microbik.ru
1



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ


сообщение Субботиной Н.А., учителя математики

на педагогическом совете школы

январь 2009 г.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ


Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине 18 века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении –это путь знакомства учащихся с методами научного познания, средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной деятельности.

Функции исследовательского подхода в обучении:

  • Воспитание познавательного интереса;

  • Создание положительной мотивации учения и образования;

  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

  • Развитие интеллектуальной сферы личности;

  • Формирование умений и навыков самообразования, активной познавательной деятельности;

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в учебный процесс на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом происходит демонстрация технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук. Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. В рамках предметных декад могут быть организованы конференции, устные журналы, круглые столы, дебат-клубы, на которых учащиеся могут представлять свои исследовательские проекты.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности. Развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Это совокупность познания, способ организации процесса познания. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

Умение пользоваться методом проектов, организовывать исследовательскую деятельность учащихся – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимися условиям жизни человека постиндустриального общества.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного проекта.

^ Типы проектов:

  • Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, поселка и т.д. От учебного пособия для кабинет до пакет рекомендаций по восстановлению России.

  • ^ Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.

  • Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.

  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

  • Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: видеофильм, статья, альбом.

^ Основные требования к использованию метода проектов.

    1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения( например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и пр.)

    2. Практическая. Теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с мести событий, охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.).

    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В третьих – тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.