microbik.ru
1

Интервью для газеты «Новости образования».


В конце июля в школах Краснокамского муниципального района, участвующих в тестировании СПО, на учебные компьютеры была установлена альтернативная свободно распространяемая операционная система «Линукс». Так что в этом году всем учителям информатики и учащимся придется осваивать привычные программы с непривычным интерфейсом. Но, как утверждают опытные специалисты, адаптация к новому интерфейсу пройдет быстро и безболезненно. А мы, опережая вопросы от наших читателей, можем уже сейчас ответит на некоторые из них. Отвечать будет тот самый Александр Михайлович Поносов, директор Сепачевской школы Пермского края, чьи «хождения по мукам» в сфере компьютерных технологий известны всем, кто небезразличен к проблемам российского образования. Именно он помогал устанавливать новую операционную систему на краснокамские учебные компьютеры.

- Первое, о чем хочется спросить, - это о вашей деятельности. В недавнем прошлом мы все с искренней заинтересованностью наблюдали за тем, как разворачивались события по использованию нелицензионного программного обеспечения в школах. Вы стали на защиту российского образования, далеко не компетентного в сфере компьютеризации. Чтобы ввести в курс дела наших читателей, расскажите, за что именно боролись?

- Мне, как директору школы, было предъявлено обвинение в незаконном использовании при осуществлении учебного процесса компьютерных программ. В 2005 году в рамках строительства новой школы нам поступили компьютеры с предустановленными программами. В 2006 году в результате проверки прокуратура завела уголовное дело по факту нарушения авторских прав корпорации Microsoft. Следствие, так и не выяснив, откуда взялись программы, решило «рассмотреть ответственность конечного пользователя», то есть школу, а конкретнее — директора, поскольку он «отвечает за соблюдение законодательства в учебном заведении». И неважно, что школа не имела никакого отношения к закупкам этого оборудования, что следствие работало с грубейшими нарушениями, маховик «правосудия» вряд ли можно было остановить, таковы наши реалии. К началу судебных слушаний стало ясно, что ни один руководитель (системный администратор), не застрахован от подобных преследований. Лицензионная чистота поставок в школы на то время, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Один учитель информатики на всероссийском интернет-портале высказался предельно чётко: «Нас подставляют!». Так что для многих вопрос «Виновен ли Поносов?» звучал как «Должен ли конечный пользователь отвечать за недобросовестного поставщика?».

Бились мы шумно, с размахом... Удалось снять обвинение в установке программ, но прокуратура, защищая свой мундир, вменила в вину использование контрафакта в период с момента проверки до изъятия системных блоков, суд несмотря на отсутствие внятных доказательств, признал меня уголовником... Сейчас я подал жалобы в Верховный суд РФ и Европейский суд по правам человека, они в стадии рассмотрения. Для общества в этой истории на самом деле больше моментов положительных. Во-первых, актуализирована проблема защиты авторских прав в России; во-вторых, в школы России направлен СБППО, так называемая «Первая Помощь», срок действия лицензий на программы, входящие в ее состав, - три года; в-третьих, правительство наконец-то осознало критическую зависимость России от зарубежных компаний-производителей программного обеспечения и запустило проект по разработке отечественного пакета базового программного обеспечения на базе международных разработок под свободной публичной лицензией, так называемого свободного программного обеспечения (СПО).

- И вот теперь вы занимаетесь новым проектом по внедрению СПО. Если коротко, то, что такое СПО, какие у него есть плюсы, и есть ли минусы?

- Свободным называется программное обеспечение, лицензия на которое предоставляет пользователю как минимум четыре свободы: первое - использовать с любой целью; второе - изучать программу; третье - распространять копии программы; четвертое - улучшать и публиковать свою улучшенную версию. Что дают эти свободы, к примеру, школе? Экономию средств: СПО можно приобрести бесплатно, а если купить, то по цене гораздо меньшей патентованных аналогов и установить на любое количество компьютеров, в том числе учителям и ученикам. Гибкость программного обеспечения. Учителя, владеющие программированием, могут адаптировать необходимые им программы для своих целей. Качество образования. При преподавании информатики можно углубить изучение свободной программы до любого уровня.

