microbik.ru
1



КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


Муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»


Психолого-педагогические рекомендации для работников пришкольного летнего оздоровительного лагеря


Основные цели работы педагога-психолога в школьном лагере:

- формирование положительного психоэмоционального состояния у детей;

- создание положительного эмоционального климата в коллективе;

- создание развивающих условий в лагере.


Задачи:

- развитие мотивационно-потребностной сферы;

- формирование и выработка коммуникативных навыков у детей;

-обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива;

развитие произвольности поведения;

- развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения.


^ Основные направления работы педагога-психолога в лагере:

- наблюдение за текущим психологическим состоянием детей;

- консультирование детей;

- консультирование педагогов;

- проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми разных возрастных групп.


Детский пришкольный лагерь – это хорошая возможность для педагога-психолога попробовать и отработать с детьми психологические игры и упражнения, на которые не хватает времени в учебном году.

Игровые занятия могут представлять собой синтез игротерапии, арттерапии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии и др.

Эти упражнения могут быть направлены на сплочение коллектива, развитие навыков группового взаимодействия, стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, повышение уровня эмоционального состояния, самоуважения, развитие креативности и др.

^ Педагог-психолог в ходе игр, проводимых с детьми, должен выступать в роли инструктора:

  1. Инструктор является руководителем и организатором игрового процесса. В этом качестве он может предоставлять участникам новую информацию, задавать вопросы и руководить игрой.

  2. Инструктор не должен выступать в роли судьи. 

  3. Необходимо избегать роли «эксперта», иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение.

  4. Не стоит навязывать участникам свои ценности и идеи.

  5. Стоит поощрять членов группы отвечать на вопросы, обращаясь друг к другу, а не через вас. Обсуждение будет продуктивным при непосредственном общении, когда участники смотрят друг на друга, а не только на вас.

  6. Инструктору необходимо помочь участникам выражать свои мысли и мнения.

  7. Как руководитель игры инструктор должен способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы.

  8. Необходимо стараться обращать внимание на процесс общения, помнить, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в процессе общения самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее полное представление о членах отряда.

  9. Выбирая ту или иную игру, нужно хорошо представить себе, какие цели вы ставите перед собой и перед участниками.

Правила поведения в игре:

  1. Добровольность участия при четком определении своей позиции.

  2. Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный тот ответ, который на самом деле выражает твое мнение.

  3. Необходимо стараться не превращать игру в обсуждение поведения кого-нибудь.

  4. Если участник игры не просит, то не нужно давать оценку его выступлению.

  5. Список литературы для подготовки к занятиям:

  6. 1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб., 1996.

  7. 2. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие. – М., 2005.

  8. 3. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрусинского. – М., 1994.

  9. 4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

  10. 5. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  11. 6. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

  12. 7. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1992.

  13. 8. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб., 2001.

  14. 9. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб., 2000.

  15. 10. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М., 2003.



Примерная программа работы педагога-психолога в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

По материалам http://psy.1september.ru/

Главная страница газеты «Школьный психолог»Содержание №16/2009




 

По волнам познания

^ Коррекционно-развивающая программа
в условиях летнего пришкольного лагеря


(Модификация известных технологий)

Данная программа ориентирована на развитие познавательной и эмоциональной сфер детей. Для нее характерен учет индивидуальных особенностей учеников, их личностных качеств. Осознавая свое «я», ребенок самоутверждается, стремится воздействовать на ситуацию, вступает в отношения с другими людьми. Он учится жить в гармонии с собой и окружающим миром.

При подборе дидактического материала, игр, упражнений предпочтение отдавалось ярким и занимательным иллюстрациям, что, несомненно, позволило повысить заинтересованность в данном проекте и привлечь к работе большее число детей.

Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.

Задачи:

• улучшить адаптивность учащихся;

• сохранить психологического здоровье;

• формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру;

• развивать коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;

• развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях и умение находить конструктивный выход из нее;

• формировать терпимость к различным мнениям;

• обучать приемам снятия эмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: ладошки разного цвета, музыкальное оформление «Звуки природы», «Музыка счастья», листы бумаги, карандаши на каждого участника, шаблоны домовых, «Парус настроения».

Основные приемы:

• игровые ситуации, требующие оказания помощи персонажу;

• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых свойств предметов;

• телесно-ориентированные техники;

• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять нервнопсихическое напряжение, обогатить эмоциональное поле ребенка.

