microbik.ru
1 2






  • планировать исследование в соответствии с поставленными задачами,

  • описывать и выявлять отличительные признаки живого, обнаруживать причинно-следственные связи,

  • принимать решения об использовании тех или иных процедур для проведения исследования в конкретной предметной области;

  • работать с биологическим научным оборудованием;

  • разрабатывать и защищать исследовательские проекты, моделировать биологические процессы;

  • ^

    решать биологические задачи.


В образовательном процессе могут быть использованы учебники по экологии, которые вошли в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2010 - 2011 учебный год (приказ от « 23 » декабря 2009г. № 822) следующих авторов: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. (издательство «Дрофа»), Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. (издательство «Вентана-Граф»), Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов (издательство «Дрофа») (приложение 1).

Для усиления экологической направленности обучения наряду с инвариантной частью - курсом биологии - в содержание образования могут входить элективные курсы по экологии.

Преподавание учебного предмета «Биология» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году осуществляется в соответствии с областным базисным учебным планом (ОБУП) (приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009 г. № 01-269). В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 часов (6 класс - 35 ч., 7 класс - 70 ч., 8 класс - 70 ч., 9 класс - 70 ч.).

На ступени среднего (полного) общего образования предполагается два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе), на профильном уровне (химико-биологическом, биолого-географическом, агротехнологическом), предмет «Биология» преподается в объеме 210 (3 часа в неделю).

Преподавание учебного предмета «Биология» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться по учебникам в соответствии c приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 г. № N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год». Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих официальных источниках:

  • «Вестник образования» - официальное издание Минобрнауки

  • официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru

  • официальный сайт Федерального совета по учебникам http://fsu.edu.ru

В Федеральном перечне представлены шесть завершенных линий учебников, которые могут быть использованы в образовательном процессе в основной и средней (полной) школе под руководством: Н. И. Сонина (издательство «Дрофа»); И. Н. Пономаревой (издательство «Вентна-Граф»); В. В. Пасечника (издательство «Дроф), А.И. Никишова (издательство «Владос»), Д.И. Трайтака (издательство «Мнемозина»), В.С. Кучменко (издательство «Просвещение»)

Учебники, включенные в федеральный перечень допущенных МОиН ПФ к использованию в образовательном процессе, представлены незавершенной линией и могут быть использованы учителями для ознакомления с новыми формами и методами представлением учебной информации, заданиями и упражнениями, отражающими изменения в обучении биологии.

Необходимо подчеркнуть, что грифование проходит только учебник, а для организации учебного процесса используется все компоненты учебно-методического комплекта. В состав учебно-методических комплектов должны входить следующие компоненты: учебная программа, учебник, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь, дидактические и раздаточные материалы, тесты, мультимедийные средства обучения и др. В УМК должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В образовательных учреждениях Челябинской области используются следующие учебно-методические комплекты:

- УМК авторского коллектива Н. И. Сонина, А. А.Плешакова, В. Б.Захарова и др. представлен программой; учебниками для 5-11 кл.; методическим пособием и рабочей тетрадью для учителя; дидактическими материалами и пособиями для учащихся (рабочие тетради, тетради для оценки качества знаний, тестовые задания и др.);

- УМК авторского коллектива И. Н. Пономаревой, Т. С. Суховой, В. М. Константинова и др. включает программу; учебники для 5-11 кл.; методическое пособие для учителя и рабочие тетради для учащихся в двух частях. Для данной линии учебников разработана программа по экологии за курс основной школы и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры;

- УМК авторского коллектива В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В. М. Пакулова и др. включает программу; учебники для 5-11 кл.; методическое пособие для учителя; рабочие тетради для учителя и учащихся.

Биология в 10–11-х классах изучается на базовом и профильном уровнях (в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.»)

Базовый уровень изучения биологии представлен следующими учебниками:

- ^ Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. - М.: Дрофа, 2009. – 283с.; Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. - М.: Дрофа, 2009. Методическое обеспечение представлено программой, методическими рекомендациями для учителя и рабочими тетрадями для учащихся;

- ^ Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10–11 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. - М.: Дрофа, 2009. УМК включает методическое пособие для учителя

- ^ Пономарева И.Н. Биология: 10 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Т.Е. Лощилина; под ред. Пономарева И.Н. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009. – 224 с.; Пономарева И.Н. Биология: 11 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Т.Е. Лощилина; под ред. Пономарева И.Н. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009. – 224 с. УМК включает методическое пособие для учителя;

- Биология. Общая биология: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ [^ Беляева Д.К., Бородина П.М., Воронцова Н.Н. и др.] Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.; Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2008. – 304 с. В состав УМК входит рабочая тетрадь для ученика, дидактические материалы.

