microbik.ru
1


Как организовать управление успехом на уроке

  • Педагог-психолог

  • О.В. Троицкая

  • пед.совет 22.04.09г.


Приёмы, которые делают детей успешными на уроке



Вариант №1

  • Ученика вызывают к доске, предлагают ему тему, проблему, задачу, упражнение, вопрос;

  • затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается ( 1-2 человек);

  • затем они берут необходимые тетради, учебники, карты, пособия и удаляются на последнюю парту, где в течение (5-15 мин) идёт подготовка;

  • после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал.



Вариант №2

  • Ученики заранее, в начале четверти сообщают учителю, какую оценку они хотели бы получить по итогам четверти,

  • Затем учитель, если нужно, совместно с родителями и самим учеником договариваются о том, какие работы, в какой последовательности и форме ученик должен выполнить и в какой поддержке учителя он нуждается.



Вариант №3 «Опрос в форме диалогической пары»

  • Учитель предлагает на доске группу репродуктивных или проблемных вопросов и заданий по изученному материалу, заранее поставив балы сложности или ту оценку, которую могут получить ученики при выполнении каждого задания.



Вариант №4 Приемы ответов учеников

  • Один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответ предыдущего ученика;

  • Отвечает один ученик, оценивает с места – второй, дополняет – третий, готовит письменный ответ – четвёртый, составляет тезисы ответа на доске – пятый;

  • Приём, при котором, вопросы выстраиваются в такой форме, что ученики должны только лишь поднятием руки согласиться или не согласиться с утверждением. Например. А. С. Пушкин написал поэму «Светлана»? Н. В. Гоголь подсказал А. С. Пушкину сюжет «Мёртвых душ»? Слова «печь», «течь», «картечь» пишутся без Ь? Все эти утверждения неверны, но можно в том же стиле сделать верные утверждения;

  • Ученикам выдаются таблицы с пропусками важных предложений и слов. Учитель задаёт вопросы, а ученики должны вписать недостающее в соответствующие пропуски.



Вариант №5

  • Разделите класс на микрогруппы, дайте задание по предмету (группа задач, примеров, текстов и т. д.), включите секундомер или песочные часы.

  • Задача учеников состоит в том, чтобы как можно быстрее представить ответы, результаты и пояснения к ним в устной форме, если это потребуется.

  • Или модификация этой же работы. Каждый ученик получает задание определённой категории сложности, которое он должен выполнить, затем он помогает другим ученикам, нуждающимся в помощи.





Форма 1

  • Ученик не может решить задачу или выполнить задание у доски. Учитель обращается к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих он выбирает наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагает ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание. Оба участника получают оценки.

  • То же самое без выхода к доске может быть предварительно выполнено, если ученик заявил, что он не может выполнить задание, учитель сажает его за отдельную парту с помощником.



Форма 2

  • У доски отвечают наилучшим образом подготовленные ученики,

  • нескольким ученикам, не лучшим образом подготовившимся к уроку, учитель даёт задание сесть за стол учителя и внимательно слушать своих товарищей, записывать их ответы, сверяться с учебником,

  • после чего вся малая группа, которая сидела за столом учителя, выходит к доске и отвечает на вопросы, на которые только что отвечали другие.



Форма 3

  • Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на «отлично», на «хорошо» или на «посредственно», садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил оценку «3», он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.



Форма 4

  • При выдаче домашнего задания учитель сообщает:

  • кого он на следующем уроке пригласит на собеседование по всей теме,

  • кто будет отвечать у доски,

  • кто будет выполнять письменное задание,

  • кто будет отвечать в режиме тихой беседы своему однокласснику,

  • назначает по согласовании, с учениками, кто именно будет оказывать ему помощь в домашней подготовке, при этом одного или несколько учеников он может пригласить к себе домой или в учебный кабинет в назначенное время.





Достаточно хорошей оценкой могут быть

  • Маленькая грамота;

  • Благодарственное письмо или диплом «За победу на уроке», «За маленькое открытие», «За помощь другу», «За решение сложной проблемы или задачи»;

  • Благодарственная запись в дневнике;

  • Розетка варенья, маленький сувенир, открытка с дарственной надписью, книга, стихотворение, посвящённое ученику.



Учитель – это должность, состояние, потребность, образ жизни. Должность предполагает власть, и перед учителем стоит важная нравственная задача – либо отказаться от власти, и тогда необходимо освоить психолого- педагогические методы воздействия, не уповая на административный ресурс, либо пользоваться властью всегда в интересах ученика, разумно сочетая необходимые требования со стимулами, индивидуальный подход с просвещенной толерантностью! Тогда наши ученики станут успешными!

  • Учитель – это должность, состояние, потребность, образ жизни. Должность предполагает власть, и перед учителем стоит важная нравственная задача – либо отказаться от власти, и тогда необходимо освоить психолого- педагогические методы воздействия, не уповая на административный ресурс, либо пользоваться властью всегда в интересах ученика, разумно сочетая необходимые требования со стимулами, индивидуальный подход с просвещенной толерантностью! Тогда наши ученики станут успешными!