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

I этап. Диагностический

1. Анкета на входе (приложение 16).

2. Отслеживание (ежедневное) эмоционального фона. Метод цветового выбора «Парус настроения» (приложение 17).

II этап. Основной

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий на совершенствование рефлексивного сознания младших школьников.

III этап. Завершающая диагностика

1. Анкета на выходе (приложение 16).

2. Метод цветового выбора «Парус настроения» (занятие 15, приложение 15).

Занятие 1

1. Упражнение «Цветные ладони»

Ведущий держит три вырезанные из бумаги и накленные на картон ладони — синюю, красную, желтую. Участники группы хаотично передвигаются по классу. Каждый из ребят должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами: если ведущий поднимает красную ладонь — надо пожать руку; синюю ладонь — дотронуться до плеча; желтую ладонь — поздороваться спинками.

2. Игра «Четыре стихии»

Играющие сидят в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля» все должны опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах.

3. Встреча с домовыми

Ведущий. В нашей школе живут домовые. Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда мы все расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее. Они рассказывают друг другу разные истории. Причем все наши домовые абсолютно разные, как и мы с вами. Одни любят веселые истории, другие грустные. Третий домовой любит сердитые истории. Четвертый любит страшные истории. Пряниками не корми — дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат, да шерстенка дыбом становится.

^ Сейчас я вам покажу этих домовых, а вы угадаете, кто из них кто (приложение 1).

А теперь возьмите листы бумаги, шаблоны домовых (приложение 2) и обведите его каждый у себя на листе, а затем дорисуйте лицо самого понравившегося вам домового.

Вопросы по завершении рисования

• Какие лица вы изобразили?

• Каких домовых получилось больше?

• В какие цвета вы их разукрасили?

• Покажите эту эмоцию на своем лице.

Детские рисунки (приложение 3).

4. Расставание «Подарим улыбку друг другу»

Дети по кругу передают тепло своей улыбки.

Занятие 2

1. Этюд «Цветок» (под музыку «Звуки природы»)

Ведущий предлагает детям в соответствии с его рассказом разыграть этюд.

Ведущий. Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок на солнце. Подставляет он теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем.

2. Упражнение «Ассоциации»

В бланке закрасить слово тем цветом, с каким оно ассоциируется. Использовать нужно синий, зеленый, желтый, красный, черный, серый, сиреневый, коричневый цвета (приложение 4).

Проводится общий анализ результатов: что в большей степени тревожит детей, а что радует (по тесту Люшера). Возможно использование других слов (паттернов).

3. Упражнение «Будь внимательным»

Ведущий говорит, что именно дети должны показать, но при этом показывает неправильно. Например: говорит «нос», а показывает рот. В конце игры отмечаются самые внимательные. Они получаю медальки «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» (приложение 5).

4. Упражнение «Необычный домик»

Ведущий. На прошлом занятии вы познакомились с домовыми. А сегодня от них пришло письмо. Прочитаем его, ребята? (Приложение 6.)

На общем листе ватмана каждый рисует необычный дом для домовых. В итоге получается город домовых. (На следующий день каждый ребенок получает от домовых сладкий подарок.)

5. Расставание «Подарим улыбку друг другу»

См. занятие 1.

Занятие 3

1. Игра «Картошка»

Дети передают по кругу «горячую картошку» (небольшой мячик), задача каждого — не уронить мяч. В случае если он падает, игра начинается сначала.

2. Игра «Ток»

По цепочке передается рукопожатие.

3. Упражнение «Заселение домовых в дома»

Ведущий. Вчера вы нарисовали целый город домовых, а сегодня мы с вами должны решить, какого домового в какой домик поселить. (Дети расселяют уже знакомых им домовых в дома.)

Но к нам в город пришли еще четыре домовых, и им так понравились ваши дома, что и им захотелось остаться жить здесь. Вот Усталый домовой, какой домик он займет? А это Любопытный, в какой дом мы его поселим? Это Обиженный и домовой Сказочник — какие дома подходят им больше всего? Вот мы и расселили всех наших домовых. Давайте еще раз назовем их по именам, я буду показывать домового, а вы говорите их имена (приложение 7).

4. Саморасслабление «Отдых на берегу моря»

Проводится под музыку «Звуки природы».

5. «Подарим улыбку друг другу»

См. занятие 1.