- ^ Андреева Н.Д. Биологи. 10 – 11 классы: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Н.Д Андреева. – М.: Мнемозина, 2008.

Профильный уровень изучения биологии представлен учебниками следующих авторов:

- ^ Пономарева И.Н. Биология: 10 кл.: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Л.В. Симонова; под ред. Пономарева И.Н. - М.: Вентана-Граф, 2006; Пономарева И.Н. Биология: 11 кл.: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Л.В. Симонова; под ред. Пономарева И.Н. - М.: Вентана-Граф, 2006;

- Захаров В.Б. Общая биология: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Е.Т. Захарова, С.Г. мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2009..; Захаров В.Б. Общая биология: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Е.Т. Захарова, С.Г. мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2009;

- Сухорукова Л.Н. Общая биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н. сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Ф. Чернявская; Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2008; Сухорукова Л.Н. Общая биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Ф. Чернявская; Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

Все учебники профильного уровня включают изучение основных биологических теорий, законов и закономерностей, ориентированных на примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильного уровня).

Принятие решения об использовании учебно-методических комплектов основывается на том, что предметная линия рассчитана в основной школе на четыре года (6-9 класс) и в средней школе на два года (10-11 класс) и переход с одного учебно-методического комплекта на другой, в эти периоды недопустим.

Образовательный стандарт по биологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся. Для выполнения этого требования стандарта необходимо организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение биологических явлений и процессов, проведение демонстраций, лабораторных и практических работ по выявлению биологических закономерностей, практическое применение биологических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований биологических явлений и процессов. Полноценное изучение биологии предполагает овладение модельным подходом к анализу явлений, процессов и систем; освоение экспериментальных методов исследования природы; приобретение навыков решения не только идеализированных, но и реальных биологических задач. Сущность модельного подхода заключается в выделении главного и отказе от несущественного.

В требования к уровню подготовки выпускников основной школы включено 5 содержательных блоков, а для выпускников средней (полной) школы – 7 содержательных блоков. Для учителя даны четкие ориентиры по разделению учебного материала на обязательный для усвоения всеми учащимися, и материал, предлагаемый для изучения, но не подлежащий обязательному контролю с последующей оценкой (в образовательных стандартах такой материал выделен курсивом). Процесс обучения биологии ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Этому способствует выполнение практической составляющей курса биологии (демонстрации, лабораторные работы и экскурсии). Почти на каждом уроке изучение материала должно сопровождаться демонстрацией нового биологического объекта, процесса или явления.

Примерными программами курса биологии предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 час - в основной школе, 10 часов на базовом уровне и 26 часов на профильном уровне обучения в средней школе) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Планирование использования резерва учебного времени в образовательном учреждении отражается в рабочей программе.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. В редакции Федерального закона от 01.12.07г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами.

Исходя из выше изложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных рабочих программ. Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой, органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через рабочие программы, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ. Рабочая программа является обязательной составной частью основной образовательной программы и разрабатывается на основе примерной программы учебной дисциплины или авторского курса.

Основные задачи рабочей программы:

- определение совокупности знаний и умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения учебного предмета «Биология»;

- раскрытие структуры и содержания учебного материала;

- распределение объема часов учебного предмета «Биология» по темам и видам занятий.

Основные критерии качества содержания рабочей программы. Программа должна:

- соответствовать требованиям ФГОС по учебному предмету «Биология»;

- определять цели изучения и место предмета «Биология» в системе дисциплин, изучаемых согласно учебному плану школы;

- раскрывать содержание курса, последовательность изучения разделов учебного предмета «Биология»;

- определять структуру и содержание учебной нагрузки учащихся в ходе изучения предмета;

- соответствовать требованиям научности в конкретной области знания.

Примерная структура рабочей программы в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 №103/3431, представлена в приложении 2

Государственный стандарт общего образования включает три компоненте: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации; компонент образовательного учреждения.

Национально-региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с воспитанием экологической культуры населения и охраной окружающей среды региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона.

