microbik.ru
1


Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

между командами 8-11 классов

на тему «История Древнего мира».


Цели: вспомнить историю, культуру и архитектуру Древнего мира, выявить интеллектуально развитых учащихся, привитие любви и интереса к истории Древнего мира.


Ход игры.

I. Водная часть.

История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и « рассказ о событиях».

Историей называют науку, изучающую, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялось и стала такой, как сейчас.

Жизнь людей не проходит на Земле бесследно, она оставляет «следы».

И мы сегодня с вами заглянем в историю, в историю наших предков и Древнейших стран.

^ II. Основная часть. Интеллектуальная игра.


1.Жизнь людей при первобытнообщинном строе.

1.Вы знаете, что древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища. Но и здесь их жизнь была тяжелой и полной опасностей. Не всегда удавалось найти достаточно пищи. Часто встреча с крупным зверем окончилась гибелью человека. Больше половины людей не доживали да 20 лет: одни погибали в костях хищников, другие – от болезней и голода. Поэтому они жили группами- коллективами.

^ Вопрос: Как называют коллектив древнейших людей?

Ответ: Человеческим стадом.

Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходятся в стаде дикие животные.


2.Около 40 тысяч лет назад человек стал подобен современным нам людям.

^ Вопрос: Скажите, пожалуйста, как называют такого человека в науке.

Ответ: Гомосапенс. Человек разумный.

Объем мозга у «человека разумного» был два раза больше, чем у «человека умелого». Ростом он был выше. У него была прямая фигура.


^ 2.Древний Египет

Давайте поговорим о Древнем Египте.

3.В сего в Египте насчитывается 80 пирамид. Самая большая пирамида была построена 2600 лет до нашей эры, вблизи от Мемфиса для фараона. Высота достигала почти 150 метров (146,6), длина стороны основания 233 м.

^ Вопрос: Как называется эта пирамида?

Ответ: Пирамида Хеопса.


4. «Все на свете боится времени, только время боится пирамид»,- гласит арабская пословица. До сих пор остается загадкой, как строителям удавалось поднять огромные камни на такую высоту. Еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были так плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа.

^ Вопрос: Кто помнит, примерно, сколько каменных глыб ушло на строительство этой пирамиды.

Ответ: 2300 тысяч каменных глыб весом примерно 2,5 тонн каждый.


^ 3.Древняя Индия.

5. Важнейшим вкладом в науку было изобретение ими простого и удобного счета. Они ввели обозначение « пустоты» - нуль, а числовое значение каждой цифры стали определять не только ее начертанием, но и местом среди других цифр. Так, один и тот же знак мог обозначать и единицы, и сотни, и тысячи. С помощью десяти цифр, включая нуль, записывались любые числа. Этим счетом пользуется сейчас почти весь мир.

Мы называем цифры арабскими, так как узнали их от арабов, но сами арабы называли их … Посмотрите на эти цифры.



?


Араб-

ские

12 в.

Совре-менные









1








6








8








0



^ Вопрос: Как же называли их арабы? Кто же все-таки придумал цифры?

Ответ: Сами арабы называли их индийскими. Цифры придумал индийский народ.


^ 4.Китай в древности.

6. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Китай?

- Великая Китайская стена.

- Наверно у всех перед глазами встает Великая Китайская стена.

III веке до нашей эры царство Цинь в Китае стала самым сильным и «первый циньский царь» , так провозгласил себя Цинь Ши- хуанди, покоривший весь Китай , приказал построить стену для защиты страны от гуннов.

Тысячами гибли люди на постройке. Из камня, земли, кирпичей они построили стену с башнями.

^ Вопрос: Сколько же лет с перерывами строили Великую Китайскую стену.

Ответ: Работы по ее постройке и ремонту продолжались с перерывами более тысячи лет.


^ 5.Древняя Греция.

7.Следующая страна и это Греция. Из всех древнейших стран она нравится мне больше. Думаю и вам она интересна.