Занятие 4

1. Игра «Разведчики»

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

2. Игра «Море волнуется — раз...» (групповая работа)

Выбирается самая красивая групповая фигура.

3. Монотипия (тест Роршаха)

На листе бумаги, согнутом пополам, рисуются цветовые пятна и закрываются второй половиной листа. Затем нужно разгладить их поступательными и круговыми движениями. Открыть и рассмотреть со всех сторон, дорисовать до образа. Затем все рисунки выставляются на доску (приложение 8).

4. Расставание «Подарим улыбку друг другу»

См. занятие 1.

Занятие 5

1. Игра «Отгадай, кто мы»

Дети тянут листочки с названиями животных и должны изобразить их, а остальные угадывают, кто это (жираф, собака, поросенок, кот, лиса, волк, медведь, заяц и др.).

2. Графическая музыка

Под музыку все закрывают глаза, ребенок проводит на бумаге линии, правой рукой — любимым цветом, затем левой рукой — нелюбимым цветом. Нужно найти в этих линиях образы, обвести их карандашами и разукрасить (приложение 9).

3. Упражнение «Хочу»

Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо букву. Дети должны угадать букву, а угадав, записать ее на листок, из букв будет получено слово (улыбка, радость, дружба и др.).

4. Релаксация под музыку «На берегу моря».

5. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 6

1. Игра «Передай другому»

Дети стоят в кругу и по очереди подмигивают друг другу; щелкают пальцами; хлопают в ладоши. Все эти движения передаются по кругу.

2. Рисуем зоопарк

Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой по имени Любопытный. А пришел он к вам с большой просьбой: он хочет открыть самый необычный в мире зоопарк и путешествовать с ним по всему миру. А вас он просит нарисовать животных для его зоопарка, но не тех, которые живут на нашей планете, а тех, которые живут на других планетах, необычных, невероятных. Поможем домовому, нарисуем ему зверей? (Приложение 10.)

3. Игра «Цветные карандаши»

Выходят шесть детей, им раздаются цветные карандаши. Один водящий в течение двадцати секунд смотрит и запоминает, у кого какого цвета карандаши. Затем отворачивается. Ведущий собирает карандаши, а водящий должен раздать карандаши как можно точнее, не ошибившись с цветом.

4. Релаксация «Волшебный сон»

Проводится под музыку, которая называется «Музыка счастья».

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело (2 раза).
Будто мы лежим на травке,
На земной мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас
Ножки теплые у нас...
Дышится легко... ровно… глубоко... (длительная пауза).
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!

5. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Дети получают сладкие подарки от Любопытного домового за рисунки животных.

Занятие 7

1. Упражнение «Соберем в школу портфель»

Дети по кругу продолжают фразу: «Я положил в портфель...», каждый следующий ребенок должен повторить, что положил предыдущий, и добавить свое, последний называет все вещи.

2. Упражнение «Мусорное ведро»

Детям предлагается выбросить обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого на листочках ребята продолжают фразы: «Я обижаюсь...», «Я злюсь на...», «Я боюсь...», сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик.

3. Упражнение «Волшебный стул»

Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только добрые и приятные слова.

4. Игра «Воздушный шарик»

Дети стоят в кругу и легонько толкают шарик друг другу. Их задача: не допустить, чтобы шарик упал на пол.

5. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 8

1. Упражнение «Алфавит»

Дети одновременно ведут счет и называют буквы алфавита.

2. «Сочиняем сказку»

Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой Сказочник. Он знает много разных волшебных сказок. Но он решил попросить вас сочинить для него новую волшебную сказку. Выполним просьбу Домового?

^ Итак, по кругу каждый придумывает события, которые будут происходить в сказке.

3. Групповой рисунок

Детям предлагается нарисовать придуманную сказку, ее героев, дома, предметы, животных, все, что присутствовало в сказке (рисунок вывешивается). (Приложение 11.)

4. Расставание «Подари улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 9

1. Упражнение «Приветствие по кругу»

Каждый участник по кругу передает фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Привет», «Здравствуйте» и др.

2. Упражнение «Что изменилось?»

Участники становятся в две шеренги друг напротив друга. Игроки первой команды поворачиваются спиной ко второй. Каждый участник второй команды делает по три изменения в своей одежде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый ищет изменения в одежде стоящего напротив. Затем участники меняются ролями.

3. «Графический диктант»

Выполняется на листочках в клеточку (приложение 12).

