microbik.ru
1

Шкатулка учителя

Как организовать управление успехом на уроке.


Сейчас мы много говорим о личностно ориентированном обучении, которое предполагает создание психолого–педагогических условий для обучения каждого ученика на уровне его возможностей, в создании «зоны ближайшего развития для каждого ребёнка; всемерной актуализации познавательной мотивации учащихся. На деле продолжаем работать в привычном стереотипе, ничего не меняя, но высказывая желание видеть детей успешными. Для того, чтобы осуществить это В. М. Лизинский предлагает такие приёмы:

Слайд № 3. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оценивается также труд тренеров, если ответ не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

Слайд № 4. К сожалению, учителя довольно часто затрачивают известные усилия для того, чтобы доказать ученику, что он не может учиться на хорошую оценку, что он зря претендует на неё, что пусть скажет: «Спасибо, что получил оценку «удовлетворительно», тогда как в педагогике успеха задача видится не в том, чтобы регистрировать сложившуюся оценку, а в том, чтобы упорно и индивидуально вести ученика к хорошим знаниям, особенно если ученик заявляет, что ему нравится этот учитель, этот предмет.

Слайд № 5. «Опрос в форме диалогической пары».

Слайд № 6. Когда идёт опрос, одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остаётся или слушать, или делать вид, что слушают или не слушать, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос, многие учащиеся, однако, судьба выбрала не их. Как же сделать так, чтобы наибольшее количество учеников смогло ответить на заданный вопрос? Здесь могут быть использованы несколько приёмов.

Слайд № 7. Деление по группам.

Слайд № 8. Формы опроса всегда должны быть направлены не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. Форма 1, 2, 3, 4

Слайд № 14 Достаточно хорошей оценкой могут быть:

Учитель ежедневно определяет сам или вместе с активом лучших учеников недели по следующим номинациям:

         Лучший ученик среди отличников;

         Лучший ученик среди хорошистов;

         Лучший ученик среди средних учащихся;

         Самый трудолюбивый ученик;

         Самый активный ученик;

На каждого ученика заводятся дополнительные страницы в дневнике, в которые каждый учитель, представители ученического и родительского самоуправления, администрация школы могут сделать запись о любом движении в лучшую сторону, о любом хорошем поступке, о любом учебном успехе, о любой награде и победе. Примечание: сюда ни в коем случае нельзя записывать замечания, претензии, требования, обвинения и оскорбления.

Учитель – это должность, состояние, потребность, образ жизни. Должность предполагает власть, и перед учителем стоит важная нравственная задача – либо отказаться от власти, и тогда необходимо освоить психолого- педагогические методы воздействия, не уповая на административный ресурс, либо пользоваться властью всегда в интересах ученика, разумно сочетая необходимые требования со стимулами, индивидуальный подход с просвещенной толерантностью! Тогда наши ученики станут успешными!