Программы курса биологии в общеобразовательных учреждениях РФ в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ предусматривают выделение 10 % учебного времени на национально-региональный компонент содержания образования.

Цели, задачи, основные формы реализации национально-регионального компонента подробно отражены в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году».

Учителям биологии при составлении рабочих программ необходимо отразить в календарно-тематическом плане темы национально-регионального компонента реализуемые в учебном процессе.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация внеклассной деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, способствуют созданию положительной мотивации учебной деятельности в целом. Чаще всего организация внеклассной работы связывается с углублённым изучением биологии в специальных классах или группах. Однако внеклассная работа, нацеленная на работу с учащимися, интересующимися предметом, не ограничивается рамками учебной программы.

Во внеклассной работе по биологии большое внимание должно уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессионального самоопределения учащихся и понимания роли биологии в жизни человека.

Помимо исследовательской работы в рамках внеклассной работы предполагается проектная деятельность, при этом необходимо проводить четкое разграничение к требованиям по исследовательской и проектной работам.

При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю можно использовать следующие электронные ресурсы:

  1. http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

  2. http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

  3. http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

  4. http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

При планировании и организации внеклассной работы по подготовке учащихся к олимпиадам необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки РФ от 02.2009 №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», приказом Министерства образования и науки РФ от 02.2009 №695 «О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 №285.

Учитель, реализующий во внеклассной работе подготовку к олимпиаде по биологии, должен учесть, что биология – фундаментальная наука и лишь условно может быть расчленена на отдельные разделы. В связи с этим правильный и полный ответ на большинство вопросов олимпиады может быть дан на основе обобщения многих фактов, часто изучаемых в разных разделах биологии. Программа олимпиады по биологии предполагает знание большого фактического материала о строении и жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации, знание основных закономерностей исторического развития живой природы, важнейших биологических теорий, а также широких практических связей биологии с промышленностью, сельским хозяйством, медициной, современными проблемами охраны природы.

При подготовке к олимпиаде по экологии необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, экология – это метапредмет в отличие от большинства школьных предметов, по которым проводятся олимпиады; во-вторых, в подавляющем большинстве школ Челябинской области экология не является обязательной для изучения, и не всегда вносится в учебный план и в сферу дополнительного образования; в-третьих, наряду с типичными теоретическим и практическим турами соревнований, присутствует особый этап, где конкурсант выставляет на суд жюри свою собственную мини исследовательскую работу, как правило, прикладного природоохранного характера.

В связи с выше изложенным учителя, занимающиеся подготовкой к олимпиаде по экологии должны знать, что у учащихся не до конца сформированы экологические знания и общие экологические умения. Логически мыслить, ориентироваться в причинно-следственных связях тех или иных экологических проблем, их осознании и решении для учащихся также сложно. С целью повышения качества подготовки учащихся по экологии учителям необходимо организовать внеклассную работу по развитию у школьников экологических компетенций.

Рекомендации учителям по подготовке к различным этапам Всероссийской олимпиаде школьников по экологии:

  • ознакомиться с критериями оценки рукописей экологических проектов и сообщений для более качественной подготовки, как самих работ, так и выступлений учащихся;

  • использовать творческие задания, требующие сравнительного анализа вариантов ответов и их письменного изложения с обоснованием выбранного ответа. Выполнение таких заданий потребует от учащихся не только знания понятийного аппарата экологии, но и умения оперировать собственными знаниями, анализировать содержание и объём понятий, находить общее и частное, аргументировано излагать свою позицию;

  • давать ситуационные задания, проверяющие умение учащихся применить экологические знания на практике;

  • при разборе любого антропогенного воздействия подробно рассматривать источники загрязнения, степени вероятного ущерба, возможный спектр последствий, необходимые меры предосторожности и эффективные методы устранения последствий человеческого вмешательства.

Для учителя биологии качество образовательного процесса определяется как  нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт учебно-воспитательного процесса, в котором  воплощается социальный заказ общества. Поэтому возникает новая задача  перед школьной практикой поиск обоснованной системы оценки качества образовательной подготовки  учащихся.