4. Упражнение «Солнышко»

Детям предлагается нарисовать солнышко, а от него три лучика, на каждом лучике написать свои лучшие качества. Затем листок передается по кругу (он подписан), и каждый по желанию добавляет лучики и пишет лучшие качества этого человека.

5. Расставание «Передай рукопожатие».

Занятие 10

1. Игра «Путаница»

Водящий должен распутать «узелок» из учеников, не разорвав цепи.

2. Упражнение «Я — взрослый»

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий дает инструкцию: «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают. Эти люди очень вас любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще».

Желающим предлагается рассказать о себе — «взрослом», каким он станет.

З. Игра «Маленький принц»

Пришедший в гости домовой Художник, предлагает представить, что у каждого из детей есть своя планета, и просит ее нарисовать (приложение 13).

Обсуждение

• Какого размера эта планета?

• Кто на ней живет?

• Какой характер у ее жителей?

• Можно ли добраться до этой планеты?

4. Упражнение «Ладошка»

Ведущий. Положите свою левую ладошку на лист бумаги, раздвиньте пальцы и обведите ее. На каждом пальце напишите что-нибудь хорошее о себе («я — красивый», «я — добрый», «я — умный» и т.п., рисунки вывешиваются).

5. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 11

1. Упражнение «Половинка к половинке»

Участники группы садятся в круг, им предлагается улыбнуться друг другу. Затем каждый по очереди говорит половину того слова, которым он хотел поприветствовать группу («при-вет», «здо-рово»). Рядом сидящий произносит вторую половину слова, а затем половинку своего приветствия соседу слева.

2. Упражнение «Я положил в мешок»

По кругу один ребенок называет, что он положил в мешок (фрукты, овощи, игрушки и т.п.), следующий называет то, что назвал предыдущий, и добавляет свое.

3. «Закодируй слово»

Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой Художник и предлагает сыграть с ним в увлекательную игру. Перед вами лист бумаги с 10 клетками. Я буду называть по порядку слова, а вы будете делать к каждому рисунок в квадрате, в конце игры нужно вернуться к началу и подписать каждый рисунок тем словом, которое я называла.

Слова: 1) дорога, 2) дом, 3) река, 4) мост, 5) радость, 6) время, 7) солнце, 8) прыгать, 9) ночь, 10) семья.

4. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 12

1. Упражнение «Закончи слово»

Детям надо по кругу закончить слово, начинающееся со слогов: по, на, за, ми, му, че, до, пры, ну, за, но, мо, ма, ру, ва, ра, па.

2. Упражнение «Цепочка»

Каждый участник берет лист бумаги, прикрепляет его впереди стоящему на спину и рисует карандашом на нем рисунок (рисунки рассматриваются и отправляются домовому Художнику).

3. Упражнение «Бывает — не бывает»

Если бывает, надо хлопнуть в ладоши.

• папа ушел на работу

• поезд летит по небу

• кошка хочет есть

• человек вьет гнездо

• почтальон принес письмо

• яблоко соленое

• бегемот залез на дерево

• шапочка рубиновая

• дом пошел гулять

• туфли стеклянные

• на березе выросли шишки

• волк бродит по лесу

• волк сидит на дереве

• в кастрюле варится чашка

• кошка гуляет по крыше

• девочка рисует дом

• ночью светит солнце

• зимой идет снег

• рыба поет песни

• корова жует траву

• мальчик виляет хвостом

• хвост бежит за собакой

• кошка бежит за мышкой

• петух играет на скрипке

• ветер качает деревья

• писатели пишут книги

• строитель строит дом

• водитель ведет троллейбус

• лодка плавает по небу

• собака гуляет по крыше

4. Реласакция «Волшебный сон»

См. занятие 5.

5. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 13

1. Упражнение «Тропический ливень»

Подул легкий ветерок (дети потирают ладонь о ладонь),

Закапали первые капли дождя (щелчки пальцами).

Дождь забарабанил еще сильнее (легкие постукивания по груди пальцами рук).

Дождь зашлепал по лужам (удары ладонями по коленям).

Пошел град (топанье ногами).

Затем все производится в обратном порядке и заканчивается словами: «Все стихло». Каждое новое движение передается по кругу, то есть каждый следующий начинает выполнять движение, когда его закончит сосед.

2. Упражнение «Моя вселенная»

На листе бумаги нарисованы семь кругов, в центре – еще один круг. В семи кругах нужно написать:

• мое любимое занятие;

• мой любимый цвет;

• мой лучший друг;

• мое любимое животное;

• мое любимое время года;

• мой любимый сказочный друг;

• моя любимая музыка.

