microbik.ru
1

Как создать коллектив единомышленников?


Прочитав положение о всероссийском конкурсе предложений ветеранов труда « С высоты своего опыта…», я решила в нём участвовать, и на это есть серьёзные причины. Начну со знакомства:





























































































































Я, Бохан Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 49 лет, из них 34 года директором.




Это моё село, оно расположено на берегу реки Амыл на юге Красноярского края. Я в нём родилась и живу по сей день.





Это моя школа. В ней прошла большая часть моей жизни, это мой второй дом. И в этом доме постоянно проблемы, хотя сегодня они зашкаливают. Мне бы хотелось чуть прикоснуться к одной: как удержать молодёжь в школе и создать коллектив учителей - единомышленников.



Я проработала директором в Старокопской основной школе 34 года. Свою управленческую деятельность видела как организационно – педагогическую, условно деля её на воспитательную, инструктивно – педагогическую, педагогическую, общественно – организаторскую, административно – распорядительную, финансово – хозяйственную.

С высоты своего педагогического опыта считаю, что та школа имеет меньше проблем, где есть коллектив грамотных педагогов – единомышленников, но такой коллектив надо выпестовать. Молодые специалисты не должны тратить силы и время на исправление ошибок, надо их предупреждать. Мне повезло: получился замечательный коллектив, за который не стыдно. В школе 11 учителей, у всех в трудовой одна запись: «Принят в Старокопскую школу». 50 % учителей родились в Старой Копи и учились в этой школе. Среди них Калабина Галина Владимировна - победитель конкурса в рамках ПНПО «Лучших учителей РФ» 2006г. Ковалёва Любовь Николаевна, воспитатель, победитель в рамках краевой целевой программы «Дети» 2008г. Гуляева О.В.- учитель года Каратузского района в 2011г. И так каждый может сказать, что он имеет победы на краевом и федеральном уровнях, не говоря уже о районном.





Я узнавала каждого учителя на основе наблюдений, бесед, посещения уроков, контроля. Это давало мне возможность познакомиться с профессиональными способностями, уровнем воспитанности; узнать, любит ли профессию, а главное – любит ли и понимает детей. Помогала учителю войти в учительский коллектив.

В высказывании: «Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я пойму,

Вовлеки меня, и я научусь»

Я взяла за основу последнюю мысль: «Вовлеки…». Помогала молодому педагогу так, как хотела, чтобы помогали мне, когда я пришла первый раз на работу.

С чего всё начинала? Я знакомила со школой, проводила по классам и коридору, спортзалу, показывала кабинет, в котором будет работать молодой учитель. Проводила по школе и знакомила с каждым учителем. Так как это всегда была осень, учителя работали в своих кабинетах, можно было увидеть, как и что делается, а главное: в августе делается на весь год (оформление кабинета, рабочие программы, работа по самообразованию, план работы классного руководителя), потом будут другие не менее важные дела.

Обязательно рассказывала о традициях школы, единых требованиях к дневникам, журналам, тетрадям, педагогическому процессу. Если учитель после беседы оставался работать в школе, приводила его в кабинет, знакомила с журналом, рассказывала о детях, советовала обойти все семьи ещё в августе, чтобы познакомиться с условиями их жизни, а также узнать, всё ли готово к школе. Теперь останется чуть подумать и приготовиться к акции «Помоги пойти учиться»

Знакомила с историей села, его замечательными тружениками, традициями. Обязательно рассказывала о трудностях жизни на селе: нет благоустройства, мало молодёжи, до районного центра 8 км, но добраться очень трудно: мешает река.

В сентябре учитель привыкал к коллективу учителей и учащихся, выбирал себе руководителя стажировки (чаще выбирали меня), и к концу сентября писался приказ на стажировку по школе, утверждался план стажировки. Начинала с индивидуальной беседы «С чего начать?» (приложение). «Советы молодому учителю». В октябре, ноябре проводилась работа по плану, а в конце декабря проводился персональный контроль: проверялись планы, тетради, посещались уроки. После персонального контроля обязательно совещание при директоре, на котором молодой специалист рассказывал о первых месяцах работы в школе, об удачах и неудачах, задавал вопросы учителям – стажистам. Руководитель стажировки подводил итоги работы, обговаривал план на 2 полугодие, в котором определялись темы для работы по самообразованию и с кем из учителей индивидуально их проработать.

В мае снова персональный контроль. Цель его:

  1. Как изменилась работа учителя за полугодие?

  2. Как выполнены предложения коллектива?

  3. Каким был открытый урок?

  4. Каким было внеклассное мероприятие?

