microbik.ru
1


Тема: Информация и информационные процессы в природе, обществе,

технике. Информатизация общества. Информационная культура


Основные понятия:

информация, информатика, информационный процесс, получение, хранение, передача и обработка информации, микромир, макромир, мегамир, информационное общество, информационная культура


Ученики должны знать:

- основные понятия

- основные вехи в информатизации общества

- свойства информации

- типы информационных процессов

- формы представления информации

^ Ученики должны уметь:

- определять свойства информации

- приводить примеры информации, представленной в различных формах

- приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике


^ Ход урока:


Мы живем на планете Земля. Окружающий нас мир – макромир, т.е. мир сопоставимый по своим размерам с размерами человека. Макрообъекты состоят из веществ, вещества из молекул, молекулы из атомов, атомы из элементарных частиц. Это микромир. Планета Земля входит в Солнечную систему, Солнечная система и миллионы звезд составляют галактику, а миллиарды галактик Вселенную. Это мегамир. Рисуем в рабочих тетрадях небольшую схему.




Т.о. мы и окружающие нас объекты – это объекты макромира. Объекты состоят из вещества. Движение происходит за счет энергии. Все объекты обладают энергией, например механической, атомной, электрической. Эта картина мира называется вещественно-энергетической. По законам физики вещества в замкнутой системе


стремятся к хаосу. Мы живем в открытой системе обмена с окружающим миром. Информация упорядочивает систему, дополняет и развивает её. В процессе эволюции сложность объектов возрастает и возрастает количество информации и роль информации. Таким образом фундаментальными сущностями окружающего мира являются : вещество, энергия и информация. Рисуем в тетрадях небольшую схему.




Что же информация. Информация – это базовое понятие науки, не имеющее точного определения (такое как точка в геометрии). Но можно дать примерное определение, например, такое: информация – это знания, сведения человека об окружающем мире.

Теперь каждая команда по очереди называет термины, которые можно будет обобщить общим словом – информация. Я начинаю – план, сообщение, прогноз, сигнал, символ, текст, схема, показатель, результаты расчетов, расписание, описание, суждение, умозаключение, знания, сведения, данные.


Рассмотрим основные вехи информатизации общества. Представьте древнего человека. Он нашел поляну с вкусными ягодами и хочет поведать об этом соплеменникам. Как ему это сделать? Ваши версии. Т.о. первая веха – появление устной речи.

Далее человеку надо сообщить о своем открытии потомкам. Как? Ваши версии. Вторая веха – возникновение письменности.

Человек сделал много блюд из ягод и написал об этом кулинарную книгу. Он переписывал её всем желающим, но это очень трудно и долго. Какая по вашему третья веха? Книгопечатание.

Человек захотел поделиться и обменяться рецептами с жителями других стран. Четвертая веха – ваши версии – изобретение компьютера. И далее развитие коммуникационных технологий. И вот он уже сидит «в контакте» или в facebook. Процесс обмена информацией пошел быстрее. Рисуем небольшую схему.





Мы определили информацию как сведения об окружающем мире. Каким образом человек получает эти сведения? Каждая команда говорит один вид получения информации. С помощью органов чувств. Отсюда можно выделить виды информации. Рисуем небольшую схему.





Аудиальная, визуальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Сейчас представитель каждой команды даст нам аудиальную информацию. Первая команда описывает внешние данные (только внешность без повадок) кошки, вторая - собаки, третья – волка, четвертая шакала. Вы уже поняли, что если бы мы увидели рисунок, т.е получили визуальную информацию, нам пришлось бы потратить секунду, чтобы понять кто это. Т.о. наибольший объем информации человек получает с помощью зрения. Для этого я в ходе урока показываю вам схемы.


Рассмотрим формы представления визуальной информации:

Язык жестов, символьная (дорожные знаки), текстовая, графическая.




Теперь представитель каждой команды даст нам визуальную информацию только с помощью жестов. Другие команды должны отгадать, что он хотел сказать.


Для 10 класса

  1. Неделю назад я получил от друга сообщение «в контакте»

  2. Урока информатики не будет

  3. Вместо информатики будет математика.

  4. Я все это выдумал, пошутил


Для 8 класса

  1. Я зашел на сайт нашего поселка

  2. В Федюково откроют кинотеатр 6-D

  3. На открытие приедет Президент

  4. Группа «Блестящие» споет песню

  5. Покажут фильм «Титаник»


Для 9 класса

  1. По телевизору передали прогноз погоды

  2. Обещали, что пойдет снег

  3. Я взял лыжи и пошел в лес

  4. Вместо снега пошел дождь


Рассмотрим свойства этой информации.


Эта информация достоверна? Нет. Выдуманная

Эта информация актуальна? Нет. Сообщение получено неделю назад

Эта информация полная? Нет. Не сказано когда не будет урока.

Эта информация объективна? Нет. Это мнение одного человека

Эта информация полезная? Нет..т.к. недостоверная

Эта информация ясная? Нет, по крайней мере, переданная жестами


Рисуем в тетрадях небольшую схему.




1. Придумайте пример достоверной., но не актуальной информации.

(Прогноз погоды на вчера, программа передач на прошлую неделю)

2. Придумайте пример субъективной информации (мнение об отеле на форуме)

3. Придумайте пример объективной, но бесполезной для вас информации (расписание уроков на китайском языке)

4. Придумайте пример достоверной, но не полной информации (завтра по телевизору покажут Аватар. По какой программе? Во сколько?)

Еще есть такие свойства информации как стоимость и секретность.


Что можно делать с информацией.

Введем понятие - информационный процесс.

Основные информационные процессы: передача, получение, хранение и обработка информации.


В информационном процессе участвуют источник информации и приемник информации. Рисуем схему.





Передача информации и её получение связаны между собой, но это разные процессы.

Встречаются два глухих:

- Привет, ты на рыбалку?

- Нет, я на рыбалку.

- А я думал, ты на рыбалку.

Произошел информационный процесс? Нет. Информация передана, но не получена.


Информатика – это наука об информации, информационных процессах и способах автоматизации информационных процессов


Приведем примеры информационных процессов в природе, обществе, технике.


Название

процесса

Примеры в природе

Примеры в обществе

Примеры в технике


Получение

информации


Тонкость обоняния собаки (различает полмиллиона запахов)

Ночное зрение, ультразвуковой локатор летучих мышей

У человека –органы чувств например, рецепторов холода в 10 раз больше, чем рецепторов тепла

Датчики, измерительные приборы, устройства ввода ПК


Хранение информации


Генетическая информация.

Ген – участок молекулы ДНК (дезоксирибо-нуклеиновой кислоты)

Память человека, традиции, обычаи народов, опыт, книги, картины

Библиотеки, фильмотеки, патентные бюро, архивы, память компьютера, CD. DVD


Передача информации


Цыпленок подает звуки из яйца.

Пчелы обмениваются сигналами .

Собаки и др. помечают свою территорию

Урок в школе, разговор, средства массовой информации

Почта, телефон, радио, телевидение, локальные и глобальные сети


Обработка информации


Цветы и деревья поворачиваются за солнцем, животные обрабатывают информацию о шорохах, запах и делают выводы о нахождении врагов

Умственная деятельность человека – процесс обработки информации. Перевод текста, решение задачи

Автоматизированная обработка информации с помощью вычислительной техники