microbik.ru
1


Интеллектуальный хоккей.


Для учащихся 9 класса.


Условия игры.

Участвуют 4 команды.

Рассаживаются:

три нападающих, два защитника, один вратарь.

Отвечают сначала нападающие, если не ответили – защитники, не ответили – отвечает вратарь. Если не ответил никто, команда пропускает гол.

Сначала играют две команды, потом еще две. Победители двух периодов играют между собой.


I период

  1. Закончить пословицу: «Доброе слово и (кошке приятно).

  2. Закончить пословицу: «Хороша веревка длинная, а (речь короткая)

  3. Какое слово получится, если соединить немецкие слова «чудо» и «ребенок»?

  4. На языке коми «син» - глаз, а «лыс» - хвоя. Переведите слово «синлыс».

  5. Какой день недели на Руси называли «перелом»?

  6. Все слышали часть слова «завр» в названиях вымерших животных. А что оно означает?

  7. Передайте смысл фразеологизма одним словом: Когда рак на горе свистнет.

  8. Передайте смысл фразеологизма одним словом: Семи пядей во лбу.

  9. Узнай пословицу по её шуточному толкованию: В раю всегда много народу.

  10. Слепой ребенок требует особого внимания.

  11. Заменить все слова в пословице антонимами: Начал развлечение – работай робко.

  12. Заменить все слова в пословице антонимами: Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

  13. Что означает греческое слово «мегаполис»?

  14. Какой предмет наши предки называли «перстатицы»?



II период


  1. Узнайте название литературного произведения по его шутливому толкованию: «Большие неприятности на почве интеллекта»

  2. Узнайте название литературного произведения по его шутливому толкованию: «Небольшие заметки человека с ружьем»

  3. Переведите с древнерусского на современный язык: «Баюшки- баю» (Сказочки сказываю)

  4. Как мы называем старорусские произведения, запечатлевшие правдивость в своем названии? (былины)

  5. Раньше это слово означало «лишиться лошади», сейчас –прийти в замешательство от удивления, испуга (опешить)

  6. Раньше – даровая еда на поминках, сейчас- плохо сделанная работа (халтура)

  7. На языке хантов «кёт» - сердце, а «сэм» - рука. Переведите на русский слово «кётсэм» (пульс)

  8. Немецкое слово «вер» означает оружие, а слово «махт» - сила. Что означает слово «вермахт»? (армия)

  9. Дайте русские соответствия иноязычным пословицам: Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов (китайская) (Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать)

  10. Дайте русское соответствие иноязычной пословице: В один рот не воткнешь двух ложек (китайская) (На двух стульях не усидишь)

  11. В переводе с эфиопского название этого растения звучит как «обезьянье дерево». А как оно звучит по-эфиопски? (баобаб)

  12. У древних греков это дерево – символ скорби, у нас – символ стройности. Что это за дерево? (кипарис)

  13. Болгары называют эту ягоду «поземка», а как называем мы? ( земляника)

  14. Какое дерево болгары называют «трепетилка»? (осина, от «трепетать»)



III период


  1. Что означает придуманное детьми слово «рукти»? (ногти на руках)

  2. Что означает придуманное детьми слово «тушинники»? (пожарные)

  3. Челны, на которых запорожские казаки совершали набеги, назывались «чайками». Какое слово в русском языке произошло от этого названия? (шайка)

  4. Раньше это слово означало «рекрут, оказавшийся непригодным к военной службе». А теперь это слово с негативной окраской. Какое? (негодяй)

  5. Кто из писателей ввел в русский язык слово «влюбленность»? (Н. М. Карамзин)

  6. Известно, что слова: кислота, диаметр, квадрат, горизонт, атмосфера – впервые в русском языке употребил один человек. Кто? (Ломоносов)

  7. Кашпо. Так называется ваза, в которую ставят …что? (горшок)

  8. Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? (икебана)

  9. Что бывает грецким? Что обозначает это слово? (греческий)

  10. Что может быть окладистым? Что обозначает это слово?

  11. Кого узбеки называют «колотун-бабай»? (Деда Мороза)

  12. Название какого вида искусства в переводе с японского буквально означает «складывание бумаги»? (оригами)

  13. Узнать фразеологизм по рисунку ( Клевать носом)

  14. Узнать фразеологизм по рисунку ( Как две капли воды) – слайд



Дополнительное время.


1. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом.


2. М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь.


3. Переведите на «морской» язык фразу «Старший матрос приказал мыть пол от носа корабля до пункта управления».


4. Перевести на современный язык фразу «Отроки, аки агнцы, внимали гласу наставника, опустив очи долу».