Главное - школе при переходе на использование свободных программ нет необходимости «заморачиваться» с соблюдением всех закорючек собственнических лицензий. Сложность перевода школы на СПО состоит в большом количестве обучающих программ, написанных для ОС Windows. Часть из них нормально функционирует при помощи эмулятора Wine, часть не запускается, иногда просто по причине плохого качества.

- Офис в программном обеспечении «Линукс» в принципе не так уж сильно отличается от уже привычных «Windows XP» или «Миллениума». И привыкнуть к ним, думается, будет не так уж и сложно. Думаю, что наших читателей будет интересовать другой вопрос: зачем несколько лет подряд учащихся и учителей учили работать в одной программе, теперь начинают переобучать в другой? Оправданы ли такие действия?

- Вообще-то, если говорить о свободном программном обеспечении, то это не только операционная система и свободный офис, это многие тысячи программ, созданные энтузиастами со всего мира. Что касается офисных приложений, то формат документов Open Office признан Юнеско международным стандартом, надеюсь, комментарии излишни. По поводу учёбы. Мир информационных технологий развивается стремительно, и если кто-то думает, что научился работать в одной программе, и этого ему хватит на всю оставшуюся жизнь, глубоко заблуждается. Учить какой-то программе методом «мышетыканья» - занятие неблагодарное. К примеру, выпускники школы неплохо освоились в работе с документами в MS Office XP, через пару лет им придётся переучиваться на MS Office 2007. Не то расположение кнопочек, результат - ступор.

Так что надо не привыкать к программам, а учить понимать принципы их работы. Тогда переобучение будет не только оправданно, но и сверхнеобходимо.

- В течение двух недель вы побывали в каждой школе нашего Краснокамского муниципального района. До этого вы такие же работы проделали еще в нескольких городах Пермского края. Вы ведь в каждой школе пообщались с директором и учителем информатики… Скажите, какое у вас впечатление осталось от увиденного? Какие явные плюсы есть в работе Краснокамского Управления системы образования по внедрению ИКТ? Есть ли минусы, на которые нужно срочно обратить внимание?

- Признаюсь, с большим удовольствием поработал в Краснокамском районе, общаясь с педагогами, почерпнул немало полезного для себя. К несомненным плюсам вашей системы можно отнести активное взаимодействие школ и ЦИМТО, открытость новациям, профессионализм педагогов. Недостатков, характерных именно для Краснокамска, я узреть не успел, а общие для российского образования в целом проблемы, я думаю, коллегам решить вполне по силам, чего я им искренне желаю.

- С какими трудностями придется педагогам столкнуться на пути освоения нового программного продукта? Как вы можете их, как директор такой же общеобразовательной школы, приободрить?

- Для педагога внедрение новых технологий в наше время, по всей видимости, занятие уже привычное. Нужно сказать, что освоение ОС Linux и других свободных программ особой трудности не представляет. Их графические оболочки ничуть не сложнее привычных собственнических программ. Осваивать их, можно, не отказываясь резко от тех, на которых работали последние годы, у нас есть время до окончания действия лицензий «Первой помощи».

К тому же многие свободные программы созданы кроссплатформенными, работают и под Linux, и под Windows, так что переход вполне можно сделать плавным и безболезненным. На ум приходят слова одного из коллег: «Пока рано говорить, лучше или хуже ПО, которое мы будем внедрять. Исходить будем из того, что школа получает дополнительные возможности для улучшения качества образования».

- За компьютером будущее, говорят сейчас все вокруг. Но в такой неразберихе, сложно это представить: школы мы сейчас переводим на новое программное обеспечение, дома у ребенка может быть совсем другое программное обеспечение, а в вузах наших детей ожидает что-то третье. При таком раскладе, что может нас ожидать? И как можно, по вашему мнению, решить эту проблему на федеральном и региональном уровне?

- Эта проблема решается. Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам, до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. Так что с большой долей уверенности можно ожидать, что лет через пять то, что Вы называете «неразберихой», упорядочится в пользу отечественных разработок СПО.

- Александр, большое спасибо за разъяснения. Надеюсь, нашим педагогам и учащимся новинка придется по вкусу. А вам – удачи и творческих достижений.

- Мне тоже хочется поблагодарить краснокамских педагогов за участие в проекте по внедрению СПО, пожелать творческих успехов, добрых и талантливых учеников.


Беседовала Галина Петрова.