microbik.ru
1

Игровые технологии в воспитательном процессе


Учёных и педагогов не случайно интересует феномен игры. Сегодня наиболее перспективными в педагогической деятельности являются игровые технологии. Образование как процесс обучения и воспитания немыслим без элементов игры: в игровой деятельности происходит формирование личности ребенка. Проведя ряд экспериментов, ученые утверждают, что участники учебной деятельности (ученики, студенты) усваивают до 10% информации, которую слышат, до 50% - которую видят, до 80-90% - с которой работают. Игра пронизывает сферу деятельности не только детей, но и взрослых. Так что к игре в воспитательном процессе стоит относиться как к делу весьма серьёзному.

Направленность действий любого учителя определяется его стремлением и жизненной необходимостью повысить уровень мотивации учения школьников - от отрицательного и нейтрального к положительному, ответственному, действенному. И в этом процессе наряду с общими приемами деятельности: разъяснение значимости учения, раскрытие перспектив дальнейшей жизни, умелое применение поощрения и наказания, включение в процесс обучения дискуссии, важное место занимают игровые технологии.
Они объединяют в себе как эмоциональные (ситуация успеха ребенка, занимательность преподнесения материала, соревновательные моменты), так и проблемно-поисковые (постановка в ситуацию выбора, самоанализ, нестандартность предлагаемых в игре заданий, постепенное повышение их трудности) стимулы. Подбирая соответствующие учебным и воспитательным целям игровые формы, наблюдая и корректируя поведение ребенка в ходе игры, учитель получает действенный способ диагностики и формирования мотивации учения.
Благодаря использованию игровых технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности педагог добивается:
- Творческого осмысления материала;
- Тщательного закрепления знаний;
- Сплочения детского коллектива путем выработки навыков совместной работы в игровой команде;
- Повышения инициативности и самостоятельности;
- Формирования ценностных ориентаций.


Досуговые формы работы с детьми – это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Спортивные и туристические игры нашли широкое применение в работе нашей школы. Все классы ежегодно, и даже несколько раз в течение года принимают участие в подобных спортивно-соревновательных играх.

Также активно в школе используются интеллектуальные игры, например интеллектуальные марафоны как по отдельным предметам школьной программы, так и межпредметные. Подобные марафоны помогают разжечь познавательный интерес учащихся и здоровую соревновательность между ребятами.

А вот в организации и применении игровых технологий в воспитании школьников самими классными воспитателями, на мой взгляд, есть определённые проблемы. Они, к сожалению, не находят такого широкого применения, как могли бы и хотелось бы. На это есть ряд обьективных причин:

- недостаток времени не позволяет педагогу самостоятельно разрабатывать собственные игровые формы

- недостаток у педагога средств для изготовления дидактического материала в значительной мере затрудняет использование подобных технологий. В первую очередь это касается экономических и ролевых игр, требующих длительной подготовки реквизита, а также правовых форм, где необходим специфический подбор рабочего материала

- с прекращением работы Всесоюзной пионерской организации незаметно остался в прошлом опыт работы вожатых, традиционно отвечавших за содержательный досуг детей. Как результат, нынешние выпускники педагогических учебных заведений не владеют в должной мере методиками организации коллективно-творческой деятельности и игровыми технологиями;

В связи с этим логичным прозвучит такое предложение как организация работы ^ Библиотеки игры и игрушки, методического игрового кабинета. Результатом подобной работы явился отбор из всего многообразия игровых методик более узкого круга форм, которые сочетают в должной пропорции ценимую школьниками увлекательность с учебной и воспитательной направленностью, требуемой педагогами, а также реальный шанс встретиться с родителями, которые имели возможность поиграть в игры, затрагивающие проблемы воспитания в ребенке чувства справедливости и умения отстаивать свои права, обсудить эти проблемы и найти пути их решения.
Библиотека игры и игрушки могла бы включать в себя:
- Собрание печатных изданий: авторских методических пособий, энциклопедий игр, сборников вопросов к интеллектуальным играм, периодических изданий , разнообразную литературу по играм, забавам и развлечениям;
- Видеотеку, где будут представлены телевизионные передачи (в качестве примеров игровых форм), обучающие видеокурсы – в особенности по играм на знакомство, играм с залом, подвижным и народным играм, записи учебных занятий, фильмы о проведенных сюжетных многодневных играх;
- пункт проката дидактических материалов для проведения игровых форм на уроках и на внеклассных делах, развивающих, настольных, компьютерных игр и коллекцию редких, исчезающих (народных и самобытных) игрушек;
- пункт проката видеокассет с записью экранизаций классических произведений, в том числе и включенных в школьную программу по литературе, и документальных фильмов по курсам истории, культурологии и др
- методические разработки лучших классных часов и мероприятий, включающих игровые формы воспитательной работы