А в центральном круге пишутся имя и фамилия ребенка. Затем дети по желанию зачитывают, что их окружает, дарит радость и является их вселенной.

3. Упражнение «Рисую спиралью»

Ведущий. Сегодня к нам опять пришел домовой Художник. Он решил устроить выставку ваших работ. Поможем ему? Но рисунки будут нарисованы необычным способом – это главное условие того, чтобы рисунок домовой Художник взял на выставку. Мы с вами будем рисовать спиралеобразными линиями. Вот посмотрите несколько работ домового Художника» (приложение 14).

4. Методика «Самооценка»

Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я» (анализ самооценки участников занятия).

5. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 14

1. Игра «Передай мишку»

Участники встают в круг. Руки скрепляют в замок за спиной. Первый участник зажимает между грудью и подбородком игрушку и таким образом передает ее стоящему слева. Если игрушка падает, то все начинается сначала. Если долгое время не удается пройти круг, тех, кто роняет игрушку, выводят из игры, остаются самые ловкие.

2. Упражнение «Доскажи»

Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой Сказочник. Он решил проверить, насколько хорошо вы знаете сказки. Он выбрал из сказок словосочетания, например «живая вода», «шапка-невидимка», но пока шел к нам, второе слово из каждого словосочетания потерял. Давайте поможем домовому и вспомним окончание каждого выражения.

Скатерть­самобранка

Коверсамолет

Василиса Прекрасная

Иванушка­дурачок

Царевналягушка

Крошечка­хаврошечка

Иван Царевич.

Баба­яга

Гуси­лебеди

Волшебная палочка

Хрустальный башмачок

Лягушка­путешественница

Сапоги­скороходы

3мей Горыныч

Избушка на курьих ножках

Мечкладенец

Сивкабурка

Добрый молодец

Кощей Бессмертный

Чудо­юдо рыбакит

Конекгорбунок

Жарптица

Мышканорушка

Мертвая вода

Курочка ряба

Соловейразбойник

Дед Мороз

З. Игра «Переправа»

Перед участниками раскладывается веревка (река). Их задача: переправиться через нее в роли какого-либо животного, а все остальные должны угадать, кто это.

4. Упражнение «Ладонь»

Ведущий. Обведите на листе свою левую ладонь. Каждый пальчик превратите в человека и дайте ему имя.

5. Реласакция «Волшебный сон»

См. занятие 5.

6. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Занятие 15

1. Упражнение «Назови противоположное»

Ведущий. Я буду поочередно каждому из вас называть слово. Вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение. Старайтесь отвечать быстро и правильно.

Начало — конец

Бедный — богатый

Тепло — холодно

Верх — низ

Добрый — злой

Больной — маленький

Мокрый — сухой

Низкий — высокий

Веселый — грустный

Чистый — грязный

Потолок — пол

Медленный — быстрый

Больной — здоровый

Молодой — старый

Жара — холод

Мягкий — твердый

Легкий — тяжелый

Война — мир

Охладить — нагреть

Толстый — тонкий

2. «Парус настроения»

Ведущий. Сегодня к нам на наше последнее занятие пришли все домовые, которые были у вас в гостях (выставляются рисунки домовых) или тихо наблюдали за нами из своих домиков, любезно нарисованных вами. Они пришли попрощаться и пожелать вам хорошего отдыха и веселых каникул. Они приготовили паруса для нашего корабля, который оправится в страну каникул, страну веселья, отдыха и хорошего настроения! Вот только эти паруса белого цвета, а домовые просят вас закрасить их в те цвета, которые преобладали в вашем настроении в течение всего времени пребывания на нашей площадке.

Ребята разукрашивают паруса корабля (приложение 15), которые разбиты на клеточки по числу участников группы.

По окончании занятия все ребята получают подарки от домовых.

3. Расставание «Передай улыбку»

См. занятие 1.

Ведущий. Я тоже прощаюсь с вами и желаю хорошо отдохнуть и с новыми силами начать новый учебный год.

^ Ожидаемый результат

Благодаря психолого-коррекционным методам воздействия на детей, лежащим в основе данной программы, она будет способствовать формированию умения решать не только доступные практические, но и сложные проблемные задачи. Доброжелательный эмоциональный настрой педагога-психолога вызовет у детей позитивное отношение к занятиям, благодаря чему появится желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.