Выступал руководитель стажировки. Он оценивал деятельность молодого специалиста и предлагал темы, над которыми работать в следующем году. В ответ молодой специалист оценивал то, как коллектив работал с ним и чему научился в школе за год.

^ Второй год работы.

Составление плана работы самостоятельно, возможна замена руководителя стажировки. Молодой специалист сама решает, какие уроки будут открытыми, к кому сама сходит для пополнения педагогической копилки, как будет работать по темам, предложенным в прошлом году.

Многие вопросы решались во время бесед, проверок тетрадей и планов, во время предупредительного контроля с руководителем стажировки или с администрацией школы.

Стажировка дисциплинирует учителя, заставляет серьёзнее относиться к школе, урокам, себе, как учителю. В селе учитель на виду, самый грамотный и культурный человек.

^ Третий год работы.

Молодой специалист готовится к аттестации? Составляем вместе план работы на год и помогаю по мере необходимости.

В заключение хочу рассказать, как готовила на смену себе директора школы. Присмотрела в коллективе учительницу, поговорила с нею, обсудили на педсовете, получили добро. Все летние месяцы она работала со мною, то есть увидела все проблемы подготовки школы к новому учебному году. Потом весь учебный год вместе писали отчёты и сдавали их, проводили проверки и контроли, организовывали коллектив на выполнение общешкольного плана. Да разве мало работы у директора? В выборе я не ошиблась: как при мне, так и при ней школа занимает первое место в рейтинге школ района. В 2008 году школа получила грант, за 5 лет её работы школа постоянно на первом месте.

Со слов директора школы Констанц Ю.В.

«Три года интересной учебы в колледже и три года насыщенной яркими событиями институтской жизни пролетели быстро. И вот теперь меня уже не вызывают к доске. Я сама в школе сначала в роли учителя, а потом и директора.. Благодаря Людмиле Павловне я работаю в Старокопской школе уже 12 лет. Она очень добрый, отзывчивый, честный человек. Все годы она была мне наставником. Секрет её успеха простой: находить общий язык с учениками и коллегами, уважительное отношение ко всем, большое трудолюбие и ответственность во всем. И пусть мой педагогический опыт еще не столь велик… Пройдет еще десять, пятнадцать лет, но все равно я буду с такой же теплотой и с такой любовью вспоминать своего наставника, многие годы отдавшего делу воспитания и обучения молодого поколения»

Со слов учителя начальных классов Астраханцевой Т.А.

«Я очень люблю свою профессию. Примером для меня в выборе профессии была и есть прекрасный педагог Бохан Людмила Павловна, перед которой я преклоняюсь. «Частицу сердца отдавать кому-то,

Такая вот у нас с тобой работа…»

      Кажется, что эти замечательные слова она мысленно произносит, когда советует что-то или успокаивает при неудаче. Её опыт, эрудиция, такт, желание помочь коллегам и любовь к профессии, способность отдать всё это бескорыстно заслуживают уважения и являются для меня примером. Поэтому я всегда стремлюсь стать настоящим учителем, чтобы отдавать все свои знания, весь свой опыт и свое сердце детям и коллегам, как она.»


Приложение

^ Советы молодым учителям.


Эту беседу провожу с молодым специалистом сама в первый месяц работы.

Некоторые учителя вступают на своё педагогическое поприще смело, другие тревожатся. «С чего начать? Всё ли получится?» Уровень подготовки у большинства молодых учителей одинаков. Есть смелые, потому что в их сознании крепко сидит система работы школьного учителя. Вернее, внешняя её часть: в начале урока проверка домашнего задания, устный опрос, объяснение домашнего задания. Иногда после закрепления проводилась самостоятельная работа. Особенно чисто отработаны эти этапы у бывших десятиклассников. В 80 годы в сельских малокомплектных школах часто 1-2 работали десятиклассники, не поступившие в институт. Я сама вначале грешила этим, потому что кроме уроков часто бывала на уроках у мамы, «училась» мастерству. Вроде бы легко и просто. Как обманчива эта лёгкость! Даже простая перестановка этих этапов даёт сотни вариантов, и каждый из них, если к месту, имеет право на жизнь. Можно ведь начать урок с домашнего задания или самостоятельной работы, а закончить словарной работой. Можно начать урок с индивидуальной работы, продолжить работой в парах сменного состава, затем работой в малых группах и закончить проверочной работой. Помню урок молодой учительницы, вместе с которой заранее составили план, урок прошёл, а материал не усвоен. Говорю ей: «А почему Вы не сделали вот так. Вы ведь видели, что объяснение не поняли. Нужно было по- другому объяснить. Не понимают, снова скажи по- другому». А она в ответ: «Нас так не учили».