После открытия Библиотеки игры и игрушки
1. Школьники могут получить в пункте проката видеотеки фильмы - экранизации классических произведений и учебные видеокурсы, обучающие игры и т.п.
2. Молодые родители смогут получить консультации по развивающим играм, по организации семейного досуга.
3. Малообеспеченные семьи смогут воспользоваться пунктом проката игр и игрушек, которые невозможно приобрести из средств семейного бюджета.
4. Родители, имеющие домашние персональные компьютеры, смогут воспользоваться пунктом проката обучающих компьютерных игр.

В качестве примера игры, воспитывающей нравственные качества учащихся, хочется привести методическую разработку технологии подготовки и проведения ролевой игры «Суд над...»

РОЛЕВАЯ ИГРА - вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человече­скими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь подростков и старшеклассников в серьезный нравственный анализ и само­анализ, оценку и самооценку.

Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой ролевой игры. В любом случае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.

РОЛИ:

«судья» - ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;

«секретарь» - записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;

«обвиняемый» - явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;

«прокурор» («обвинитель») - выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д.;

«адвокат» («защитник») - находит факты, аргументы, оправды­вающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.;

«свидетели обвинения»;

«свидетели защиты»;

«присяжные заседатели» (все остальные учащиеся класса).

^ Технологическая цепочка ролевой игры «Суд» :


В зале, где расставлены столы в соответствии  с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре зала), «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обви­няемый» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.

«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все присутствующие встают.)

Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению ... (какого-либо явления,
 вина которого против нравственности или че­ловечества будет обосновываться в ходе судебного заседания). Судья предоставляет  слово «обвинителю». После короткой речи (5 мин.) «прокурора» «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям обвинения». Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его  факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может  также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде, «присяжными заседателями». Каждый
 из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за»
 и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение боль­шинства «присяжных заседателей»
.

• Подготовительная работа.

1. Каждый учащийся на отдельной карточке записывает то явление в нашей жизни или качество, которое, по его мнению, неоднозначно оценивается им и его одноклассниками и друзьями. Затем из общего набора проблем инициативная группа выбирает наиболее  часто встречающуюся на карточках. Это явление становится «обвиняемым». Так, можно «судить» равнодушие, цинизм, наркоманию, проституцию, лень, прагматизм и т.д. и т.п. Наступает этап распределения ролей, которое можно осуществить по желанию, можно по жребию (на карточках будут перечислены все роли, каждый будет играть роль, которая выпала ему по жребию). Ролевая игра-импровизация успешно проходит в старших классах, где дети имеют опыт ролевого взаимодействия.

2-й вариант проведения ролевой игры имеет длительный (4-5 дней) подготовительный этап после выбора проблемы и распределения ролей. В этом случае все участники могут подобрать факты, используя дополнительные источники (художественную литературу, публикации в периодической печати, опрос ровесников или людей старшего поколе­ния). В этом случае ролевая игра будет более аргументированной и серь­езной, а значит будет оказывать и более глубокое влияние на ее участни­ков.

3-й вариант - ролевая игра «Суд» базируется  на литературном произведении, когда учащиеся изучили произведение, но различные  мнения о характерах литературных героев,
 их поступках волнуют подростков. Нравственный анализ и оценка жизни литературных персонажей -эффективное средство развития нравственного самоанализа и самооценки подростков.


Пример разработки игры «Суд над наркоманией»
• Подготовительная работа:

1. Распределение ролей.

Роль «обвиняемой наркомании» лучше дать учащемуся, который склонен к исследовательской деятельности. Он должен найти информа­цию в медицинской или справочной литературе, характеризующую эту страшную болезнь, периоды ее протекания.

«Свидетели обвинения» - это роли погибших от наркотиков звезд музыкального и кинобизнеса. «Свидетели защиты» - роли людей, чьи отзывы об использовании наркотиков положительны, но все они знают страшные последствия использования наркотиков.

Все остальные роли определяются по желанию в соответствии с ролевой игрой «Суд».

2. Классный руководитель помогает учащимся в подготовке ролей. Же­лательно к поиску информации по проблеме привлечь родителей подро­стков. Убедительный материал для подготовки ролевой игры дает газета «Комсомольская правда» за 1998 год в статьях из раздела «Акция «Слезь с иглы!»