Данная программа позволит развить и закрепить адекватные способы ориентирования в окружающем мире, в основных свойствах и отношениях предметов. Гибкая структура занятий поможет формированию коммуникативных качеств, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление.

Работая по этой программе, необходимо постоянно помнить: педагогическое творчество психолога не должно содержать опасности, ставящие под удар свободу, психику и личность ребенка, его физическое и психическое здоровье. Эмоционально положительное отношение ребенка к занятиям — залог успешной работы педагога-психолога.

Марина АНДРИЯНОВА,
педагог-психолог,
Староалейская средняя
общеобразовательная школа № 2,
Алтайский край




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



 

Приложение 2



 

Приложение 3

Детские рисунки





 

 

Приложение 4



 

Приложение 5



Приложение 6

 

Дорогие ребята, нам было очень приятно познакомиться с вами!

Мы хотели бы и дальше дружить и встречаться с вами на ваших занятиях! Ведь у нас есть чем поделиться с вами — это и сказки, и веселые игры, и добрые советы! Но и вы тоже можете нам сделать много приятного, уже одни портреты чего стоят. Мы всю прошлую ночь любовались ими! Спасибо вам огромное за такой подарок!

А сейчас мы обращаемся к вам с новой просьбой! У вас у всех есть свой дом, нам бы тоже хотелось иметь собственный уголок, маленький домик. И сегодня мы просим вас придумать и нарисовать для нас домики. Мы будем очень благодарны вам, если вы откликнетесь на нашу просьбу!

^ С наилучшими пожеланиями, ваши ДОМОВЯТА!!!

 

Приложение 7



 

Приложение 8



 

^ Детские рисунки



 

Приложение 9

Детские рисунки





 

Приложение 10

Детские рисунки





 

Приложение 11

Детские рисунки



 

Приложение 12



 

Приложение 13

Детские рисунки





 

Приложение 14

Детские рисунки





 

Приложение 15

Парус настроения



 

Приложение 16

Анкета на входе

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем пришкольном лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы.

1. Какие первые впечатления ты получил, придя на площадку?

2. Чего ты ждешь от посещения нашей площадки?

3. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь на нашей площадке интересной и радостной для всех?

4. В каких делах здесь ты бы хотел поучаствовать?

5. Что ты любишь делать (один и с кем-нибудь)?

6. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

7. Посещал ли ты раньше нашу площадку?

8. Что для тебя самое важное в лагере?

9. Пожалуйста, закончи следующие предложения:

• Я пришел на площадку, потому что...

• Я не хочу, чтобы здесь...

• Я боюсь, что...

Фамилия, имя__________________________________________________________________

 

^ Анкета на выходе

Близится к концу время нашей встречи.
Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.


1. Что было самым важным для тебя?

• на площадке,

• в твоем отряде,

• в отношениях между сверстниками.

2. Что тебе понравилось на площадке?

3. Что тебе не понравилось на площадке?

4. Какие мероприятия тебе понравились больше всего?

5. Переживал ли ты здесь такие состояния («да — нет»)?

• восторг, радость;

• обиду;

• одиночество;

• творчество, полет фантазии;

• уверенность в себе;

• усталость;

• «меня не поняли» и почему;

• «я нужен» и почему;

• счастье.

6. Изменилось ли что-то в тебе?

7. Что нового ты узнал про себя?

8. Какие радости и трудности ждут тебя?

• завтра,

• в сентябре.

9. Что бы ты хотел пожелать себе?

10. Что бы ты хотел пожелать другим ребятам?

11. Что бы ты хотел пожелать педагогам (учителям), работавшим с вами на площадке?

12. Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо»? Постарайся выбрать трех самых важных для тебя людей.

13. Пожалуйста, закончи предложения:

• Я рад(а), что...

• Мне жаль, что...

•  Я надеюсь, что...

Твой автограф на память.

Фамилия, имя ____________________________

 

Приложение 17

Диагностика эмоционального состояния на начало и конец дня

В каждом отряде имеется кораблик настроения. Дети, придя утром на площадку, должны закрасить клеточку на корабле и парусе в зависимости от настроения в данный момент: хорошее — красным цветом; плохое — синим; среднее — желтым.

Уходя, должны будут сделать то же самое.






Подготовлено ЦПМСС Солнечногорского района,

с использованием материала ИД «Первое сентября»