А ведь существует ещё множество других вариантов уроков: уроки – лекции, семинары, обобщающие уроки, интегрированные уроки, уроки конструирования, уроки…. – то, с чем молодой учитель ещё не сталкивался или о чём не имеет ещё чёткого представления. А если школа знакомится с какой – либо технологией и уже применяет элементы её на практике?

С чего начать учителю!? Во время стажировки я даю советы. Америку не открываю, но всё же, как показывает опыт, толк есть.

^ Совет первый.

Хорошо познакомьтесь со своими будущими учебниками. Обязательно просмотрите старые журналы, поделки, тетради. Прочитайте характеристику, написанную бывшим классным .Прочитайте план работы прошлого года. Обязательно сходите к детям, посмотрите, как они живут, соберите хотя бы часть класса и сходите на один день в поход. За один день узнаете детей больше, чем за четверть работы, а то и более. Серьёзных выводов не делайте, но записи в дневнике о каждом сделайте, это пока примерка . К 4 четверти мнение о каждом изменится, да и дети изменятся: они ведь растут. Но сейчас Вы будете знать, с кем начнёте новый учебный год.

^ Совет второй.


Тщательно продумайте, как будете ходить в школу, в чём будете ходить, как будете говорить с детьми. Следите за своим внешним видом. К сожалению, дети любят вначале красивых, так будьте хотя бы аккуратны и современны. Будьте строги к себе, легче будет спрашивать с детей. Не делайте вид, что не видите грязного платья, грязных ногтей, нечёсаной головы. Главное помните, что разговор об этом один на один, потом с мамой, и лёд тронется: постепенно будет по – вашему.. А вообще вспомните себя в школе в этом возрасте, какого учителя вы любили?

^ Совет третий.

Разговаривайте с ребёнком ласково, строго требовательно, называйте его только по имени. Каждый человек любит, чтобы к нему относились уважительно и обращались только по имени. Кто из учителей это усвоит, тот сдвинет горы непроходимые. Любые разговоры охотно ведите после урока, но не переступайте грани, не допускайте панибратства. Не просмотрите этот момент, тогда кажущийся авторитет скоро обернётся сорванными уроками и вашими слезами. Особенно хочу предупредить о следующем: в школе очень любят молодых учителей, влюбляются по- настоящему. Нельзя делать вид, что не замечаешь этого. Нужно один на один серьёзно поговорить таким ребёнком и действовать дальше по обстоятельствам. Возможно, даже придётся обходить такого вздыхателя «за сто вёрст». Большинство достойно переносят такую любовь, другие возмущены, и только двое за мою практику ответили взаимностью. В маленькой школе такой секрет не утаишь - пришлось с учителями расстаться.

^ Совет четвёртый.

Помните, вы попали в коллектив, где каждый знает себе цену. Вы, кстати, тоже. Практика на «5», и учились хорошо. Но всё же присмотритесь к коллегам, спросите у директора, чему можно поучиться у коллег, попросите разрешение посетить несколько уроков и попросите прийти на урок к вам. Не обижайтесь на советы, очень скоро вы поймёте цену хорошего совета. Зачем изобретать велосипед? Многие вопросы разрешатся в школе во время работы с коллегами. Нужно только слушать и слышать, смотреть и видеть.

^ Совет пятый.

Обязательно ходите в библиотеку, дети это замечают. Можно сходить с детьми, вы научите их правильно работать в библиотеке. Потом они не раз вспомнят вас добрым словом.

Работайте с детьми в сети Интернет, учите находить нужный материал, применять его при подготовке к урокам. Если даёте задание, то обязательно оценивайте его.

^ Совет шестой.

Теперь ответьте себе на вопрос: кем бы вы хотели быть? Как и в любой профессии, в деятельности учителя есть уровня : учитель – творец, учитель профессионал, учитель поневоле (как- то надо жить, где – то надо работать…

Учитель – творец. Этот путь достаточно тернист, так как требует слишком многого: отличного знания предмета и смежных дисциплин, методики их преподавания, возрастной психологии учащихся, постоянного изучения педагогического опыта, постоянного поиска новых форм и методов работы, знакомства с новыми технологиями.

