microbik.ru
1

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Базовый уровень

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образова­ния направлено на достижение следующих целей':

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад инфор­матики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовы­вать информационные модели реальных объектов и процес­сов, используя при этом информационные и коммуникаци­онные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и твор­ческих способностей путем освоения и использования мето­дов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этичес­ких и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных техно­логий в индивидуально!i и коллективной учебной и познава­тельной, в том числе проектной деятельности.

1 Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне предполагает поддерж­ку профильных учебных предметов.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

^ Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставлен­ной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представ­ления информации. Двоичное представление информации.

Поиск и систематизация информации. Хранение информа­ции; выбор способа хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и тех­нических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информа­ции человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

^ Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятель­ности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализа­ция задач из различных предметных областей. Структурирова­ние данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирова­ния (на примерах задач различных предметных областей).

^ Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архи­тектуры современных компьютеров. Многообразие операцион­ных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решае­мой задачи.Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах про­фессиональной деятельности.

^ Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление инфор­мации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначе­ние и принципы работы электронных таблиц. Основные спосо­бы представления математических зависимостей между данны­ми. Использование электронных таблиц для обработки число­вых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и техно­логии работы с графикой. Создание и редактирование графи­ческих информационных объектов средствами графических ре­дакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Базы данных. Системы управления базами данных. Созда­ние, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

^ Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поис­ковые информационные системы. Организация поиска инфор­мации. Описание объекта для его последующего поиска. Основы социальной информатики

^ Основные этапы становления информационного общества'. Эти­ческие и правовые нормы информационной деятельности чело­века.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различно­го типа с помощью современных программных средств ин­формационных и коммуникационных технологий;

• назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

• назначение и функции операционных систем; уметь:

• оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

• распознавать и описывать информационные процессы в со­циальных, биологических и технических системах;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирова­ния;

• оценивать достоверность информации, сопоставляя различ­ные источники;

• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

• создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

• наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

• соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного применения информационных образователь­ных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообра­зовании;

• ориентации в информационном пространстве, работы с рас­пространенными автоматизированными информационными системами;

• автоматизации коммуникационной деятельности;

• соблюдения этических и правовых норм при работе с ин­формацией;

• эффективной организации индивидуального информацион­ного пространства.


^ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Профильный уровень

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего обра­зования направлено на достижение следующих целей:

освоение и систематизация знаний, относящихся к математи­ческим объектам информатики; построению описаний объек­тов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютер­ное моделирование; к средствам моделирования; к информа­ционным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

овладение умениями строить математические объекты инфор­матики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить создавать программы на реальном языке программи­рования по их описанию; использовать общепользователь­ские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

развитие алгоритмического мышления, способностей к фор­мализации, элементов системного мышления;

воспитание чувства ответственности за результаты своего тру­да; формирование установки на позитивную социальную де­ятельность в информационном обществе, на недопустимо­сти действий, нарушающих правовые, этические нормы ра­боты с информацией;

приобретение опыта проектной деятельности, создания, ре­дактирования, оформления, сохранения, передачи информа­ционных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, инфор­мационной деятельности в различных сферах, востребован­ных на рынке труда.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

^ Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы

Виды информационных процессов. Процесс передачи инфор­мации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение инфор­мации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графи­ческой, звуковой информации и видеоинформации. Скорость передачи информации. Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств1.

Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компо­нентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.

Модель в деятельности человека. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.как описания. Использование описания (информационной моде­ли) в процессе общения, практической деятельности, исследова­ния.

Математические модели: примеры логических и алгоритми­ческих языков, их использование для описания объектов и про­цессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, инфор­мационных процессов в технических, биологических и соци­альных системах. Использование сред имитационного модели­рования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютер­ного эксперимента в учебной деятельности.

Системы счисления.

Логика и алгоритмы. Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания. Цепочки (конечные пос­ледовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов. Вычислимые функции, полнота формализации поня­тия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диаго­нальное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания. Кодирование с исправлением ошибок. Сортировка.

Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия алго­ритма. Вычислимость. Эквивалентность алгоритмических моде­лей. Построение алгоритмов и практические вычисления.

Язык программирования. Типы данных. Основные конструк­ции языка программирования. Система программирования. Ос­новные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подза­дачи.