«Свидетели обвинения» - учащиеся, выбравшие роли «врач-нарколог» и «мать пострадавшей девочки», могут использовать факты из публикаций в «Комсомольской правде»

Например:

«Врач-нарколог» приводит примеры опасного использования нар­котика «Буратино»: «Привыкание происходит в течение 1-3 месяцев. По­следствия: острая передозировка вызывает угнетение дыхания и кому, поэтому может привести к смерти. Постоянное употребление наркотика приводит к специфическому повреждению головного мозга (энцефалопатии), которое клинически сходно с эпилепсией, поражению сердечно­сосудистой системы. У наркоманов возможны даже инфаркты миокарда в юном возрасте. Есть данные, что количество самоубийств по «Буратино» превышает среднестатистическое в 60-80 раз!»

«Мать пострадавшей девочки» рассказывает: «Беда пришла в нашу семью незаметно. Моя старшая дочь Олечка была тихим домашним ре­бенком, хорошо училась, любила музыку. Но потом девочку как будто подменили, она стала странной, чужой, отдалилась от меня, перестала замечать маленького брата. В доме стали пропадать деньги, вещи. Я му-чалась подозрениями, стала даже следить за мужем, старалась быть в прихожей, когда приходили друзья сынишки, не верила, что это может делать моя дочь. А потом она стала исчезать на день-другой, на неделю. Я все поняла. Стала умолять Олечку лечиться, но она то смеялась, то молча отворачивалась от меня. Почти насильно я увезла дочь лечиться».

«Свидетель обвинения» - учащийся, выбравший роль «искусство­веда», может привести факты из газеты «Комсомольская правда от 6 но­ября» 1998 года.

«Знаменитости, ставшие жертвами пагубной страсти: Мэрилин Монро - актриса умерла от передозировки наркотиков; Курт Кобейн -лидер группы «Нирвана» - покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу наркотиков; Джим Моррисон - основатель и вокалист группы DOORS - умер в ванной гостиничного номера в Париже от пере­дозировки наркотиков; Джимми Хендрикс - супергитарист - скончался после принятия большой дозы наркотиков в Лондоне; Элвис Пресли -наиболее вероятная причина смерти - пристрастие к наркотикам; Алек­сандр Башлачев - рок-бард - выбросился из окна, Анатолий Крупнов-основатель группы «Черный обелиск» - умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина».

Учащийся в роли Егора Радова (сын известной поэтессы Риммы Казаковой), писателя, может использовать материалы публикации, где бывший наркоман рассказывает о том, как наркотики разрушили его се­мью: «Учась в литинституте, написал первый роман... Работал под влия­нием марихуаны... Я перепробовал большинство наркотиков... И только теперь осознал, насколько это опасно. Все, кто пробовал наркотики, за­платили за свои увлечения личной жизнью и психикой. Я достаточно за это поплатился. В июле этого года моя жена самоубилась. Наташа выбросилась из окна. Мы ведь употребляли наркотики вместе. Потом рас­стались, хотя у нас была безумная любовь, Я попытался завязать. А она не выдержала...» (См.: «Комсомольскую правду» От 6 ноября С.8 1998 года.)

«Свидетель обвинения» - Юлия С. пишет в «Комсомольскую правду» от 4 декабря 1998 года: «Мне 21 год, я москвичка и студентка престижного американского университета. А еще я - наркоманка. Как начала колоться? По глупости и из-за упрямства. Решила доказать, что начну употреблять наркотики и ничего со мной не будет, не будет ника­кой наркотической зависимости. С тех пор прошло два года. Увы. Кай-фуешь от наркотиков недолго - потом только маешься, живешь одной мыслью: уколоться, уколоться, снять ломку, снять эту нескончаемую боль...Если нет, то начинаешь думать, где взять. Вся жизнь крутится во­круг этого. Сейчас я в Бишкеке, в центре доктора Назаралиева. Я пони­маю свою проблему и понимаю, что она будет со мной всегда. Клянусь, я постараюсь порвать с прошлым. Постараюсь не превратиться в серую массу. Когда-нибудь у меня будут дети, и я не хочу, чтобы они были за­ложниками моей болезни, страдали и мучались из-за глупости и слабости их матери... Всем своим знакомым, которые стали рабами героина, хочу сказать: кайф этот, которому вы сегодня поклоняетесь, - мимолетный и неуловимый словно призрак, а болезнь впереди длинная. Все наркоманы говорят, что хотят спрыгнуть с иглы, но порочный круг разрывать при­дется каждому в отдельности. Нужно вылезать из этого болота. Наркоман не знает жизни. Он не способен воспринимать прекрасное. Он живет от укола до укола. Я только сейчас стала прозревать, какая классная штука -жизнь. И я хочу призвать других задуматься о жизни: ее слишком мало, чтобы разменивать на героин, на дозы и уколы».