Учитель – творец, как правило, человек эрудированный, глубоко порядочный. Стать таким трудно, но ему легко работать, и в условиях рынка он всегда найдёт себе достаточно хорошо оплачиваемую работу. Не думайте только, что таким нужно родиться: на 95 % решает ваша целеустремлённость

Учитель – профессионал – путь большинства наших учителей. Не только потому что им не под силу стать творцами, а потому, что семейные обстоятельства ( большинство всё же женщины) не позволяют отдавать основную часть своего времени любимому делу. Такой учитель ищет постоянно новое, а использует приёмы и методы, проверенные им или его коллегами. Учитель – профессионал хорошо готовит к выпускным экзаменам, ответственен. В условиях рынка такой учитель также обеспечен заработной платой, но ему постоянно думать надо о том, что рядом с ним есть учителя конкурентно опасные и доказывать, что он не хуже.

Третий вариант учителей даже комментировать не хочется. Можно лишь пожалеть их сегодняшних учеников и их родителей.

Что? Выбор сделан? Следует ли вообще с ним спешить? Советую не откладывать в долгий ящик, так как через 2-3 года перестраиваться будет трудно: нет времени, появилась семья, да и стереотип уже сложился. Так что договорились, что о том, каким быть, решили.

^ Совет седьмой.

Первым делом хорошо изучите учебники, по ним, в основном, вы будете работать: излагать материал, давать задания , составлять системы упражнений. Что значит, хорошо изучить учебник? Прежде всего уточнить, хорошо ли вы знаете, какой материал изучается в данном классе, хорошо ли вы знаете каждый вопрос в теоретическом плане. Необходимо понять, какие вопросы будут восприниматься школьниками трудно и почему (чаще всего потому, что мы сами эти вопросы недостаточно хорошо знаем или недолюбливаем). Но это лишь беглое знакомство. Чтобы знать учебник, необходимо внимательно проработать его с ручкой и бумагой, и так по каждому разделу. Выяснить, какова роль этого раздела в изучаемом курсе, какова связь вопросов, включённых в раздел, как толкуется авторами учебника каждый вопрос, не сложны ли будут вводные упражнения для самих учеников.

Не менее важные вопросы возникают и при рассмотрении упражнений. Вот некоторые из них:

  • Можно ли полностью пользоваться системой упражнений учебника,

  • Можно и нужно ли что – либо добавить, изменить,

  • Какие упражнения соответствуют обязательным результатам обучения, какие даны для более подготовленных учеников.

  • В каких заданиях есть ошибки.

Не спешите переделывать учебник и подвергать его сомнению. Над ним работали не один год, работали учёные, учебник прошёл конкурс. Купленные к учебнику методички также нужно сравнить с учебником, хорошо ознакомиться с ними, но я бы не советовала ими пользоваться постоянно, надо, думаю, сразу что – то вносить своё, развивать свою фантазию по планированию урока. Методички – то написаны для себя по своим детям, а у каждого учителя свои особенные дети, и каждый из них требует своё, особенное. Не скрою, что и сама беру иногда материал из методичек и нахваливаю автора: «Вот молодец! Как я сама до этого не додумалась!» Так что всё хорошо, если к месту, в меру.

^ Совет восьмой.

Необходимо научиться составлять системы упражнений. Думаете просто? Система упражнений – это набор вопросов для достижения определённой цели, которую нужно видеть очень чётко на любом этапе урока. У каждой цели специфические особенности. Должно быть ясно, сколько в системе упражнений, в какой они последовательности, сколько нужно сделать у доски, сколько индивидуально, в парах сменного и постоянного состава, сколько дома. Возрастает ли трудность в системе упражнений, охвачен ли весь учебный материал. Сколько времени будет работать «средний ученик», где у него возникнут затруднения. Лишь после достижения базового уровня целесообразно заниматься заданиями повышенной трудности или нестандартными упражнениями. Я говорю вообще о работе по любому предмету, а при стажировке работаем конкретно.

^ Совет десятый.

Дневник. Это горе и радость для ученика. Не забывайте про это. Дал задание – обязательно проверь, так как ученик ждёт оценки своей работы. Ему это важно. Однажды, я только начинала работать, моя коллега рассказывала:

- Садимся вечером ужинать, а отец рассказывает, что вспахал пятнадцать гектаров земли ( полторы нормы), и бригадир похвалил за качество работы. После ужина он просит показать дневники, кто как работал в школе, как зарабатывал себе хлеб.

Убедите родителей в важности роли дневника, добейтесь, чтобы дневник ежедневно дома просматривался. Сами оценку тоже сразу в дневник, и опять же неравнодушно. Равнодушия к ученику не должно быть « Тебе больно – мне больно, тебе радость – мне радость».

И последнее… Этими советами я не хочу ограничить объём подготовки молодого специалиста, если он хочет достичь высокого профессионализма. Я хочу чуть – чуть помочь стать нужной и квалифицированно – грамотной в маленькой сельской школе.

В селе школа – центр культуры и грамотности, а учителя пропагандисты этого.