^ Информационная деятельность человека

Виды профессиональной информационной деятельности че­ловека используемые инструменты (технические средства и ин­формационные ресурсы). Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образова-

тельной. Информационные ресурсы и каналы государства, об­щества, организации, их структура. Образовательные информа­ционные ресурсы.

Экономика информационной сферы. Стоимостные характе­ристики информационной деятельности.

Информационная этика и право, информационная безопас­ность. Правовые нормы, относящиеся к информации, право­нарушения в информационной сфере, меры их предотвраще­ния.

^ Средства ИКТ

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей. Программ­ная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные систе­мы. Понятие о системном администрировании.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, тех­нологические требования при эксплуатации компьютерного ра­бочего места. Типичные неисправности и трудности в использо­вании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в со­ответствии с целями его использования.

Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области деятельности.

Профилактика оборудования.

^ Технологии создания и обработки текстовой информации

Понятие о настольных издательских системах. Создание ком­пьютерных публикаций.

Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Те­заурусы. Использование систем двуязычного перевода и элект­ронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том чис­ле в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования.

Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления матема­тических объектов.

Использование систем распознавания текстов.^ Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Представление о системах автоматизированного проектиро­вания конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объек­тов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.

Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.

Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирова­ние. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.

Создание презентаций, выполнение учебных творческих ра­бот и конструкторских работ.

Опытные работы в области картографии, использование гео­информационных систем, в исследовании экологических и климати­ческих процессов, городского и сельского хозяйства.

^ Обработка числовой информации

Математическая обработка статистических данных, результа­тов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, со­циальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.

Использование инструментов решения статистических и рас-четно-графических задач. Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.

^ Технологии поиска и хранения информации

Представление о системах управления базами данных, поис­ковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информа-

ционных системах. Компьютерные архивы информации: элект­ронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. При­меры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.

Использование инструментов поисковых систем (формиро­вание запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных об­ластей. Правила цитирования источников информации.

^ Телекоммуникационные технологии

Представления о средствах телекоммуникационных техно­логий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, Интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Исполь­зование средств телекоммуникаций в коллективной деятельнос­ти. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкциони­рованного доступа. Правила подписки на антивирусные про­граммы и их настройка на автоматическую проверку сообще­ний.

Инструменты создания информационных объектов для Ин­тернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

^ Технологии управления, планирования и организации

деятельности

Технологии автоматического автоматизированного управле­ния в учебной среде. Технологии управления, планирования и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Автоматизация контроля их выполне­ния.

Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Ин­струменты создания простых тестов и учета результатов тестирова­ния.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен знать/понимать:

• логическую символику;

• основные конструкции языка программирования в соответ­ствии с задачами курса;

• свойства алгоритма алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алго­ритма;

• виды и свойства информационных моделей реальных объек­тов и процессов, методы и средства компьютерной реализа­ции информационных моделей;

• общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

• назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

• виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания кана­ла со скоростью передачи информации;

• базовые принципы организации и функционирования гло­бальных компьютерных сетей;

• нормы информационной этики и права, информационной бе­зопасности, принципы обеспечения информационной безо­пасности;

• способы и средства обеспечения надежного функционирова­ния средств ИКТ;

уметь:

выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

строить информационные модели объектов, систем и про­цессов, используя для этого типовые средства (язык програм­мирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т. п.); вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделиро­вания реальных процессов;

устранять простейшие неисправности, инструктировать пользо­вателей по базовым принципам использования ИКТ;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, объем памяти, необходимый для хранения ин­формации; скорость передачи и обработки информации;

оперировать информационными объектами, используя име­ющиеся знания о возможностях информационных и комму­никационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно со­здавать простейшие модели в учебных виртуальных лабора­ториях и моделирующих средах;

выполнять требования техники безопасности, гигиены, эрго­номики и ресурсосбережения при работе со средствами ин­форматизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска и отбора информации, в частности, связанной с лич­ными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;

• представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); созда­ния собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

• подготовки и проведения выступления, участия в коллектив­ном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

• личного и коллективного общения с использованием совре­менных программных и аппаратных средств коммуникаций;

• соблюдения требований информационной безопасности, ин­формационной этики и права.