microbik.ru
1


Компетентностно-ориентированный подход в образовании


Новое содержание образования заключается в освоении учащимися набора ключевых компетентностей.

  • Новое содержание образования заключается в освоении учащимися набора ключевых компетентностей.

  • В документах по модернизации образования записано «Основным результатом образовательной деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».



Компетенция – готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

  • Компетенция – готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

  • Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором (меню) способов деятельности.



Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений.

  • Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений.

  • Ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.



Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? (Д.Равен «Компетентность в современном обществе», 2002)

  • Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? (Д.Равен «Компетентность в современном обществе», 2002)

  • Способность работать самостоятельно без постоянного руководства.

  • Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе.

  • Способность проявлять инициативу.

  • Готовность замечать проблемы и искать пути их решения.

  • Умение анализировать новые ситуации.

  • Способность уживаться с другими.

  • Способность осваивать знания по собственной инициативе.

  • Умение принимать решения на основе здравых суждений.





В системе сертифицирования компетентностей, разработанной экзаменационной комиссией Оксфорда-Кембриджа выделяются ключевые компетентности нескольких основных областей:

  • В системе сертифицирования компетентностей, разработанной экзаменационной комиссией Оксфорда-Кембриджа выделяются ключевые компетентности нескольких основных областей:

  • Коммуникация

  • Операции с числами

  • Информационные технологии

  • Работа с людьми

  • Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности

  • Разрешение проблем



В российском образовании акцент ставится на формирование следующих компетентностей:

  • В российском образовании акцент ставится на формирование следующих компетентностей:

  • Информационной

  • Коммуникационной

  • Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)



В образовательных стандартах 2004 г.



В образовательных стандартах 2010 г.



В пояснительной записке стандартов



Каждый учитель-предметник должен хорошо знать:

  • Пояснительную записку и общие положения образовательных стандартов;

  • Образовательные стандарты по своему предмету;

  • Требования образовательных стандартов (знать, уметь, применять)

  • На формирование ключевых компетентностей работают все учителя.









Действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся.

  • Ставить трудные, но достижимые цели.

  • Включать учащихся в различные виды деятельности.

  • Создавать разные формы мотивации.

  • Создавать условия для проявления инициативы.

  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

  • Учить задавать вопросы и высказывать предположения.



Действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других.

  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.

  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности

  • Учить работать в группе.

  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

  • Показывать ученикам как можно самостоятельно учиться.



Основные компетентности учителя

  • Умение организовывать самостоятельную деятельность учащихся.

  • Умение организовывать учащихся на работу в малых группах.

  • Умение организовывать ситуацию выбора способов работы, материала.

  • Умение использовать различные виды мотивации.

  • Умение использовать различные формы оценивания образовательных результатов (самооценивание, рейтинговая оценка, портфолио, карта успешности).

  • Умение организовывать рефлексию хода занятия и полученных каждым учеником своих образовательных результатов.