Под качеством знаний понимается целостная совокупность относительно устойчивых знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников, которые подразделяются на три основные группы качеств: системность знаний, как интегративное качество, являющееся результатом взаимодействия, осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности; действенность знаний, характеризующаяся их мобильностью, проявляющаяся в умении применять знания при решении учебных и практических задач, а также задач жизненного характера, которая характеризуется  их осознанной полнотой, умением применять в новых условиях; прочность знаний, то есть сохранение их в памяти, зависящая  от действенности  и их осознанности.
Взаимосвязь действенности, прочности и системности обеспечивает полноценность знаний учащихся. Наличие таких знаний у учащихся по биологии позволяет им ориентироваться в различных ситуациях, представлять образ деятельности, изменять ее план, с выходом на новые цели и средства, высказывать оценочные суждения

Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля над качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

При проведении анализа контроля особенно важным является мониторинг качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета. Особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой. Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся.   При проверке знаний и умений следует учитывать  оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. Необходимо в аналитико-синтетической деятельности учащихся повысить роль разного рода сравнений, поиска причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения и др. логических операций.

Актуальность разработки основных подходов к организации оценивания уровня подготовки учащихся по учебному предмету «Биология» системы в рамках общего образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.

В целях более эффективной подготовки выпускников 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена по биологии рекомендуем обратить внимание на ряд аспектов. Успешность освоения курса биологии и подготовку к экзамену зависит от правильно отобранной учебной литературы и, в первую очередь, учебника. Рекомендуем при выборе учебника из числа входящих в перечень рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ максимально учитывать познавательные возможности и интересы учащихся, специфику реализуемых образовательных программ. Важно также на протяжении всего периода изучения курса основной школы придерживаться одного учебно-методического комплекта.

Независимо от выбранной учителем авторской программы, особое внимание при повторении це­лесообразно уделить способам познания челове­ком живой природы и собственного организма; проблеме исторического развития растительного и животного мира; вопросам экологии; строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; особенностям строения и жизне­деятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии, ока­зания первой доврачебной медицинской помощи.

Столь же тщательно следует подходить к отбору тренировочных и методических материалов для непосредственной подготовки к экзамену, поскольку не все пособия дают адекватное представление о контрольных измерительных материалах экзамена в 9, 11 классов.

Важным на­правлением в процессе подготовки учащихся к экзамену может стать систематическая работа с тестовыми заданиями. В первую очередь, необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня. Для этих целей могут быть использованы не только тестовые задания, созданные учителями, но и материалы, разработанные специалистами ФИПИ, изучать нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в 9, 11 классах,

^ Рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии с учетом результатов единого государственного экзамена

В 2009 г. Единый государственный экзамен по биологии был введен в штатный режим в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. №17- ФЗ.

Важным направлением при подготовке к единому государственному экзамену следует рассматривать значительное усиление компетентностной составляющей содержания экзамена, включение заданий, контролирующих практическую значимость, ценность биологических знаний, проверяющих исследовательские навыки выпускников, овладение ими методами научного познания.

С целью совершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии следует ориентировать содержание учебного предмета «Биология» на:

- профильный уровень государственных образовательных стандартов 2004 г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. На этом этапе основу подготовки выпускников школ должны составлять знания и умения, востребованные в жизни и практической деятельности, необходимые для продолжения образования в вузах биологического профиля.

- увеличение доли практико-ориентированных заданий, значимых для формирования естественнонаучной картины мира, общей культуры, определяю­щих адекватное поведение человека в биосфере.

При проведении различных форм текущего и итогового контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы. При организации повторения и контроля знаний целесообразно сделать основной акцент на актуализацию и выявление уровня сформированности следующих умений: анализировать и классифицировать биологические объекты, процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; характеризовать нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; прогнозировать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; устанавливать причинно-следственные связи явлений и процессов в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных при изучении курса биологии. При повторении необходимо обращать внимание на отработку умений обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека. Анализ выполнения заданий ЕГЭ позволили сделать вывод, что этот тип заданий-измерителей вызвал у экзаменуемых больше затруднений. Поэтому при подготовке учащихся к экзамену учителя биологии должны уделять больше внимания работе с подобными заданиями. Кроме того, при завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.

^ Рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии с учетом результатов государственной итоговой аттестации

В целях более эффективной организации преподавания курса биологии и подготовки выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации рекомендуем обратить внимание на ряд аспектов в организации работы.

