начальную школу, она вовлекла нас в интересный, разнообразный водоворот событий.

Не зря девиз Почемучек звучит следующим образом:

«То, что мы сегодня здесь

Всему виною интерес!»

Да девиз и законы у нас общие для всех жителей, но каждый домик- класс имеет свою индивидуальность, свою изюминку. В каждом классе, как правило, формируется 3-4 команды, в зависимости от количества учеников в классе. И вот здесь проявляется все детское творчество, а самое главное свобода выбора и умение договориться с каждым из участников команды. Каждая команда выбирает командира (ведомого), девиз, название, эмблему. Ни для кого не секрет, что наши дети являются главными моторчиками жизнедеятельности школы. Именно их любознательность и заставила нас не сидеть на одном месте, а именно в нашем городе и на нашей улице, а отправиться в увлекательное путешествие с нашими Почемучками. В любом деле необходима поддержка, помощь друзей.
^

Друзья почемучек


Вот и для наших жителей мы нашли таких друзей, которые постараются на протяжении четырех лет их оберегать, сопровождать их, помогать им, защищать их, а самое главное – понимать их.

Каждый из героев имеет свое направление и свой девиз:

  • Тигрёнок – "Познаем мир".

"Мы стремимся мир познать,

В разных странах побывать".

  • Щенок – "В здоровом теле - здоровый дух"

"Чистота, порядок и уют

Твоё здоровье сберегут".

  • Пчёлка – "Каждое дело с пользой"

"Дело с пользой выполняй,

Класс свой дружно убирай".

  • Чудик – "Дарить другим радость"

"На переменах не скучай,

В игры с нами поиграй".
^

Игра-путешествие в творчество


Каждый год наши Почемучки совершают увлекательное путешествие. Куда же отправляются путешествовать наши дети? Это зависит от того, с чем хотят познакомиться участники путешествия, чему хотят поучиться. Игра- путешествие включает в себя самые разнообразные маршруты, остановки и т.д. Прежде, чем составить маршруты для наших будущих путешественников, мы провели огромную исследовательскую работу, направленную на выявление самых популярных среди детей маршрутов. Мы очень подробно изучили все интересы и пожелания детей. После того, как была проведена данная подготовительная работа и возникла на нашем горизонте четыре основных маршрута путешествия. Эти четыре увлекательных путешествия включают в себя:

  • конкурсы;

  • игры;

  • праздники;

  • встречи;

  • соревнования;

  • акции;

  • турниры;

В начале каждого учебного года проходит презентация маршрута путешествия, где каждому классу вручается маршрутный лист. В этом маршрутном листе изложено содержание и формы проведения каждого мероприятия по данному маршруту, указаны все остановки. Все результаты путешествия фиксируются в дневнике, который называется "Лесенка успеха". Именно этот дневник позволяет наблюдать изменения, происходящие в каждом участнике игры (достижения, рекорды, победы и т.д.) каждый этап игры оценивается специально организованным жюри. В конце месяца подводятся итоги по записям в дневниках "Лесенка успеха" и определяются победители, которые получают индивидуальные и командные призы.

Как я уже упоминала ранее, с учетом интересов и пожелания детей были разработаны четыре маршрута-путешествия:

  1. маршрут – "Морское путешествие Почемучек".

  2. маршрут – "Путешествие Почемучек за сокровищами Земли".

  3. маршрут – "Космическое путешествие Почемучек".

  4. маршрут – "Кругосветное путешествие Почемучек".

Получая маршрутные листы Почемучки знакомятся с остановками, которые они вынуждены совершить во время своего путешествия. Каждый год, т.е. во время каждого нового путешествия названия остановок остаются неизменными, меняется форма, содержание, мероприятия и усложняется содержание заданий.

Сентябрь – "Знайка".

Октябрь – "Листопад".

Ноябрь – "Перекрёсток".

Декабрь – "Самоделкин".

Январь – "Цифирия".

Февраль – "Здоровье".

Март – "АБВГДейка".

Апрель – "Буквоежка".

Май – "Игротека".

Каждый учитель индивидуально подходит к подборке и разработке мероприятий для своего класса на каждой из остановок. Но существует определённое количество мероприятий и праздников, которые проводятся для всех детей начальной школы.

Предложенный и апробированный проект длительной ролевой игры "Школоград. Улица Почемучек" позволил нам организовать в школе такую внеурочную учебно-воспитательную работу, которая очень удачно и эффективно дополняет учебный процесс, создавая тем самым у ребенка целостную картину мира и влияя на его успехи.

В процессе создания и реализации данного проекта нами были заложены предполагаемые результаты:

^ Для ребенка:

  • раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и друзей;

  • наличие условий для самоутверждения, самореализации.

Для родителей:

  • новые средства общения с ребенком, возможность лучше его узнать как "самостоятельного человека", "творческую личность".

Для учителя:

  • использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурс;

  • диагностика, стимулирование детей младшего школьного возраста к познанию духовного мира;

  • помощь в общении друг с другом;

  • развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников;

  • увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником;

  • выбор и участие в делах детских организаций и объединений.

В конце каждого учебного года проводится анкетирование младших школьников как один из методов исследования, который позволяет изучить мнение детей и на этой основе усовершенствовать данный проект.

На современном этапе главной задачей является привитие детям любви к прекрасному, развитие в младших школьниках таких качеств, как доброта, чувство товарищества и благородство. Поэтому, поднимаясь вместе с детьми по нашей «Лесенке успеха», мы хотим видеть в своих учениках добрых и отзывчивых людей, как в этом стихотворении.


В солнце, дождик или снег

В город входит человек.

Он идёт себе вприпрыжку,

Входит в скверы и дворы,

Он девчонкам, он мальчишкам

Дарит красные шары.

У него в руках треножник,

У него в руках мольберт,

Говорят, что он художник,

Говорят, что он поэт.

Он идет такой похожий…

На кого же? Не пойму.

Улыбнется, и прохожий

Улыбается ему.

С нами в «классики» он скачет,

Знает сказки наизусть.

Если кто-то где-то плачет,

Позабыть поможет грусть.

Он несёт с собою ветки

Вместе с птицами в руках,

Он несет с собою ветры,

Те, что пели в парусах.

Босоногим капитанам

Он подарит ленты рек.

До чего же он талантлив –

Этот добрый человек!

И по всем, по всем приметам,

Если сбудутся мечты

Вот таким же человеком,

Умным, добрым человеком,

Подрастешь и станешь