microbik.ru
1


МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»


Работа на конкурс

«Воспитать человека»

Номинация: классный руководитель ОУ.


Учителя начальных классов

МОУ «Гимназия»

Мамутиной Натальи Александровны


2011 год.

Описание опыта воспитательного процесса.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

 В. Сухомлинский

Я – классный руководитель 3 «в» класса МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина». Каждый день вместе со своими учениками я погружаюсь в особый мир- мир детства, мир радующий, удивляющий и непредсказуемый. Как же сделать так, чтобы каждый день для моих учеников был интересным, насыщенным, полезным и плодотворным?
Главная задача каждого классного руководителя – создать систему воспитательной работы. Именно над этим я работаю третий год.
Цель воспитательной системы - во взаимодействии с семьёй создать воспитательное пространство, обеспечивающее формирование образованной, духовно- нравственной, творчески активной личности, адаптированной к современным условия жизни.
Задачи:

  • создавать классный коллектив как воспитывающую среду, обеспечивающую социализацию каждого ученика;

  • совершенствовать нравственные качества личности;

  • воспитывать уважение к себе и окружающим (на основе взаимопомощи, толерантности, доброты);

  • создавать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

  • воспитывать в учениках гражданственность, патриотизм, уважение к историческому наследию Родины.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях. Системообразующую деятельность коллектива я представляю в виде модели:














Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Приоритетным направлением в воспитательной системе является духовно-нравственное воспитание.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

  • Во-первых, общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  • Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  • В-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Воспитывать нравственные качества не просто. В этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще? Это возможно только в том случае, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

Воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших человеческих качеств. Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка,      вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где  ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что  там его ждут. В создании такой атмосферы велика заслуга классного руководителя. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым   своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его права проявлять свое  «Я». Я, как классный руководитель, создаю  такую воспитательную среду, при погружении в которую происходит личностный рост ребенка.

По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

  1. Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.

  2. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи

  3. Нравственный уклад жизни обучающихся должен осуществлять на основе нравственного примера педагога.

  4. Главное средство воспитания - заряд доброты.

Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Стремись найти свою цель в жизни!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья.      “Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим   миром, связано с моей семьёй”, - писал Вильгельм Гумбольт.

В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности.  Тот дух, который царит в семье,   оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Суть  взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  Это помогает мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Работу с родителями строю по трем основным направлениям:

  • психолого – педагогическое просвещение родителей (конференции, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания и тренинги);

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс (помощь в организации и проведении внеклассных дел: мероприятий, праздников, походов, экскурсий);

  • участие родителей в управлении учебно – воспитательным процессом (работа родительского комитета: помощь в организации внеклассных мероприятий).


Стараюсь, чтобы педагогика была не только для меня, но и для родителей. Вместе ведем наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

        Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства  личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе. Я стремлюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности  каждого ребёнка. Поэтому в моём классе важная роль отводится самоуправлению. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству. Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые посвящены:

  • выбору актива класса;

  • созданию законов класса;

  • распределению поручений.


С целью развития индивидуальных особенностей ребёнка, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.  В моей работе существует немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей. Диагностический инструментарий:

  • метод социологического опроса (в ходе анкетирования или беседы мною выясняется мнение учеников и родителей);

  • пословицы и поговорки являются прекрасным материалом для проведения классных часов, часов общения, индивидуальных собеседований с учащимися. С  их помощью можно провести диагностическое исследование в коллективе. Как ребёнок понимает то или иное высказывание, какими примерами  он его аргументирует, как он определяет нравственную подоплёку пословиц и поговорок;

  • социометрические исследования (исследование позволяет не только изучить привязанности учащихся в коллективе, но и определить нравственные приоритеты во взаимоотношениях детей);

  • методика незаконченного предложения;

  • проектные методы (рисуночный тест);

  • анкетирования.

Современные педагогические технологии создают реальные возможности для их использования в воспитательной системе для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Я применяю следующие технологии:


  • технология развивающего обучения;

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение;

  • технология исследовательского обучения;

  • технология современного проектного обучения;

  • ИКТ.


Для меня, как для учителя начальных классов целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего развития является:

со­действие формированию ценностной сферы учащихся посредством создания условий для освоения ребенком социокультурных ценностей, для позитивной социализации, куль­турной идентификации и самореали­зации младших школьников.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

  • формирование нравственного смысла учения;

  • укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • формирование эстетических потребностей;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
    формирование патриотизма;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания.






Направления деятельности

Основное содержание

Виды деятельности

1.

«Я – гражданин своей страны»


(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)



  • первоначальные представления о национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил этики, культуры речи;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;

  • умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к
    грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.




• получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг);

• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр);

• ознакомление с историей и культурой Нижегородского края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников, экскурсий);

• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);


2.

«Душа обязана трудиться»

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)


  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.




В проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на предприятия, встреч с представителями разных профессий;

• узнают о профессиях своих родителей;

• получают первоначальные навыки сотрудничества, (в ходе сюжетно-ролевых игр);

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (участие в разработке и реализации различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения (трудовые акции);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

3.

«Я – и окружающий мир»

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде - экологическое воспитание)


  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.




усвоение элементарных представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе бесед, просмотра фильмов);

получение первоначального опыта непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов);

получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (на пришкольном участке, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц);

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.

4.

«Чем я богат»

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях -эстетическое воспитание)


  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

• получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России;

• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе внеклассных мероприятий), посещение фестивалей народного творчества, тематических выставок);

• обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в пространстве образовательного учреждения и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду;

разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

• обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей;

обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;

• получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности;

• участие вместе с родителями в проведении музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ;




Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитательные результаты:

  • приобретение обучающимися социальных знаний,

  • формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, родному краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • опыт социальной коммуникации;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;

  • сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно- значимой деятельности;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал.

         Каждое утро, идя в школу, я знаю, что  там, возле кабинета, меня ожидают уже они, мои воспитанники.  Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.  И я старюсь  дать полезный совет каждому, направить на тот единственно правильный путь. Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия;  способности прощать ребенка.  Учитель – ученик –  единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное  богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна  почва, на которой он будет расти.