Подготовку к экзамену следует начинать с первой четверти 9 класса и проводить ее по нескольким направлениям. Это позволит обеспечить систематизацию и обобщение наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала из заявленных в федеральном стандарте тем: «Биология как наука. Методы биологии», «Признаки живых организмов», «Система, многообразие и эволюция живой природы», Человек и его здоровье», «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Усвоение содержания вышеперечисленных блоков в настоящее время в школьной практике осуществляется либо через традиционно сложившиеся разделы, как-то: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (6 кл.), «Животные» (7кл.), «Человек и его здоровье» (8кл.), либо созданные в последние годы: «Живой организм» (6 кл.), «Многообразие живых организмов» (7 кл.), «Человек» (8 кл.), «Биология. Общие закономерности» (9 кл.). Повторение целесообразно начинать со способов познания человеком живой природы и собственного организма. Строение и жизнедеятельность организмов разных царств следует рассматривать комплексно, связав повторение с историческим развитием растительного и животного мира и вопросами экологии. Строение и жизнедеятельность организма человека, его отдельных систем, целесообразно повторять в контексте гигиены и санитарии. Следует также обращать внимание на вопросы оказания первой доврачебной медицинской помощи.

В процессе повторения необходимо уделить основное внимание актуализации типичных признаков представителей растительного и животного мира, развитию классификационных умений, работе с изображениями (рисунками или фотографиями) и схемами строения организмов. Чтобы процесс распознавания был отработан, учитель должен многократно предлагать школьникам задания с изображениями типичных представителей всех царств живой природы, а также организма человека. Одновременно с распознаванием объекта, следует обращать внимание на его систематическое положение, особенности строения и жизнедеятельности. При повторении раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» целесообразно вспомнить не только внешние признаки строения представителей основных отделов споровых и семенных растений, но и особенности их жизнедеятельности в связи с освоением наземно-воздушной среды обитания и их ролью в жизни человека. Повторяя содержание раздела «Животные», особое внимание желательно сосредоточить на связи, существующей между строением отдельного органа или системы и их функцией. При описании важнейших отделов и классов позвоночных и членистоногих следует обращать внимание школьников на вопросы экологии животных и их охраны.

Как показывают результаты государственной (итоговой) аттестации предыдущего года, внимание школьников должно быть сосредоточено на повторении следующих тем: «Нейрогуморальная регуляция», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и Лимфоотток», «Обмен веществ и превращение энергии».

При проведении итогового контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы в новой форме. Встречаются задания, требующие умения распознать на рисунке изображение растения, животного, человека или его частей. Важно научить школьников внимательному рассматриванию, как всего объекта, так и отдельных его деталей.

Результаты экзаменов последних трех лет стабильно демонстрируют, что наиболее трудными для выпускников остаются задания на соотнесение объектов (или процессов) и их признаков и задания на установление правильной последовательности этапов протекания процессов или явлений, структурных элементов объектов. Отрабатывая методику выполнения таких заданий, целесообразно учить школьников приему сравнения (например, заполнение таблицы) в котором учащиеся не только сопоставляют объекты или процессы, но и самостоятельно предлагают и сами критерии сравнения. Методика обучения выполнению заданий на установление верной последовательности элементов должна начинаться с актуализации информации о проверяемом процессе или явлении. Далее надлежит соотнести имеющуюся у школьников информацию с перечнем предложенных в тесте этапов процесса и выстроить правильную последовательность.

Задания с развернутым ответом, например С1, проверяют умение научно обосновывать необходимость соблюдения человеком в повседневной жизни санитарно-гигиенических правил или объяснять их биологическую сущность. Успешность выполнения определяется умением учащихся приводить аргументы, пояснять сущность своих действий, активно привлекая знания анатомии и физиологии. Методика подготовки к выполнению заданий С2 и С3 должна быть направлена на отработку у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений разворачивать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления.

При подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихсянеобходимо акцентировать внимание на умениях по адекватному восприятию инструкций, осмысливанию поставленных заданий и нахождению оптимальных путей его выполнения, четкой формулировке своего ответа, организации своей деятельности в условиях ограниченного времени, контролю результатов своей работы. Формирование этих умений требует времени и определенных усилий как учителя со стороны, так и учащегося.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену в новой форме могут оказать материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, регламентирующие разработку КИМ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену в новой форме.


Уткина Т.В.