В этой стране был такой город Троя. Однажды троянские царевичи посетили Спарту. Один из царевичей влюбился в спартанскую царицу и похитил ее. Разгневанный царь собрал многотысячное войско со всей Греции и отправился на Трою. Началась великая война. Это было 1200 лет назад до нашей эры.

^ Вопрос: Чем закончилась эта война?

Ответ: После длительной войны Спартанцы одержали победу, а город Троя была разграблена и сожжена.


8.Спартанцы хитростью одержали победу.

Вопрос: Троянский конь. Какую роль она сыграла в этой истории?

Ответ: Греки соорудили большой конь и поставили его перед воротами города Троя. А утром Троянцы, увидев коня, решили, что это дар богов, и затащили его в город. Устроили веселье. В эту же ночь, греки спрятавшиеся внутри коня вылезли, напали на спящих жителей города и уничтожили город.


9.Греки, как и другие древние народы, не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что ею, управляют боги.

Вопрос: ^ Назовите великого и главного бога «тучегонителя»?

«колебатель земли»

Бог солнца

Бог света и искусства

Богиня плодородия

Правитель царств мертвых


Ответ: Зевс. Посейдон. Гелиос. Аполлон. Деметра. Аид.


Давайте немного отдохнем и послушаем

миф о Деметре и Персефоне.

(включить запись)

Прекрасная Персефона, дочь Деметры, богини плодородия и земледелия, гуляла с подругами по лугу. Внезапно раскрылась земля, и на колеснице, запряженной чёрными конями, появился мрачный бог Аид. Он похитил

Персефону и увёз ее в своё подземное царство, где она стала его женой и царицей. От всевидящего бога солнца Деметра узнала, где находится Персефона. Она тосковала о дочери, и от этого завяли цветы, облетели с деревьев листья, не росли ни ячмень, ни виноград. На земле начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Тогда Зевс приказал Аиду каждый год отпускать Персефону на несколько месяцев к матери. Когда она приходит на землю, Деметра радуется. Наступает весна, и вся природа оживает. Когда же Персефона уходит в подземное царство, ее мать грустит, наступает осень и зима, растительность увядает.


Вот как объясняли Древние Греки замену времен года.


10. В праздничные дни Греки устраивали спортивные состязания- игры. На этих играх сильнейшие атлеты состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска, копья, кулачном бое. Самыми опасными состязаниями были гонки колесниц. Игры проводились раз в четыре года в честь Зевса. На время этих игр прекращались и войны. Десятки тысяч людей ехали в город на повозках и верхом, шли пешком, плыли на кораблях.

^ Вопрос: О каких играх и о каком городе говорилось?

Ответ: Олимпийские игры и город Олимпия.

По преданию первые игры были в 776 г. до нашей эры.


11.Вы знаете, что после 30 летней войны между Афинами и Спартой за господство в Греции война закончилось поражением Афин. За все эти годы Греция ослабла. И Филипп II с легкостью подчинил ее Македонии. Во время подготовки к походу на Персию Филипп II был убит. На престол вступил двенадцатилетний сын Филиппа II Александр Македонский.

В то время в городе Гордии на колеснице был завязан запутанный узел, названный «гордиевым». Говорили, что тот, кто его развяжет, будет властителем Азии. Многие пытались, но не смогли его развязать. Попытался и Александр, но тоже неудачно.

Вопрос: ^ Что тогда сделал Александр Македонский и как правильно называется выражение, означающее «решительно покончить с каким – нибудь запутанным вопросом?»

Ответ: Тогда он разрубил узел мечем . Отсюда идет выражение «разрубить гордиев узел».


6.Древний Рим.

12.В I веке в этом городе был построен амфитеатр, вместивший 50 тысяч зрителей. Празднества продолжались 123 дня. На арены амфитеатров было выпушено 11 тысяч зверей. Для забавы народа 10 тысяч гладиаторов сражались друг с другом и дикими зверями.

« Хлеба и зрелищ», - требовал народ этого города.

Вопрос: О каком городе, и о каком амфитеатре идет речь?

Ответ: Город Рим и амфитеатр – Колизей.

В 400 году гладиаторские игры, как языческие зрелища, были запрещены. Колизей превращен в каменоломню.