(351)264-01-51


Приложение 1.1







УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 23 » декабря 2009г. № 822


^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство


^ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Природоведение

692

Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И. Естествознание

5

Просвещение

693

Андреева А.Е. / Под ред. Трайтака Д.И.,

Андреевой Н.Д. Природоведение

5

Мнемозина

694

Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение

5

Учебная литература

695

Бочкова О.А. Естествознание

5

Просвещение

696

Бочкова О.А. Естествознание

6

Просвещение

697

Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Природоведение

5

Русское слово

698

Еськов К.Ю. и др. / Под ред. Вахрушева А.А. Природоведение

5

Баласс

699

Никишов А.И. Естествознание

5

ВЛАДОС

700

Овчарова Е.Н. Природоведение

5

Ассоциация XXI век

701

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение

5

Дрофа

702

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение

5

Дрофа

703

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение

5

Дрофа

704

Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение

5

АСТ, Астрель

705

Сивоглазов В.И., Суматохин С.В. Природоведение

5

Дрофа

706

Рыжаков М.В., Суравегина И.Т., Иванова Р.Г. и др. / Под ред. Суравегиной И.Т. Естествознание

5

Вита-Пресс

707

Суравегина И.Т., Иванова Р.Г., Моисеева О.П. и др. / Под ред. Рыжакова М.В., Суравегиной И.Т. Естествознание

6

Вита-Пресс

708

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение

5

ВЕНТАНА-ГРАФ

709

Сухова Т.С., Драгомилов А.Г. Природоведение

5

ВЕНТАНА-ГРАФ

Биология

710

Викторов В.П., Никишов А.И. Биология

6

ВЛАДОС

711

Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология

7

ВЛАДОС

712

Любимова З.В., Маринова К.В. Биология

8

ВЛАДОС

713

Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология

9

ВЛАДОС

714

Пасечник В.В. Биология

6

Дрофа

715

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология

7

Дрофа

716

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология

8

Дрофа

717

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология

9

Дрофа

718

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

719

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

720

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

721

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

722

Сонин Н.И. Биология

6

Дрофа

723

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология

7

Дрофа

724

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология

8

Дрофа

725

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология

9

Дрофа

726

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология

6

Просвещение

727

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология

7

Просвещение

728

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Биология

8

Просвещение

729

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология

9

Просвещение

730

Хрыпова Р.Н. / Под ред. Андреевой Н.Д. Биология

6

Мнемозина

731

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология

6

Мнемозина

732

Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология

7

Мнемозина

733

Рохлов В.С., Трофимов С.Б. / Под ред. Трайтака Д.И. Биология

8

Мнемозина

734

Андреева Н.Д. Биология

8

Мнемозина

735

Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. / Под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. Биология

9

Мнемозина



^ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Естествознание

1070

Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. / Под ред. Алексашиной И.Ю. Естествознание (базовый уровень)

10

Просвещение

1071

Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. и др.; Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Орещенко Н.И. и др. / Под ред. Алексашиной И.Ю. Естествознание (базовый уровень)

11

Просвещение

Биология

1072

Андреева Н.Д. Биология (базовый уровень)

10-11

Мнемозина

1073

Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень)

10-11

Просвещение

1074

Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. Биология (профильный уровень)

10-11

Просвещение

1075

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

10

Дрофа

1076

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

11

Дрофа

1077

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

1078

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1079

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология (базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1080

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1081

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология (профильный уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1082

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология (базовый уровень)

10-11

Академия

1083

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

1084

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Черняковская Т.Ф. Биология (профильный уровень)

10

Просвещение

1085

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Черняковская Т.Ф. Биология (профильный уровень)

11

Просвещение

1086

Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология (профильный уровень)

10

Мнемозина

1087

Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология (профильный уровень)

11

Мнемозина

Экология

1144

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология (профильный уровень)

10(11)

Дрофа

1145

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (профильный уровень)

10-11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1146

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (профильный уровень)

10(11)

Дрофа



Приложение 1.2







УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 23 » декабря 2009 г. № 822


^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство


^ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Биология

140

Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. и др. Биология

8

Дрофа

141

Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Малеева Ю.В.,

Чуб В.В. Биология

6

БИНОМ

142

Беркинблит М.Б.,Чуб В.В., Глаголев С.М. Биология

7

БИНОМ

143

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология

6

Баласс

144

Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология

7

Баласс

145

Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э. и др. Биология

8

Баласс

146

Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. Биология

6

Дрофа

147

Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология

6

Русское слово

148

Каменский А.А., Сарычева Н.Ю., Сухова Т.С. Биология

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

149

Корнилова О.А., Былинкина И.Н., Сидельникова Г.Д., Симонова Л.В. / Под ред. Корниловой О.А. Биология

6

Просвещение

150

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. / Под ред. Пасечника В.В. Биология

6

Просвещение

151

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. / Под ред. Пасечника В.В. Биология

7

Просвещение

152

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.

/ Под ред. Пасечника В.В. Биология

8

Просвещение

153

Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г. Биология

8

Дрофа

154

Сивоглазов В.И. Биология

6

Дрофа

155

Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. Биология

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

156

Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология

7

Русское слово

157

Шаталова С.П., Сухова Т.С. Биология

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

^ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Биология

194

Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология (базовый уровень)

10

Дрофа

195

Теремов А.В., Петросова Р.А. / Под ред. Никишова А.И. Биология (базовый уровень)

11

ВЛАДОС


Приложение 2

О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях

(^ Приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 № 103/3431)


В соответствии со статьей 32 п.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (далее - рабочая программа).

Основой для разработки рабочих программ в общеобразовательном учреждении являются примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - примерная программа). Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089), дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в печатных сборниках.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы комплекты вариативных (авторских) программ по многим учебным курсам и предметам. Перечень авторских программ ежегодно публикуется в методических письмах «О преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Авторы вариативных учебных программ предлагают собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленные примерной программой, определению последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Таким образом, разработка учебной программы по предмету в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе либо примерной программы, либо вариативной (авторской) программы, при обязательном соблюдении преемственности в обучении.

Структура, а также порядок согласования и утверждения рабочей программы определяется самим общеобразовательным учреждением и закрепляется локальным актом, внесенным в перечень локальных актов Устава общеобразовательного учреждения. Рабочая программа может быть составлена отдельно для каждого года обучения («Рабочая программа по физике для 7 класса», «Рабочая программа по русскому языку для 8 класса» и.т.д.) или для ступени обучения в целом («Рабочая программа по физике для 7-9 классов»).

Рекомендуется следующая структура рабочей программы:

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка:

  1. наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе которой разработана рабочая программа;

  2. обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения; миссия образовательного учреждения и пр.);

  3. обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом;

  4. обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.

  1. Календарно-тематический план

  1. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализация рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе)

  2. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

  2. Приложения (список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы и др.)

Данная структура рабочей программы является примерной и может быть дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета (например, реализации практической части федерального компонента государственной образовательного стандарта).


Приложение 3

Перечень учебной литературы, рекомендованной для подготовки к ЕГЭ по биологии

  1. ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2007.

  2. ЕГЭ-2008. Биология. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Р.А. Петросова, Г.С. Калинова - М.: Эксмо, 2008.

  3. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2007.

  4. ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.

  5. Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2008.

  6. Калинова Г.С., А.Н.Мягкова, В.З.Резникова. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы 2008. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.

  7. Калинова Г.С., А.Н.Мягкова, В.З.Резникова. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Биология. - М.: Интеллект-Центр, 2008, 2009 – 248 с

  8. Калинова Г.С., Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2007, 2009 170 с.

  9. Калинова Г.С., Никишова Е.А. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по биологии. – М.: ООО «ТИД «Русое слово- РС», 2009, 120с.

  10. Калинова Г.С., Петросова Р.А. ЕГЭ 2008. Биология. Методические материалы. – М.: Эксмо,2008. – 96 с.

  11. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. Отличник ЕГЭ. /Биология/ ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. - 256 с.

  12. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Биология: ЕГЭ-2008: реальные задания. – М.: АСТ: Астрель, 2009, 20010. – 109 с.

  13. Петросова Р.А. ЕГЭ 2009. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, 2008, 2009. – 272 с.

  14. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.

  15. - Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М.: Дрофа, 2007.



Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях»

  1. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Резникова В.З., Мягкова А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2007

  2. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Резникова В.З., Мягкова А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2007

  3. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Л.Г. Прилежаева, В.Н. Кузнецова – М.: Вентана-Граф, 2007

Биология: Раздаточный материал тренировочных тестов/ Жеребцова Е.Л. СПб.: Тригон, 2008


следующая страница >>